Перейти к основному содержанию

Куда уехал цирк

Новации в законодательстве оставят в стране гастрольные миллионы. А таланты?
28 января, 00:00

Нынешняя неделя для украинских артистов стала переломной. К концу месяца уже можно делать определенные выводы о принятом в июле Верховной Радой Законе «О гастрольных мероприятиях в Украине», а к тому же на днях вступили в силу и разъясняющие его постановления Кабмина. Разъяснять действительно есть что: закон полностью изменил взаимоотношения артистов и государства. Как было отмечено в официальном заявлении, опубликованном на сайте ГНАУ, отныне гастроли будут приносить доход не только артистам. А эксперты, в свою очередь, предрекали, что закон, которого ожидали по меньшей мере лет пять, поспособствует тому, чтобы хоть часть тех миллионов, которые увозят с собой гастролеры, задержалась в госбюджете.

Впрочем, обо всем по порядку. В Министерстве культуры и искусств акцентируют внимание на нескольких принципиально важных и полезных нововведениях. В первую очередь речь идет о так называемом гастрольном сборе, который составляет 3% от суммы выручки за проданные билеты. Платить их, правда, будут на равных как зарубежные гастролеры, так и отечественные артисты. Но зато в конечном счете все средства пойдут на поддержку «украинского производителя». Как это будет на практике, в законе также указано: 30% останется на специальных счетах Госказначейства в регионах, а 70% пойдет на дотацию, которая на конкурсной основе будет распределяться между отечественными гастролерами. К последним же относятся не только «звезды» шоу-бизнеса, но и разногабаритные театральные труппы, цирки и даже луна-парки.

Немудрено, что у артистов к этому пункту возникло больше всего претензий, притом государственные и частные структуры в данном случае, как говорится, поют в унисон. «С одной стороны, новации очень даже востребованы, — говорит директор Национального академического драматического театра им. И. Франко Михаил Захаревич, — ведь за годы неурегулированной гастрольной деятельности из Украины «уехал» годовой бюджет страны. С другой — почему деньги должны аккумулироваться в Госказначестве, а не в органах культуры?» — недоумевает он. Уже сейчас можно прогнозировать, что девизу закона «в поддержку отечественного гастролера» воплотиться в жизнь не суждено, поскольку в силу некоторых нюансов закона уследить за деньгами будет довольно сложно. К тому же, говорит директор театра, не совсем понятно, куда подавать заявки, чтобы поучаствовать в конкурсе; получается, что лучшего определяет Госказначейство.

В компетентности того, кто станет определять эталон среднестатистического вкуса и выбирать между, скажем, Натальей Могилевской и Ани Лорак, сомневается и художественный руководитель украинского гастрольно-концертного объединения «Музычна хвыля» Александр Гриценко. У него возникает и еще один немаловажный вопрос. В законе сказано, что посещение артистами того или иного населенного пункта необходимо внести в банк данных гастрольных мероприятий. Сделать это следует за 10 дней до события (если зрителей планируется более 1000 человек, то за месяц), притом в соответствующей заявке необходимо во всех подробностях описать, что ожидает зрителя на концерте или спектакле.

«Если мой артист, — говорит А. Гриценко, — в каждом городе, подстраиваясь под настроение зрителя, видоизменяет программу, то получается, что я должен выбегать на сцену с бумажкой, утвержденной худсоветом, и кричать: «Алла Борисовна, что вы поете, у нас по плану совсем другая песня!» Может быть и другой вариант: скажем, идет репетиция, и в какой-то момент я понимаю, что будет лучше поменять номера местами или заменить артиста. Значит, теперь мне нужно будет извиниться перед всеми, сказать, что спектакль откладывается на неопределенное время и стремглав бежать в худсовет, дабы там утвердили обновленный вариант». По мнению А. Гриценко, из всего вышесказанного можно сделать лишь один вывод: пострадает зритель, у которого выбирать станет не из чего, а оставшееся превратится в заштампованное и скучное действо.

Впрочем, трудности, с которыми уже начинает сталкиваться шоу-бизнес, вряд ли сопоставимы с трудностями малых творческих коллективов. По словам Николая Кобзова, президента одноименного цирка, они отразятся опять-таки на зрителе. Цена на билет возрастет как минимум вдвое. С учетом, мягко говоря, небольших доходов жителей районных центров и сел, позволить себе заплатить за увеселение 10—15 гривен мало кто сможет. Отсюда следует: населенные пункты, где порой даже и Дома культуры нет, полностью лишатся зрелищ. Войти же в положение зрителя не удастся как минимум по двум причинам. Во-первых, если говорить о вышеупомянутом сборе, а также заблаговременном и подробном предупреждении о визите, это предполагает расширение штата: кто-то же должен заниматься бюрократическими процедурами. Во-вторых, новшество, связанное с процентом от выручки за билеты, предполагает делать их номерными. Типографий, которые бы могли взять на себя подобную работу, в Украине всего две. А значит, даже себестоимость билетов будет существенно отличаться от нынешней. «Сегодня мы уже вполне серьезно подумываем о том, чтобы гастролировать преимущественно в России, — говорит Николай Кобзов. — Мне кажется, не только мы одни строим подобные планы. Скорее всего, в обозримом будущем Украину ожидает очередная волна утечки талантов».

Правда, в Министерстве культуры и искусств так не считают. Здесь полностью солидарны с позицией Налоговой администрации: артисты должны зарабатывать на себя сами и пополнять доходную часть местных бюджетов. Вопрос в другом: если, согласно данным Института социологии НАНУ, в 2002 году по сравнению с 1995-м количество посещающих театры и концерты сократилось вдвое, то какой эта цифра окажется вскоре?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать