Перейти к основному содержанию

Коммунисты против «реформаторов»

Цена противостояния пока 6,7 миллиарда гривен коммунальных долгов. Кто заплатит?
13 октября, 00:00

Вчера и сегодня в Украине под знаменами Компартии звучали лозунги протеста против роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. От «правящего режима» требовали объявить мораторий на их повышение, прекратить судебное преследование должников, имеющих доход ниже прожиточного минимума; запретить отключение газа и электричества в квартирах малоимущих семей, вернуть систему государственных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству, запретив приватизацию облэнерго и вернув в госсобственность все ранее приватизированные энергораспределяющие предприятия.

В общем, стремление левых воспользоваться сложной ситуацией в предвыборных целях налицо. Однако действительная глубина проблем, имеющихся в области энергетики и жилищно- коммунального хозяйства такова, что ее, естественно, не «поднять» в пылу митинговых страстей и обвинений.

Правительство пытается сделать это своими методами. В частности, в конце сентября Кабинет Министров поручил ведомствам разработать законопроект о взыскании с населения пени за несвоевременную оплату электроэнергии. Это определено распоряжением «Об утверждении плана мер по реализации долгосрочной тарифной политики на оптовом рынке электроэнергии» от 26 сентября 2001 г. Правда, при этом правительство делает (по-видимому, специально для сегодняшних демонстрантов) оговорку: создаваемый проект может быть направлен на рассмотрение Верховной Рады в месячный срок «после полного погашения задолженности по заработной плате и социальным выплатам».

Распоряжение предусматривает постепенное повышение тарифов на электроэнергию для населения до 100% стоимости ее производства и передачи в период до 2004 года, ликвидацию льгот по оплате электроэнергии для отдельных категорий потребителей и внедрение механизма адресных дотаций для оставшихся льготников. (По данным Нацкомиссии регулирования электроэнергетики, уровень тарифов на электроэнергию для населения в настоящее время соответствуют 70% фактической стоимости ее производства и передачи).

Впрочем, говорить о наличии долгосрочной государственной политики в области энергетических и жилищно-коммунальных тарифов, а тем более, о государственной политике в области энергетики можно лишь с немалой натяжкой. Напомним, что запланированное на 20 сентября голосование по закону об оптовом рынке электроэнергии перенесено на неопределенный срок. Как считают эксперты, это продиктовано отсутствием у правительства сформированного мнения об этом законе, на который Президент Леонид Кучма 30 июля наложил концептуальное вето, опасаясь, что он приведет к повышению тарифов на электроэнергию, монополизации закупок дешевой электроэнергии отдельными поставщиками и потребителями, а также разрушит систему распределительных счетов энергорынка. Вместе с тем ряд бывших руководителей ТЭК и энергокомпаний поддержали закон, считая, что он предусматривает создание конкурентной среды на энергорынке, что, в частности, повысит эффективность работы электроэнергетики и ее инвестиционную привлекательность. Спрашивается, способны ли демонстранты, под какими бы знаменами они не выходили на улицу, внести конструктивные предложения в этот диалог?

Кстати, немалую лепту в нерешение этого вопроса внесло предыдущее правительство Ющенко—Тимошенко. Именно тогда чехардой «новаций» на энергорынке и обещаниями зарубежным инвесторам повысить цены на электроэнергию была заложена «хорошая база» для нынешних протестов. Хотя, конечно, сейчас вряд ли кто-то возьмет на себя ответственность за сложившуюся ситуацию.

Тем временем отрасль нуждается в деньгах, иначе она станет просто опасной. Достаточно сказать, что уже полностью исчерпали свой ресурс 98% энергоблоков тепловых электростанций. Изношенность энергосетей страны, по данным Минтопэнерго, привела к тому, что технологические потери электроэнергии в них составляют 20% транспортируемого ее количества и постоянно растут: в 1996 году они составляли немногим больше 12%, а сегодня в таких областях как Хмельницкая, Волынская, Закарпатская, Тернопольская, Херсонская, Одесская доходят до 36—44%. По оценкам экспертов, Украина ежегодно теряет в электросетях электроэнергию, для производства которой необходимо до 10 млрд. кубометров газа.

Представители энергоснабжающих компаний считают, что немалую долю в общих технологических потерях электроэнергии составляют так называемые «коммерческие» потери — неучтенная электроэнергия, которая была поставлена потребителям. В результате постоянно снижается и рентабельность украинской энергетики. Так, средний показатель рентабельности облэнерго в первом полугодии составил почти «минус» 7% (против «минус» 2,3% — за аналогичный период прошлого года). Наряду с высокими потерями в сетях энергетики объясняют свои низкие финансовые результаты недостаточным размером тарифов на передачу электроэнергии. По их мнению, возрастающие потери электроэнергии, оказывающие немалое давление на тарифную политику, можно снизить, в частности, путем усовершенствования сбытовой работы с потребителями и замены приборов учета. Это просто невозможно при нынешнем уровне тарифов.

А еще наши энергетические беды, по-видимому, немалым образом связаны с массовым разворовыванием энергетического имущества. Это явление приобрело чрезвычайный характер и делает невозможной стабильную работу энергосистемы. Независимый отраслевой профсоюз энергетиков Украины даже обратился по этому поводу к руководителям государства. «Если облгосадминистрации не окажут поддержки энергетикам, треть электросетей в областях не будут надлежащим образом подготовлены к работе в осенне-зимний период 2001— 2002 годов, — утверждает профсоюз и предупреждает, что это «перечеркнет надежды на надежное энергоснабжение». По информации представителей энергоснабжающих компаний, хищения имущества в электросетях особо активизируются во время отключений потребителей от электроэнергии в осенне-зимний период.

Этот замкнутый круг, как представляется, можно разомкнуть не иначе как путем наведения порядка: в учете, в платежах, в технике, транспортирующей энергию от производителей к потребителям, и даже в охране соответствующих объектов. Энергетики заверяют, что после этого рост цен прекратится, и электроэнергия даже подешевеет.

Но потянет ли население очередное повышение энергетических и во многом производных от них жилищно-коммунальных тарифов? Отвечая на этот вопрос «Дня» лидер фракции СДПУ(о) в парламенте Александр Зинченко сказал: «Наш взгляд на эту проблему такой. Мы признаем, что существование тарифов в их нынешнем виде не дает возможность поднимать и решать многочисленные проблемы жилищно- коммунального хозяйства, обновлять основные фонды этой сферы. И если нам так и не представится возможность поднять тарифы, то это будет означать гибель отрасли в целом. Но тут для нас важно, какими шагами и в какой последовательности будет идти процесс этого повышения. Если населению, особенно его наименее защищенным слоям, не будет предварительно повышена заработная плата, то мы против повышения тарифов. Если мы фиксируем, замораживаем зарплаты и пенсии, а тарифы поднимаем, то социальный кризис неминуем. Нам абсолютно ясно, что любые решения в этой сфере должны сначала предусматривать рост социальных расходов, улучшение социальных стандартов и лишь затем — через месяц-два — решение вопроса о пересмотре коммунальных платежей. Если же сделать наоборот, то мы будем иметь чрезвычайно острую социальную ситуацию, и я не могу оправдать администраторов, которые через свои службы не предупредили население о росте коммунальных тарифов, своевременно не оказали нуждающимся в этом людям, работникам бюджетной сферы — учителям, врачам, военным — адресной помощи. Все эти вопросы должны рассматриваться в комплексе и не могут решаться отдельно один от другого».

Расхлебывать эту кашу в предвыборный период придется правительству Кинаха.

Впрочем, судя по высказываниям председателя Госкомитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Валерия Черепа, запас кабминовского оптимизма в этом вопросе еще не исчерпан. По его словам, в нынешнем году государство выплатит субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям с низким совокупным доходом почти на миллиард гривен. В дальнейшем действующую схему собираются пересмотреть с тем, чтобы сделать помощь более адресной и выплачивать ее в виде реальных денег, которые можно было бы потратить как на непосредственную оплату услуг, так, скажем, и на приобретение современных счетчиков, использование которых заметно снижает и расход ресурсов и, соответственно, суммы, выплачиваемые по счетам жилищно-коммунальных организаций. В.Череп также рассказал «Дню» о намерениях Госкомитета добиваться упорядочения и даже снижения отдельных видов жилищно-коммунальных услуг. Ведь общая задолженность населения в жилищно- коммунальной сфере на сегодня составляет 6,7 млрд. гривен. Понятно, что повышение тарифов при нынешнем уровне жизни может привести лишь к наращиванию этой цифры. «В этом случае на каком-то этапе мы можем вообще разрушить систему жилищно-коммунального хозяйства», — считает председатель комитета. Выход он видит в том, чтобы реструктуризировать долги населения при одновременном реформировании жилищно- коммунальной сферы, направленном на то, чтобы сделать все услуги и тарифы на них экономически обоснованными и понятными населению.

Как сказал В.Череп, выводя людей на демонстрации, коммунисты хотят нажить политический капитал, но лучше бы они и их сторонники включились в конструктивную дискуссию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать