Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Конвертируемые традиции

Выпускники училища им. Глиера ценятся во всем мире. Уже 135 лет
27 ноября, 00:00

Первый профессиональный музыкальный вуз Украины — Киевское государственное высшее музыкальное училище им. Р. Глиера — в этом году отмечает свое 135-летие. Юбилейная программа очень насыщена. Во-первых, традиционные уже на протяжении полустолетия ежегодные концерты, на которых выступают лучшие воспитанники. Недавно состоялась презентация компакт-дисков и фортепианных произведений современных украинских композиторов (Щуровского, Ищенко, Гасько) для детей в исполнении студентов и преподавателей училища. Весной пройдет Х фестиваль «Шевченківський березень», посвященный 190-летию со дня рождения великого Кобзаря. В программе прозвучат произведения Тараса Григорьевича, в том числе концертное исполнение оперы «Катерина» Аркаса. В фестивале примут участие симфонический, духовой, эстрадный, народный оркестры, камерный и женский хор, ансамбли, солисты, учащиеся детской школы-студии при КГВМУ. Одна из программ будет посвящена памяти композитора Ивана Карабица. В концертах прозвучат произведения украинской и зарубежной классики, современные и редко исполняемые сочинения.

В середине декабря в Доме офицеров выступит Симфонический оркестр студентов училища. Концертное турне Женского хора глиеровцев пройдет по городам Киевщины. А весной состоятся гастроли этих двух коллективов в Испании. В рамках фестиваля «Премьеры сезона» слушатели смогут познакомиться с творчеством молодежи училища, исполняющей произведения украинских авторов. Студенты подготовили тематические концерты, посвященные юбилярам: из наследия Ревуцкого, Горовица, Чайковского, Прокофьева, Мишуги, Глинки, Брамса, Степового, Римского-Корсакова и др. мероприятия.

Месяц назад старейший вуз нашей столицы возглавил Сергей Волков (музыкант, педагог, концертмейстер, кандидат искусствоведения, доцент НМАУ им. П. Чайковского, автор серии научных работ, посвященных проблемам творческого образования).

— Вы недавно стали директором училища им. Глиера. В каком состоянии получили музыкальное «хозяйство»? Будете ли делать революцию, кардинальные шаги по перестройке вуза или обойдетесь косметическими действиями?

— Коллектив училища устоялся, имеет хорошие, глубокие традиции. Педагоги — очень опытные специалисты. Ныне у нас трудятся 21 доктор и кандидат искусствоведения, 24 народных и заслуженных артистов, 13 заслуженных мастеров культуры, лауреаты международных конкурсов. В активе педколлектива — подготовка учащихся к различным фестивалям и конкурсам. За пять лет 200 глиеровцев завоевали награды на самых престижных музыкальных форумах. Лучшие традиции обязательно продолжим. Но некоторые изменения в структуре, конечно же, произойдут.

Мы хотим поднять уровень подготовки наших студентов. Есть разные варианты, как лучше этот вопрос решить. Ныне он находится в стадии разработки. Сейчас училище готовит специалистов по восьми специальностям: фортепиано, струнные, духовые и ударные, народные инструменты, пение, хоровое дирижирование, музыковедение и эстрадное искусство. Обучается 660 студентов по госзаказу и на контрактной основе. Кроме прекрасной профессиональной подготовки выпускники получают хорошее среднее образование. В учебных программах есть курс «Музыкальные компьютерные технологии», который включает теорию и практику, что, безусловно, пригодится выпускникам в их дальнейшей деятельности. Наше училище готовит артистов ансамблей, оркестров, хоров, концертмейстеров, преподавателей детских музшкол. Лучших студентов мы рекомендуем для продолжения профессионального образования в творческих вузах Украины и даже за рубежом.

В стенах училища родились Международный конкурс молодых пианистов им. В. Горовица, фестивали «Киевские летние музыкальные вечера» и «Шевченківский березень». Мы проводим «Школы исполнительского мастерства», «Летние музыкальные академии», научно- теоретические конференции молодых музыковедов и др.

Немало предстоит сделать, чтобы улучшить материальную базу училища. Нашему зданию почти полвека. Нужен капитальный ремонт. Работать приходится в разных районах Киева. Пока выходим из положения благодаря помощи музыкальных школ, которые позволяют использовать их классы для занятий. Но это полумеры. Назрел вопрос постройки нового корпуса. Разработан проект. В мэрии столицы лежат на утверждении документы о выделении земли (около одного гектара) под постройку и реконструкцию старого здания. Вопрос, к сожалению, несколько затянулся. Хотя у нас есть положительное решение из Голосиевской райрады. Ждем, когда городские власти Киева утвердят бумаги. Нам нужны инвесторы. Ищем спонсоров.

— Сергей Михайлович, в училище восемь факультетов, а какой самый популярный у абитуриентов?

— Огромен интерес молодежи к клавишным инструментам (особенно фортепиано), эстраде и пению. Довольно популярный факультет народных инструментов.

— Известный российский пианист Николай Петров считает, что слишком много ныне музыкантов, окончивших фортепианные факультеты и, на его взгляд, следует ограничить набор. А вы как думаете?

— Культуры не может быть много. Она или есть, или ее нет. Я не согласен в этом вопросе с Петровым. Мы даем возможность раскрыть молодежи свой талант. Другой вопрос, что трудоустроить всех выпускников не можем. Это при социализме все работали, получая гроши. Зато ныне, если музыкант талантлив, то он может проявить себя в разных сферах.

— Но не секрет, что, получая прекрасное образование, очень многие музыканты уезжают работать за рубеж. Готовите кадры для заграницы?

— Все творческие вузы Украины обучают кадры, готовые выехать за рубеж. Там больше маневра, возможностей, лучшая оплата труда музыкантов. Да, проблема есть. Надеюсь, что в скором будущем ситуация в Украине изменится в лучшую сторону. Будет не менее престижно жить и работать в своей стране и не искать лучшей доли за рубежом. Но с другой стороны, марка глиеровцев высокая. Наших выпускников ценят, а это огромная заслуга преподавателей. Связь времен и традиций мы не нарушаем. А те, кто работает за рубежом, являются послами украинской культуры.

— Каковы, на ваш взгляд, болевые точки музыкального образования Украины?

— Мне кажется, что в Минобразования несколько поспешили, дав разрешение выдавать лицензии на подготовку творческих специальностей. Многие педагогические вузы Украины открыли факультеты, выпускающие исполнителей, режиссеров, дирижеров. А у них нет опыта подготовки таких специалистов. Они хорошо готовят теоретиков, но не исполнителей. Например, получив диплом «Певец», выпускник педвуза не становится артистом. Да, у него есть знания, но он, скорее, все же методист, а не исполнитель. Вот и получается, что сегодня на сцену выходят исполнители, имеющие «корочку» (диплом), но исполнительских навыков и традиций они не знают. Я уверен, научить может лишь тот, кто сам хорошо знает свой предмет, а педагоги нашего училища Профессионалы и Мастера с большой буквы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать