Кредиты пахнут рисками
Правительство критикует НБУ за неэффективностьПремьер-министр Анатолий Кинах на втором подряд заседании Кабинета Министров жестко раскритиковал НБУ из-за завышенных, на его взгляд, кредитных ставок в украинских банках. «Банковская система неэффективна, в первую очередь, из-за изолированности от реальных секторов экономики», — считает премьер. Глава Кабмина удивляется, почему при уровне инфляции за последние 14 месяцев в 5,7% средняя стоимость кредитов в Украине составляет около 30% годовых. Премьер-министр опасается, что отечественные банки окажутся неспособны активизировать свою финансовую политику вслед за ростом экономики. «Это проблема для Украины сегодня является одной из главных», — говорит Кинах.
Банкиры объясняют нынешний уровень кредитных ставок дороговизной привлекаемых на рынке ресурсов. «Если мы берем вклады по ставке под 30%, то нужно понимать, что кредиты ниже этого уровня быть не могут. Ведь банк должен хоть что- то зарабатывать. Это элементарно», — объясняет кредитный инспектор «Проминвестбанка» Олег Шестопал. На его взгляд, позитивные тенденции в украинской экономике уже сейчас начинают влиять и на кредитную политику банков, но это процесс во многом инерционный, и его результаты проявятся лишь через некоторое время. Очевидно, прежде чем подешевеют кредиты, нужно, чтобы снизились и ставки, по которым банки привлекают средства вкладчиков. Кстати, в марте эта тенденция уже наметилась практически во всех украинских банках.
Тем временем обеспокоенность по поводу того, что кредитные ставки и рост экономики изменяются не синхронно, высказал и вице-премьер по вопросам АПК Леонид Козаченко. «Как нам работать с банками, если кредитные ставки даже выше, чем в прошлом году?» — спрашивает вице-премьер. Он не исключает, что в этом году агропромышленный комплекс будет вынужден снизить объем кредитования в банках. Причем не из-за уменьшения потребностей, а «благодаря» слишком высокой цене банковских денег. Попытки повлиять на ситуацию административным путем пока успеха не имеют. «Мы спрашиваем у Национального банка, почему такие высокие ставки, и они не могут ответить», — сокрушается Козаченко.
Впрочем, на вопрос журналистов Нацбанк отвечает без проблем. «Кредиты дорогие потому, что в банках много старых плохих активов. Много кредитов, выданных в прошлые годы, не были погашены, эти убытки ложатся на банки, которые вынуждены компенсировать потери высокими ставками новых кредитов», — считает заместитель председателя НБУ Анатолий Шаповал. Проще говоря, то, что банки не смогли получить в период падения экономики, они пытаются вернуть сейчас. Именно поэтому, по словам Анатолия Шаповала, ставки высоки, даже несмотря на снижение Нацбанком официальной учетной ставки до 12,5%. Впрочем, НБУ не проявляет особого энтузиазма при вливании средств по цене учетной ставки. И без того объем денежной массы в украинской экономике в прошлом году увеличился на 46%. Любые искусственные гривневые интервенции в таких условиях угрожают дополнительными курсовыми рисками на валютном рынке. Ведь если гривни в экономике окажется больше, чем нужно, она станет дешеветь. Исходя их этого, Нацбанк преимущественно заинтересован как раз в том, чтобы национальных денег экономике не хватало. Это позволяет эффективней регулировать баланс на валютном рынке.
На последнем заседании Кабинета Министров по этому поводу случилась довольно острая дискуссия. Министр экономики Александр Шлапак говорил о необходимости возобновить девальвацию гривни, чтобы стимулировать рост экспорта, сдающего позиции в последнее время. Но глава НБУ Владимир Стельмах выступил категорически против этой идеи. По его мнению, экономика страны будет развиваться быстрее в условиях стабильности курса национальных денег. Сама дискуссия в правительстве по поводу будущего гривни говорит о том, что валютные риски в стране остаются высокими. И руководству правительства, видимо, стоит учитывать, что и этот фактор нестабильности банки будут закладывать в ставку при выдаче кредитов.
Как бы в ответ на слова Леонида Козаченко, повышенную рискованность отмечают банкиры и когда речь заходит о кредитовании села, ведь этот бизнес зависит прежде всего от капризов погоды. «Агропромышленный комплекс всегда является отраслью повышенного риска для банков. Причем это относится не только к украинскому АПК. Во всем мире считается, что вкладывать деньги в сельское хозяйство очень рискованно. Это, конечно же, влияет на ставку кредитов», — говорит начальник кредитного управления «Укрсоцбанка» Наталия Нышпорская. Но, с ее точки зрения, украинские банки «очень хотят работать с селом», так что дефицита интересных кредитных предложений для сельских хозяйств не предвидится. В целом же Наталья Нышпорская отмечает, что ставка кредита — это компромисс между спросом клиентов и интересом банка, так что в интересах стабильной экономики кредиты будут неизбежно, хотя и постепенно, дешеветь.
Что же касается несоответствия ставок кредитов и инфляции, то очевидно, на роль более объективного показателя стабильности украинской экономики претендует именно цена денег в банках. Финансисты, как никто другой, чутко реагируют на уровень рисков. И раз они считают, что выдавать кредиты нужно под 30%, а не под 15, значит, оптимистические оценки правительства состояния украинской экономики еще требуют подтверждения.
Выпуск газеты №:
№59, (2002)Section
Панорама «Дня»