Кто ответит за теневой рынок земли?
Правоохранители знают 17 видов земельных преступлений. Кто больше?На Черкасщине, в Шевченковском краю, есть живописное село Квитки. Встретилась там мне в свое время бывшая учительница, а тогда уже пенсионерка, значит — работница своего огорода, коровки да еще и колхозного свекольнго звена Агафья Павловна. Старшие соседи звали ее по-простому — Гапкой, а младшие — Павловной. И только мы — приезжие горожане — называли полностью... Добрая, воспитанная и всегда улыбчивая, эта труженица, которых у нас, правда, миллионы, на всю жизнь запомнилась своими руками. Даже чисто-пречисто вымытые, они всегда оставались почти такого же темного цвета, как земля-кормилица, в которой женщине приходилось ковыряться с утра до вечера без отдыха. Поэтому теперь, когда приходится что-то писать о проблемах села, перед глазами не абстрактный крестьянин и крестьянка с бывшей ВДНХ. Вспоминаю, вот наклонилась она над землей и, не разгибая спины, перебирает каждый комочек, голубит каждый расточек. А когда наконец приходит минута отдохнуть, кладет руку на поясницу...
Кто способен обидеть такого человека? Находятся... Причем чаще всего те, кто, будто на «защиту» их интересов, каждый раз приходят к власти. И снимают ренту с нерыночных законов. Именно из-за них, кто тем или иным образом уменьшает доходы бюджета, у нее мизерная пенсия, которой не хватает даже на нужные в ее возрасте лекарства, она не имеет надлежащей медицинской помощи, да и добраться до райцентра для нее сейчас проблема.
Тема земли не только назрела давно, а похоже, — перезрела. И в один (не прекрасный) день, когда она будет объявлена товаром, окажется, что продавать-то и нечего, поскольку вся земля давным-давно распродана. Так, словно в подтверждение, как сообщил во вторник начальник Департамента государственной службы борьбы с экономическими преступлениями МВД Украины Леонид Скалозуб, с начала года в сфере земельных отношений раскрыто около 470 преступлений.
И это, в основном, факты использования разных теневых схем, направленных на то, чтобы неправовыми путями присвоить, не заплатив должное, именно ту землю, которую из года в год по комочку перебирают украинские селяне. А вот самим селянам приобрести землю в собственность, хоть Украина уже который год осуществляет земельную реформу, до сих пор чрезвычайно трудно. Чтобы исправить ситуацию, был принят Закон «О защите конституционных прав граждан на землю». Он применяется исключительно к гражданам Украины, которые бесплатно приватизируют земельные участки. Однако специалисты, а в основном, и сами селяне без каких-либо шуток продолжают говорить о дороговизне неоплачиваемой приватизации. Казалось бы, Верховная Рада, приняв названный закон, который ограничивает плату за получение государственного сертификата 85 гривнями, поставила точку в этом вопросе. Но чиновник в нашей стране непобедим. В начале прошлого года Центр государственного земельного кадастра решил, что действие указанного защитного закона не распространяется на услуги за регистрационную деятельность в системе кадастра.
Тем временем дискуссия, касающаяся подходов к обустройству земельного рынка, которая то разгоралась, то затихала, зашла в тупик. Как пишет издание Проекта поддержки приватизации земли в Украине «Приватизация земли: закон, практика, проблемы», «...пока продолжаются споры вокруг целесообразной правовой модели рынка сельскохозяйственных земель Украины, законодатель решил этот рынок просто «заморозить». Речь идет, как, видимо, уже догадался читатель, о знаменитом моратории на продажу земли, который уже не первый год действует в нашей стране с подачи левых сил, а также тех, кто под них маскируется.
Поэтому не имеет теперь моя Агафья Павловна законной власти над своим участком, хотя уже, наверное, нет сил у нее ни за ним, ни за коровкой ухаживать. А то, может, продала бы и отправилась в столицу к сыну и внукам... Но не знает и никогда не будет пользоваться теневыми схемами.
«Во время отработки почти 1,7 тысячи объектов сотрудники подразделений милиции выявили 470 преступлений экономической направленности, которые связаны с незаконными операциями с землей», — рассказывает Скалозуб и добавляет, что 75% преступлений — это служебные злоупотребления. То есть на чиновника, который считает, что нынешний правовой вакуум в земельном вопросе дает ему возможность нажиться, «морозный» мораторий не действует, а наоборот, — заставляет подходить к проблеме креативно. 128 представителей органов власти и управления привлечены к уголовной ответственности.
Правоохранитель не вникал в разговоре с журналистами в детали теневых схем, но доложил, что специалистами МВД раскрыто 17 видов и способов совершения земельных преступлений. Но все ли? Потому что есть еще и такие, к которым с правовой стороны не подкопаться. Скажем, аренда земли с выкупом (после завершения моратория). Кажется, такая себе безобидная сделка. Но фокус здесь в том, что она позволяет обойтись без услуг нотариуса, который мог бы поставить под сомнение ее законность. Или, например, можно доверить продажу (в будущем) земельного участка или доли (пая) другому лицу. А еще существовала законная возможность заключать предварительные договоры на продажу земли (своеобразные фьючерсы). Она стала самой распространенной попыткой «связывания» селян — владельцев земли. Эксперты, впрочем, считают, что это не противоречит законодательству, поскольку такие договоры заверялись нотариусами. Но такая практика не понравилась Верховной Раде прошлого созыва, и она в конце своей каденции молниеносно рассмотрела соответствующий запретный законопроект, квинтэссенцией которого стала строка о том, что передача прав «на отчуждение указанных участков и земельных доль (паев) на будущее является недействительной с момента их заключения». Эксперты указывают, что данный закон противоречит Конституции, так как сужает права граждан. Кроме того, он является неконституционным еще и потому, что не может иметь обратного действия.
«Антиземельное» законотворчество может продолжаться и после отмены моратория. Не случайно, отвечая на вопрос «Дня» и других журналистов, Скалозуб не высказал уверенности в том, что после отмены моратория на продажу земли и введение этого процесса в законодательное поле работы для МВД уменьшится. И действительно, сейчас на рассмотрении парламента находится еще один документ, который, по мнению специалистов, тоже будет иметь разрушительное влияние на «размороженный» земельный рынок. Речь идет об идее создать сельские общества по регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения. Хорошая, на первый взгляд, идея может привести к противоречиям между новообразованными обществами и сельскими советами, а самое главное — к монополизации рынка земли в пределах сельсоветов, что будет создавать условия только для «своих». Кроме того, министерствам предоставляется право назначать к ним своих представителей-наблюдателей... То есть чиновники с помощью этого и подобных законов хотят сделать свое хозяйствование на селе вечным.
Не время ли уже, во-первых, отменить упомянутый мораторий, который стал реальным тормозом и для развития рыночных отношений в стране, и для улучшения жизни наших селян, и, во-вторых, поставить вопрос об ответственности тех фракций и групп в парламенте, которые инициировали и продолжают поддерживать мораторий? Более того, не исключено, что эти же силы войдут в коалицию и в новое правительство и будут иметь возможность и дальше «морозить» реформы на селе. Вместо того, чтобы сделать землю товаром и с помощью разумного законодательства обезопасить селян от попыток отделить их от этого природного ресурса.
КОММЕНТАРИИ
Борис ПАСХАВЕР , член-корреспондент Академии аграрных наук:
— На мой взгляд, мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения следует в установленный срок, с 1 января следующего года, отменить. Но очень важно, и такое мнение науки, к этому подготовиться, разработав и приняв комплекс соответствующих законодательных и нормативных документов.
Евгений ЛЕНГ , первый заместитель председателя правления ОАО «Укрзернопром»:
— Мораторий затормозил рыночные процессы в Украине. Земля во всем мире является товаром, и это способствует развитию сельского хозяйства. У нас же нельзя получить кредит под залог земли, потому что она не продается, и это в первую очередь отражается на сельхозпроизводителях, не позволяет развить высокопроизводительное крупнотоварное производство. В то же время я могу констатировать, что в стране нет консенсуса относительно этого вопроса, что заставляло все политические партии идти в новоизбранный парламент с популистскими лозунгами. Более того, голосование за отмену моратория в новом парламенте, на мой взгляд, может привести к политической смерти любой партии. Поэтому у меня нет оптимизма относительно решения земельного вопроса в ближайшее время. Но считаю, что в этом направлении следует настойчиво работать, разъясняя людям, какими убытками оборачивается для нашего народа такая ситуация.
Леонид КОЗАЧЕНКО, президент Украинской аграрной конфедерации:
— Продажа сельскохозяйственной земли, несмотря на запрещающий мораторий, в Украине уже идет и к тому же очень стремительными темпами. К этим многочисленным коллизиям приводят так называемые дырки, существующие в нашем законодательстве. А там, где нет четкого законодательства, всегда есть возможность манипулировать в пользу тех, кто умеет это делать. Поэтому мораторий необходимо отменять, но еще до этого следует утвердить всю соответствующую законодательную и нормативную базы. Второй причиной этого является также прямой вред, наносимый мораторием сельскому хозяйству. Ему сегодня очень нужны инвестиции, но они не приходят. Вот пример. На юге Украины нужно расширять поливное хозяйство. Но как вкладывать в это средства, если в таком случае арендатору сразу же увеличат размер оплаты, — ведь отныне в аренду сдаются уже не богарные, а поливные земли. Кто же захочет создавать себе проблемы за собственные средства? Или возьмем производство подсолнуха. Арендаторы сегодня истощают ими землю, сея на одном месте ежегодно. А были бы они хозяевами, то, конечно, не делали бы этого.
Хотя, исходя из нынешней ликвидности и производительности украинских земель, переходить к их свободной продаже еще рановато. Однако анализ показывает, что тянуть с созданием земельного рынка дальше нельзя. Проигрыш от этого будет значительно большим, чем потери от вынужденной спешки. Пора принимать решение!
Выпуск газеты №:
№89, (2006)Section
Панорама «Дня»