Перейти к основному содержанию

Купите мантию!

Увеличение числа контрактников в государственных вузах: плюсы и минусы
17 декабря, 00:00

Верховная Рада в первом чтении утвердила снятие ограничений на обучение за плату в государственных вузах. В действующем ныне Законе о высшем образовании такое ограничение обозначалось пропорцией 49% (платные, они же контрактники) на 51% (количество студентов, обучающихся за счет государственных средств). Ограничение могло быть еще более жестким, если у высшего учебного заведения для обучения максимального количества контрактников не хватало внутренних резервов — преподавателей, аудиторий... Желающих учиться за собственные деньги в государственных вузах оказалось немало. По словам заместителя министра образования и науки Михаила Степко, если бы весной Верховная Рада не оттянула еще на два года введение (согласно Закону о высшем образовании) ограничения на количество контрактников в государственных вузах, то за порогом государственных высших учебных заведений сегодня бы оказалось около 16 тысяч студентов. Возможно, что эти молодые люди все-таки и стали бы студентами, но не государственных, а частных учебных заведений. Следовательно, сбережениями своих родителей они поддержали бы развитие частного сектора образовательной сферы.

В этой связи снятие ограничений на платное обучение в государственных вузах противоречит интересам частных учебных заведений. Они боятся того, что снятие ограничений переориентирует потоки абитуриентов на государственные институты и университеты. Ректор Национального педагогического университета имени Драгоманова Виктор Андрущенко сказал «Дню»: «В системе рыночных отношений никаких ограничений ни со стороны общественных организаций, ни со стороны государства и со стороны законодательства существовать не должно. Рынок сам должен определять, куда направляться ребенку и как перед ребенком двигаться деньгам. Главным критерием определения движения и перспектив должно быть качество образовательных услуг. В государственных учебных заведениях качество апробировано, признано даже на международном уровне. Частные учебные заведения сегодня только набирают уровень и завоевывают свое место под солнцем. Могу назвать десятки частных учебных заведений, уважаемых и качественных, но среди них много и не соответствующих должному уровню. Если ограничения будут существовать, то денежные потоки потекут в другое русло. Это означает, что дети будут получать менее качественное образование».

По неофициальным данным, ныне на некоторые модные специальности соотношение в пользу контрактников составляет один к трем. Деньги же, полученные за их обучение — очень ценный источник для улучшения материальной базы учебных заведений, которые крайне нуждаются в обновлении учебного оборудования. А если заглянуть в недалекое будущее, то высших учебных заведений у нас будет с избытком, так как заканчивать школу будут ребята после 1991 года рождения, когда раза в два снизилась рождаемость в Украине.

Интересен тот факт, что сейчас у нас в высшей школе обучается больше студентов, чем это было в советское время. Только за последние три года количество бюджетных мест выросло на 15%. За годы независимости впервые появилась возможность учиться не только за счет государства, но и за собственные деньги. Так что образовательные услуги мы рассматриваем сегодня как своеобразный товар в системе развивающихся у нас рыночных отношений. Казалось бы, что новое качество образования должно препятствовать развитию коррупции в этой сфере. Однако законы рынка в этой сфере действуют специфически — оценки студентов зависят от субъективного фактора, от преподавателей.

Это провоцирует возникновение соблазна продать или купить оценку, от которой зависит получение диплома. В последнее время наметилась даже такая тенденция, когда «продажа и покупка» оценки стала больше распространяться на «платных» студентов. По рассказам молодых людей, преподаватели считают, что если нашлись деньги на обучение, то найдутся и на взятку преподавателю. Хотя имеют место и противоположные факты, когда к платникам предъявляются заниженные требования ради привлечения их денег в вузы.

Михаил Степко, заместитель министра образования и науки Украины сказал «Дню»: «Министерство настаивает на снятии ограничений на платное образование в государственных вузах. Однако некоторые боятся, что тогда государство уменьшит количество мест госбюджета и мест на бесплатное образование станет меньше, что ударит по малоимущим людям. Правительство заверяет, что сокращать госзаказ в вузах не собирается. Мы боимся, что скоро у нас мест в высшей школе будет больше, чем выпускников школ. И тогда в вузах возникнет борьба за студента. А на сегодняшнем этапе отмена ограничения — это дополнительные места для учебы. Чтобы увеличение мест в вузах не вело к снижению качества образования, нужно обучать не всех, кто желает, а только тех, кто способен овладевать науками высшей школы. Для этого нужно вводить единый экзамен в независимых центрах, реформировать школу, чтобы давала более качественные знания, усиливать требовательность и объективность преподавателей вузов».

Вопрос о снятии ограничения на платное обучение в государственных вузах непосредственно затрагивает проблему финансирования высшего образования в стране. Сегодня уже всем стало понятным, что оно не может быть бесплатным. Но кому и в какой форме за него платить? Как привести в соответствие уровень образовательных услуг и их качество? За счет какого механизма повышать это качество и, в конечном счете, как же его все-таки объективно измерять?

Владимир Войтов, национальный эксперт ООН по вопросам финансирования образования, считает необходимым иметь всем высшим учебным заведениям свой бюджет и возможность зарабатывать деньги образовательными услугами. «Однако и государство, — говорит господин Войтов, — должно поддерживать бюджеты вузов процентов на двадцать. По законам рыночной экономики, не выдержавшие конкуренции должны уйти с рынка. Однако создание учебного заведения с хорошими традициями, со своей неповторимой атмосферой, педагогической и научной школой — очень длительный процесс. Также нужны государственные стипендии для тех, кто успешно проходит тестирование в независимых центрах. За счет этих стипендий можно будет пойти учиться по своему выбору. Расходы учебных заведений могут частично покрываться студентами, которые к ним будут приходить учиться за личные средства, за госстипендии или за счет средств будущих работодателей».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать