Перейти к основному содержанию

Кто будет стрелочником?

В бюджете страны три «ошибки»: на сорок семь, четыре с половиной и два миллиона гривен
18 марта, 00:00

Кульминация нынешней скандальной ситуации, скорее всего, приходится на минувшую пятницу, когда глава фракции Компартии Петр Симоненко официально сообщил, что депутаты заметили расхождения в бюджете, принятом на сессии парламента, и бюджете, подписанном председателем Верховной Рады и Президентом. По его словам, была сфальсифицирована стенограмма парламентского заседания, на котором принимался бюджет. Оппозиционная «тройка» еще раньше выступала с подобными заявлениями. Впрочем, вчера собравшиеся лидеры и представители депутатских фракций и групп приняли не совсем понятное простому народу резюме о том, что ими не исключается фальсификация государственного бюджета Украины на 2003 год на сумму 310 млн. грн. То есть сумма отличий между бюджетами есть, но сам факт фальсификации еще не установлен.

Лидер фракции КПУ поведал, что рабочая группа изучила весь процесс прохождения госбюджета-2003 в третьем чтении. «Пришли к выводу, — сказал он, — что фальсификация произошла». Однако при этом он добавил, что практически подтверждается фальсификация бюджета на сумму 47 млн. грн.

Отвечая на вопрос журналистов, можно ли говорить о выражении недоверия главе бюджетного комитета, П.Симоненко отметил, что пока речь идет об изучении всех документов и вынесении конкретных предложений на рассмотрение Верховной Рады на основании установленной вины конкретных лиц. Он также сообщил, что во время заседания в четверг настаивал на том, чтобы вначале разобраться со сложившейся ситуацией «среди народных депутатов», а потом рассматривать вопрос об ответственности работников аппарата Верховной Рады. П.Симоненко, правда, намекал на увеличение финансирования на округах определенных народных депутатов, а также говорил о нарушении соотношения финансирования, установленного постановлением правительства. «Это было сделано специально», — подчеркнул лидер фракции. П. Симоненко не назвал конкретных фамилий — иначе пришлось бы бросить тень на политических союзников.

Более определенно высказывался член фракции Социал-демократической партии (объединенной) Нестор Шуфрич. Он подтвердил, что приложение к бюджету на 2003 год, в котором речь идет о расходах бюджета на 47 млн. грн., не совпадает с тем вариантом, который был роздан депутатам для голосования. По его словам, юридическое управление Верховной Рады изучило разные варианты госбюджета и пришло к выводу, что расхождения в них, по разным оценкам, составляют 47—59 млн. грн. Н.Шуфрич рассказал, что депутаты обратили внимание на то, что при распределении средств местных бюджетов приблизительно на 11 млн. грн. увеличены нормативы в бюджете Винницы и Винницкой области, а также Черкасс. В частности, заложено дополнительно 4,5 млн. грн. в пользу Винницы и, кроме того, 2 млн. грн. направлены на реконструкцию стадиона в этом городе. «Это немного неприятно, потому что по Виннице был избран руководитель бюджетного комитета», — отметил Н.Шуфрич. В то же время он подчеркнул, что пока депутаты никого не обвиняют, поскольку только получили документы для изучения. Н.Шуфрич отметил, что глава бюджетного комитета обязан еще раз побеседовать с народными депутатами и руководителями фракций о сложившейся ситуации с фальсификацией бюджета. «Такого в Верховной Раде еще не было», — подчеркнул депутат, добавив, что парламент принципиально отнесется к разрешению сложившейся ситуации.

Так что же в принципе произошло, и достаточно ли этого события для того, чтобы отменять бюджет и переходить к ручному управлению финансами страны, ставя под вопрос нормальную работу школ и больниц, оборону, правопорядок и другие бюджетные сферы? Или же расчет заведомо сделан на то, что парламент не пойдет на отмену бюджета, тем более в условиях, когда он и без того «подвешен» проблемой повышения минимальной зарплаты, цена которой 7,5 миллиардов гривен. В этом случае проще всего «положительно» отреагировать на шантаж и отрицательно — на проект постановления по бюджету, оставив таким образом почти «нечаянные» и «мелкие» (относительно бюджетных масштабов) шалости безнаказанными. Отвечая на все эти вопросы, попробуем представить себе аналогичную ситуацию в любой европейской стране, к разряду которых мы так сильно стараемся примкнуть. Думается, что там никто не хватался бы за спасительное постановление. Устоявшаяся мораль подсказала бы политику, чуть-чуть ревностнее, чем положено, отстаивавшему интересы своего округа, безальтернативное решение — заявление об отставке. У нас же все немного иначе.

Председатель Верховной Рады Владимир Литвин, традиционно выступая в роли миротворца, сказал, что этот вопрос «начинает обрастать ненужным политическим контекстом». По его словам, депутаты, выметая сор из избы, сами опускают уровень доверия к Верховной Раде, «вынося мусор на поверхность». Таким образом спикер, по-видимому, признав возникшую коллизию не только реальной, но и неприятной, все же считает возможным беречь в первую очередь имидж парламента... «Мы выставляем Верховную Раду на общее посмешище», — заявил он. Правда, при этом он обратился к депутатам с просьбой прекратить «мордовать» работников аппарата. «Люди работают за мизерную зарплату, а мы на них перекладываем наши проблемы», — сказал он. И в этом с ним уже нельзя не согласиться. @=> Окончание на 4-й стр.

Интересно, что 12 марта Кабмин одобрил проект Закона «О государственном контроле за соблюдением бюджетного законодательства и ответственности за бюджетные правонарушения», целью которого, в частности, является предотвращение и приостановление правонарушений в этой сфере, наложение взысканий и применение мер к нарушителям бюджетного законодательства. В этом свете трудно понять премьер-министра Виктора Януковича, который в ту же «скандальную» пятницу утверждал, что «для правительства это (возможная фальсификация бюджета) — неожиданность» и сожалел в связи с заявлениями ряда депутатов о фальсификации госбюджета. Напомним, принятие бюджета на этот год прошло при поддержке фракции «Наша Украина» и подавалось заинтересованными сторонами как пример компромисса и преодоления парламентского кризиса.

Фракция «Наша Украина» (в лице пресс-службы) немногословно высказала свое мнение по этой проблеме, взяв в кавычки слово «фальсификации» и потребовав дополнительного тщательного расследования вопроса... А сам глава бюджетного комитета Петр Порошенко считает некорректным рассматривать вопросы, касающиеся госбюджета, в его отсутствие, «тем более — принимать какие- либо решения по этому вопросу». В общем, никаких внятных контраргументов относительно заявлений П. Симоненко и Н. Шуфрича ни фракция «Наша Украина», ни один из ее лидеров, П. Порошенко, пока не представили.

Президент Леонид Кучма заявил, что «не хотел бы верить в фальсификацию бюджета- 2003». И пояснил: «Здесь вопрос не в цифрах, а вопрос в морали. Если на таком уровне делаются такие вещи, то вообще ничего святого нет». При этом Президент выразил убеждение, что парламент способен сам дать соответствующую оценку этому вопросу.

Впрочем, в данном случае его оптимизм может и не найти подтверждения. Заместитель председателя Счетной палаты Виталий Мельничук сказал «Дню»: «Нельзя загонять в тупик ни бюджетный процесс, ни страну, как это делается сейчас. Ничего бы не было, если бы это (обсуждение бюджета во втором чтении. — Авт. ) не было 26 декабря, когда депутаты приняли бюджет в целом одновременно во втором и в третьем чтении едва ли не с голоса. В результате не было никакой возможности все вычитать и внести в зал документально то, что там выпало. А уже потом проголосовать в третьем чтении. Государственная проблема не в 47 миллионах. И не дай Бог, если ответственными за это сделают женщин из аппарата бюджетного комитета, которые в эти дни работали как на казарменном положении, буквально ночуя в парламенте».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать