Кризис заканчивается
Начинается настоящая катастрофа, считают «информированные оптимисты»Все принятые правительственные меры — от убаюкивания населения до административного сдерживания курса и продления (в четвертый раз и до последней капли крови) условно добровольной конверсии ОВГЗ — результатов не дали, а лишь растянули катастрофу во времени. Не помогло даже то, что сам шеф Нацбанка Виктор Ющенко «имел предчувствие, что конкретные позитивные показатели, которые бы (!) характеризовали стабилизацию ситуации, близки» (вот она — вершина абстракции мысли, чего не скажешь об интуиции).
Перед смертью нового валютного коридора Нацбанк в лице Минфина лишился почти 200 млн. грн., погасив среднесроковые ОВГЗ 1997 года, не обменянные на конверсионные облигации. Но что интересно, НБУ «убедительно попросил» комбанки, получившие эти деньги, перевести их на депозитные счета НБУ или реинвестировать в другие государственные долговые обязательства. Тут уже не выдержали нерезиденты и завопили, что невозможность (благодаря НБУ) конвертировать гривневые доходы от этих облигаций не что иное, как дефолт — отказ от выполнения обязательств путем изменения «правил игры». А правительство им словами начальника казначейства «Райффайзенбанк-Украина» Сергея Монюхи агентству Интерфакс-Украина спокойно отвечает, что под текстом соответствующего постановления нет подписи В.Ющенко, а это значит, что Нацбанк и не обязан вовсе выполнять нормы постановления, поскольку является независимым (даже от Кабмина) госорганом.
Но Нацбанк старается и, бросив тратить свой резервный фонд на искусственное поддержание гривни, принялся искать денежки хорошо известными методами надевания смирительных рубах на «денежные жилы». Во-первых, обязал комбанки до конца текущей недели предоставить «полную и развернутую информацию» о наличии валюты на собственных валютных счетах некоторых предприятий. Во-вторых, предписал все тем же банкам по «поручению предприятий и расчетных документов» бесспорно взыскать средства с их основных счетов. Словом, траурная процессия вырисовывается: впереди банки, за ними — добитое национальное производство. Содержание некрологов тоже несложно предсказать. Сначала В.Ющенко скажет что-то о кризисе и всеобщем контроле с введением нового валютного коридора. Затем министр финансов Игорь Митюков, всплакнув, — пару слов о необходимости плавающего курса. А потом начнут искать виноватых. Тут Л.Кучма об отсутствии большинства в парламенте скажет, а премьер пообещает спасти гривню, завалив бюджет собранными налогами и возвращенными долгами...
Кстати, иногда хочется быть правительством — этаким ни за что не отвечающим, отстраненным субъектом. Кризис буянит вовсю, промышленности и мелким банкам уже куплены белые тапки турецкого производства, на черном рынке за доллар дают 4.50, пачка «Ариэля» стоит почти шесть гривен, народ на грани срыва, зарплат не платят, а премьер строго обещает наказать банки, играющие на рынке ОВГЗ, как бы не зная, что на этом самом рынке вот уже четвертую неделю никто и ни во что не играет. Но пальма первенства в поиске объяснений, безусловно, принадлежит министру экономики Василию Роговому. Он (эврика!) нашел причину кризиса. Она проста: «реформы проводились не в том направлении». Как, а они проводились? И в каком таком направлении, интересно было бы знать? В ответ абсолютно серьезное заявление: «Назрела необходимость изменения функций правительства, его места в коммерческой деятельности, что нашло отражение в пакете антикризисных мер правительства». Все ясно. «Антикризисный» пакет — это некий бизнес-план Кабмина, своего рода презентация коммерческой деятельности. Жаль только, что расплачиваться за этот «товар» придется вынужденному и постоянному «покупателю» всего правительственного производства, то есть налогоплательщику. Кстати, этому же министру принадлежит и шутка о том, что инфляция в сентябре составит 7,5%. И все это, по словам Л.Кучмы, — «как никогда профессиональное правительство». Не исключено, что именно поэтому и кризис у нас не какой-нибудь, а самый что ни есть «профессиональный» — глубокий и серьезный.
КСТАТИ
Пребывая в своем округе в Житомире, бывший председатель Фонда госимущества Юрий Ехануров высказался относительно антикризисных мер правительства. По его словам, они вызывают очень большие дискуссии, и не все из них однозначно положительно восприняты работниками коммерческих банков, некоторыми должностными лицами, депутатами и, самое главнее, подчеркнул он, населением, предпринимателями и предприятиями, сообщает корреспондент «Дня» Валерий КОСТЮКЕВИЧ. Особенно, по высказыванию народного депутата, ему не нравится непоследовательность, просматривающаяся в идеях властных институтов, и в частности то, что какое-то решение принималось, а потом шел «откат». В качестве примера он привел введение 75% обязательной продажи иностранной валюты, вырученной предприятиями, что быстро было снижено до 50%. «Подстрекнули народ, подняли шум и гам вокруг... И все», — прокомментировал ситуацию Ю. Ехануров. «Второе, — продолжил он, — когда ввели конверсию государственных ценных бумаг в банках, сказали, что она будет добровольной, в друг ввели как обязательную — несколько дней буквально буря была в коммерческих банках — а потом, после выступления Президента сказали, что будет она добровольной». По мнению народного депутата «есть ощущение, что в правительстве нет единой точки зрения даже на то, что уже принято». Его удивление как бывшего должностного лица вызывает и то, «что подписанные правительством или Президентом документы дискутируются некоторыми ведомствами».
Выпуск газеты №:
№185, (1998)Section
Панорама «Дня»