Кравчук спешит на помощь...
Первый президент предлагает ввести «экологический трибунал»
О том, что Леонид Кравчук собирается посетить приют для беспризорных животных в Пирогово, мы узнали случайно. Леонид Макарович пришел в редакцию поделиться информацией, из-за которой, как он признался, не мог спать двое суток. Ежегодно в лабораториях студенты уничтожают по 100 тысяч животных, а некоторых собак и кошек, бывает, по 8 раз используют в качестве учебного материала на операционном столе. Первый президент Украины считает, что в Украине необходимо создать так называемый экотрибунал — некое «всевидящее око», — который бы фиксировал факты жестокого обращения с животными, а потом демонстрировал лица этих людей всей стране.
...Семилетний хозяин трех попугаев и двух кошек последнее время не мог заснуть. Каждый вечер из квартиры напротив, где жил, как принято говорить, неблагополучный социальный элемент, доносился собачий писк и вой. И каждый вечер мальчик просил отца забрать животное, которое, как он был уверен, там мучают. Сосед оказался только «за», разве что оценил своего Шарика в три бутылки водки и 50 гривен. В итоге в двухкомнатной квартире живут теперь три попугая, две кошки и собака.
История, которая, кстати, произошла буквально несколько дней назад, примечательна тем, что обернулась «хэппи эндом». В приюте для животных, расположенном в Пирогово, помнят дни, когда сюда приносили десятки «ненужных» кошек и собак. Это в лучшем случае. В худшем — голубых кровей дога, равно как и лишенных благородных предков дворняг, сотрудники находили на улице с переломанными конечностями, изможденных недельным голоданием и экспериментами, которые над ними проводили люди. Президент международной организации «Общество защиты животных «SOS» Тамара Тарнавская вспоминает, что у нее — журналиста радио «Свобода» — идея создать приют для бездомных животных возникла после увиденной в Киеве сцены.
Два подростка с недюжинным усердием пытались выцарапать котенку глаза. Когда же она подошла и поинтересовалась мотивами столь агрессивных действий, из-за угла появился отец мальчиков и предупредил: если еще раз подойдешь к моим «чадам» — горько пожалеешь. Затем, как известно, была громкая история разоблачения тогдашнего пироговского учреждения, где за все время его существования было уничтожено 1,5 млн. животных. При помощи международных организаций скрытой камерой был снят фильм о том, какими методами в столице Украины регулируют ситуацию с бездомными животными. В Европе его показали почти по всем ведущим телеканалам. У нас на презентации фильма вызывали «скорую». В посольства Украины было направлено более 2, 5 млн. писем; результатом стала ликвидация «живодерни» и появление на ее месте приюта для бездомных животных...
У Леонида Кравчука посещение приюта всколыхнуло воспоминания о своих взаимоотношениях с «братьями меньшими». «В свое время мой Цезарь очень тяжело переносил сделанную ему прививку — все время скулил, выл. Чтобы хоть как-то поддержать его, я решил ночевать на первом этаже на диване. Цезарь положил мне голову на плечо, и мы с ним так и просидели до утра». Философия Леонида Макаровича такова: цивилизованное общество не может жить по нецивилизованным законам. А украинские вряд ли можно к ним отнести, если только в научных целях умерщвляется такое количество животных.
Во всех европейских странах количество четвероногих в городах сейчас регулируют при помощи стерилизации. Помимо этого обязательно и наличие закона о защите животных. В некоторых государствах за жестокое с ними обращение карают даже не штрафом, а лишением свободы (в Польше — от двух до семи лет). Студенты-биологи уже давно используют вместо живого материла компьютерные программы и муляжи. По словам Т. Тарнавской, в Украине ситуация с гуманным отношением к животным более-менее благополучна лишь в вузах. Королевское общество защиты животных Лондона поспособствовало появлению в стенах КНУ им. Т. Шевченко современных технологий обучения биологов. Нередко обращаются за материалами и другие вузы. В остальном на протяжении многих лет — без изменений. Законопроект «О защите животных от жестокого поведения» провисает» в Верховной Раде почти год, в деле массовой стерилизации, которая помогла решить проблему бездомных кошек и собак во всем мире, пока что не пошло дальше разговоров. Зато показателем продуктивности работы столичных коммунальных служб, по словам Т. Тарнавской, остается количество умерщвленных животных. «У меня возникает вопрос, — продолжает президент «SOS», — почему с каждым годом в Киеве, согласно официальной статистике, количество бездомных кошек и собак увеличивается, при том, что показатель отловленных животных также возрастает?».
По данным столичного управления ветеринарного обеспечения, в Киеве насчитывается 200 тысяч беспризорных кошек и собак. Жертвами укусов последних стабильно становятся около 4 тысяч человек в год, заболеваемость животных бешенством увеличилась в прошлом году, по сравнению с 2003-м, в 4,5 раза. «В управлении понимают, что массовое уничтожение животных не решит проблему, она требует комплексного подхода». К тому же в этом направлении делается немало. К примеру, в конце прошлого года была принята новая редакция Киевской городской программы решения проблем содержания домашних и других животных. Среди основных направлений — изучение правил, положений и других нормативных документов, регулирующих сосуществование людей и животных в городе, проведение общегородских противоэпидемических мероприятий, содействие разработке и введению новых гуманных методов эвтаназии в городе, обмен опытом с зарубежными государствами, пропаганда гуманного отношения к животным среди киевлян.
Интересно, что если верить социологам, проблемы жестокого обращения с животными в Украине быть не должно. Наоборот, им сочувствуют 45% украинцев (согласно исследованию Института социологии НАНУ), и сопереживают в большей степени лишь беспризорным детям, немощным инвалидам и пожилым. Тем не менее, основываясь на собственном опыте, Тамара Тарнавская утверждает, что дождаться от украинцев помощи для приюта, который не финансируется из горбюджета, практически нереально. Когда сгорело здание, где находились кошки, на призыв откликнулась лишь пенсионерка-инвалид из небольшого населенного пункта в Швейцарии. Под Новый год приют получил две 12-килограммовые посылки, в которых были связанные ею покрывала для животных. А когда в Киеве услышали о том, что американцы забрали с собой 45 приютских четвероногих, на следующий день сюда «сдали» еще 62 животных, по тем или иным причинам не подходивших своим хозяевам.
Конечно, было бы некорректно утверждать, что у нас от «братьев меньших» только отказываются. Их «усыновляют», и дальнейшая жизнь у них складывается очень даже неплохо. Но в то же время случаи, когда в приюте просят такую собаку, «чтобы сосед позавидовал», — также не редкость. «Проблема украинцев заключается в нежелании что-либо менять и незнании, как это делается», — считает президент SOS. По ее мнению, ситуация не требует больших капиталовложений — на 37 гривен, которые выделяет город на отлов и усыпление одного животного, можно было бы простерилизовать двух. Кроме того, считает она, в Украине не воспитывается гуманное отношение к животным. «Мой сын учился в Норвегии, и там, как в детском саду, так и в школе, детей постоянно окружали кошки и собаки (вакцинированные, конечно). А учительница постоянно говорила им на уроках, что животные — наши соседи по планете, а значит к ним нужно относится с любовью».
Во время своего пребывания в Украине бывший посол США Карлос Паскуаль взял из приюта в Пирогово собаку. На первых порах в резиденции дипломата Чарли чувствовал себя дискомфортно — скучал по сотрудникам приюта и по шумной компании себе подобных. Вскоре в упитанном и пушистом создании угадать бывшего беспризорника стало нереально. Отбывая на родину с Чарли, Карлос Паскуаль написал в письме президенту «SOS», что уезжает с наилучшими воспоминаниями, а самоотверженность, с которой сотрудники приюта делают свое дело, заставила его по-другому посмотреть на мир...
Выпуск газеты №:
№15, (2004)Section
Панорама «Дня»