Перейти к основному содержанию

Кто кому герой...

Власти польского Люблина решили не приглашать украинскую группу Тартак на студенческий фестиваль. Причина — песни об УПА
10 апреля, 12:26
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В конце прошедшей недели Луцк, да и Волынь, были откровенно шокированы сообщением в польской печати («Украинская служба Польского радио для заграницы» и газета «Dziennik wshodni»), что власти Люблина решили не приглашать украинскую группу «Тартак» на празднование Дней студенческой культуры, в которых она ориентировочно должна была принимать участие. Группу обвинили в том, что она «прославляет УПА и Степана Бандеру». Вроде бы сами студенты побаивались, чтобы из-за этого выступления в городе не произошли конфликты... Поскольку и лидер группы Сашко Положинский, и сам «Тартак» — родом из Луцка, то для многих волынян такой поворот был довольно оскорбительным. Собственно, недоразумения у Луцка с городами-партнерами начались немного раньше, когда городской совет Замостья официально осудил двухгодичной (!) давности решение Луцкого городского совета о присвоении посмертно звания почетного гражданина города Степану Бандере, и призывал это решение... упразднить. Затем и городской совет Люблина выразил свое недовольство по поводу неприемлемой для польской стороны «героизации воинов УПА и ОУН», в частности и в Луцке (и во Львове, и Ивано-Франковске).

Луцкий городской совет со второго захода, но таки принял на сессии обращение в совет Замостья относительно выдвинутых обвинений, в котором речь шла о том, что никогда в Польше не будет стоять памятник Бандере, а в Украине — Пилсудскому, однако общая история вынуждает и к пониманию, и к уважению позиции каждой стороны. Однако ситуация вокруг «Тартака» снова возмутила волынскую общественность... «День» обратился к депутатам Луцкого городского совета, чтобы они прокомментировали позицию органа городской власти, которая, собственно, совпадает со взглядами подавляющего большинства волынян.

Григорий ПУСТОВИТ, секретарь Луцкого городского совета, председатель Луцкой городской организации «Союз офицеров Украины»:

— Заявление, принятое Советом города Замостья, нашего партнера в Польше, оказалось для нас неожиданным и неприемлемым. Заявление же Совета города Люблина усилило наше непонимание логики действий польских коллег из городов-побратимов. Партнеры так не поступают. В цивилизованном мире, к которому относят себя и наши польские друзья, выяснение отношений начинают не с политического «мордобоя» в виде ультимативных заявлений, а с переговоров, целью которых является как попытка понять партнера и его мотивы и услышать его аргументы и объяснения, так и попытка донести свои предостережения и трактовки партнерских решений, если таковые, конечно, имеются.

Что мешало нашим коллегам из Замостья и Люблина приехать в Луцк, встретиться с депутатами городского совета и общественностью города, обсудить любую тему по их желанию? Мало того, они неоднократно бывали в Луцке именно после принятия нашим советом в конце 2010 года решения о присвоении звания «Почетный гражданин города Луцка» Степану Бандере. Я уже не говорю о переименовании 13 августа 2008 года одной из улиц города в улицу Степана Бандеры. И эти решения никого из польских партнеров не смущали в течение довольно-таки продолжительного времени. Кроме того, неприятно поразили тон и содержание этих заявлений. Эти заявления не предусматривают понимания, а только либо капитуляцию оппонентов, либо аналогичный ответ.

Поскольку в нашу капитуляцию, скорее всего, не верили даже авторы заявлений, то фактически нам бросили вызов на готовность в таком же ультрапатриотическом духе предоставить ответ польской стороне. В отношении Замостья мы этого не сделали, хотя искушение аналогично ответить, безусловно, было. В Луцком городском совете, наверное, не меньше патриотов Украины, чем в советах Замостья и Люблина — патриотов Польши. Но мы сумели взять под контроль собственные эмоции и дали взвешенный и толерантный ответ польской стороне, открыв тем самым возможность совместного поиска решения этой проблемы и выхода из этого тупика. Мы ждем польских друзей и готовы обсудить все самые неприятные страницы нашей общей истории: как действия УПА, так и действия Армии Краевой или Национальных вооруженных сил, как фигуру Степана Бандеры, так и фигуру Юзефа Пилсудского или кого-либо другого.

В истории так складывается, что герои одних народов не являются таковыми для других. Великие полководцы прошлого — это, как правило, большие враги побежденных народов. Например, в России, да и не только в ней, глубоко чтят память генералиссимуса Александра Суворова. А свое первое звание генерал-майора он получил за подавление восстания польских конфедератов в 1768 году. А в 1794 году он получил звание генерал-фельдмаршала за то, что потопил в крови восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Даже в старой советской энциклопедии, где его называют великим полководцем, сказано, что он «проявил крайнюю жестокость» в подавлении восстания. Но я что-то не слышал польских протестов относительно увековечения памяти Суворова.

Когда в сентябре 1939 года героический гарнизон Брестской крепости под командованием польского генерала Константина Плисовского отбил все атаки фашистского генерала Гейнца Гудериана, последний обратился за помощью к советскому комкору, командиру 25-го механизированного корпуса Семену Кривошеину. И советская тяжелая артиллерия по приказу Кривошеина, ударив в спину полякам, выручила своих фашистских союзников. Польские жолнеры не сдались и героически погибли от советских снарядов и нацистских пуль. Улицы имени советского полководца Семена Кривошеина есть и в России, и в соседнем белорусском Бресте. Но я не слышал протестов со стороны поляков по поводу увековечения памяти Кривошеина.

Таких примеров можно привести много. Война с прошлым — это путь в никуда. Принимая 3 февраля 2011 года закон о предоставлении статуса национального дню памяти «Проклятых солдат», Польша чествовала тем самым героев, которые боролись за независимость Польского государства. И мы понимаем, что именно за это их уважает братская Польша, а не за уничтожение мирного украинского населения, хотя именно эти воспоминания предстают в памяти, когда речь заходит об Армии Краевой или тех же Национальных вооруженных силах. Мы тоже уважаем наших героических воинов, уважаем за то, что они боролись за независимость Украинского государства, правда, чествуем пока еще не на государственном уровне, как в Польше. Поэтому полякам нужно разобраться в своей истории, нам — в своей, нужно двигаться дальше, нужно, чтобы братоубийственное прошлое не мешало нам быть вместе и верить друг другу сегодня и в будущем. Недавно в Луцке состоялся детский конкурс чтецов польской поэзии, на Волынском телевидении начались телеуроки польского языка. Как хочется, чтобы эти хрупкие побеги большой будущей братской дружбы не погибли от возможного польско-украинского политического похолодания.

Сашко ПОЛОЖИНСКИЙ, лидер группы «Тартак»:

— У нас есть песня, посвященная воинам УПА, которые боролись и погибали за Украину. И нам не запретили выступить в Люблине, а отменили приглашение, обещая пригласить на другой концерт. Это произошло, как объясняет организатор, по соображениям безопасности, поскольку некоторые польские праворадикальные организации угрожают провокациями на нашем концерте. Мы оцениваем ситуацию так: с пониманием относимся к праву организатора приглашать того артиста, которого хотят пригласить. Точно так же он имеет право отменить свое приглашение, если считает это целесообразным. Вместе с тем, нам очень досадно, что наше творчество вообще и песню «Не Кажучи Нікому» в частности оценивают как антипольскую, какой она никогда не была, потому что всегда была только проукраинской. Кроме того, этот досадный факт показывает, что до построения современных, действительно добрососедских отношений с Польшей Украине еще очень и очень далеко.

Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета:

— Это очень хорошо, что на таких фестивалях выступают группы из других, а особенно из соседних стран. С другой стороны, нужно также понимать, что у разных стран и народов отдельная историческая память. Например, в Польше тоже есть некоторая среда (может, это и не музыкальные ансамбли), где очень негативно относятся к традициям Украинской повстанческой армии. Мне кажется, что если бы у Польши был ансамбль, который, например, в своих песнях утверждал, что «не знает об УПА», или одобрял операцию «Висла», эту группу не приглашали бы в Луцк. Возможно, на этот фестиваль нужно пригласить какую-то другую украинскую группу, у которой нет контрверсионных для поляков песен. Историческая тема — сложное дело, и к ней надо относиться осторожно.

У поляков и украинцев ныне есть более сложные проблемы, чем вопрос участия группы «Тартак» в международном фестивале. Между нашими странами сейчас непростые политические отношения, ввиду сложной ситуации в Украине. Ныне Украина имеет и не очень хорошее резюме в ЕС, что также осложняет польско-украинские отношения.

Но я не думаю, что эта ситуация как-то повлияет на наши отношения. Вместе с тем на них нельзя смотреть сквозь призму истории, потому что это часто негативно влияет на современность.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать