Перейти к основному содержанию

Квартирный долг

Владимир ЛАЗАРЕВ: Если радикально не увеличить финансирование, то бывшие военные получат квартиры в течение сорока лет
14 мая, 00:00
Решение социальных проблем бывших военных без преувеличения можно назвать индикатором зрелости государства. Это, в частности, обеспечение жильем «бесквартирных» военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, их переобучение, конверсия бывших военных объектов. Функции по выполнению этих задач государство делегировало Национальному координационному центру адаптации военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и конверсии бывших военных объектов (далее — Национальный координационный центр или НКЦ). НКЦ — это центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, созданный 29 сентября 2001 года в соответствии с Указом Президента Украины. Возглавляет НКЦ Александр Шикалов. Деятельность Центра в части обеспечения жильем бывших военнослужащих регламентируется соответствующей Программой, реализация которой возложена на госпредприятие «Укрконверсбуд». Оно учреждено НКЦ и выполняет одновременно функции генерального подрядчика, заказчика, генерального инвестора и пайщика строительства. Подробно о том, как предприятие и государство справляются с этими задачами, «Дню» рассказал генеральный директор государственного предприятия «Укрконверсбуд» Владимир ЛАЗАРЕВ.

«ПОЖИЗНЕННАЯ ОЧЕРЕДЬ»

— В 1999 году правительством Украины была принята Программа по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку. На момент принятия этой программы 32 тысячи семей стояли В ОЧЕРЕДИ НА ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ. Изменилась ситуация с тех пор? Как она выглядит сейчас по регионам, по стране в целом? И каково место вашего предприятия в решении этой проблемы?

— Это действительно проблема. Рассмотрим ее на очень простых примерах. Правительство Пустовойтенко продекларировало, что в государстве существует такая проблема — военнослужащих, уволенных в запас или отставку, которые остались без какой-либо жилплощади вообще. На это у того правительства хватило смелости и мужества, и была принята Программа обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Но вместе с тем в Программе не были предусмотрены механизмы ее финансирования. Это была просто декларация с тем, чтобы хоть какой-то непродолжительный период времени актом правительства можно было манипулировать как инструментом успокоения бесквартирных: мол, проблема есть, мы ее понимаем, и она будет решена. Но самом деле эта Программа, принятая в 1999 году, ни разу — ни в 1999, ни в последующих годах не была прописана в законе Украины о бюджете. В этом не сложно убедиться, просмотрев соответствующие документы.

Дальше откладывать нельзя. Не имеет значения, кто будет решать эту проблему: сегодняшний состав Кабмина или следующие. В любом случае она может быть решена только двумя способами: или будет реальное финансирование Программы предоставления жилья для военнослужащих и членов их семей, или будет социальный взрыв с непредвиденными последствиями. Очевидно, что во втором варианте развития этой ситуации никто не заинтересован.

С 1999 года очередь, о которой вы вспоминали, уменьшилась за счет того, что полтора процента от прибыли (субвенции) через органы местного самоуправления были адресованы на предоставление жилья военнослужащим. Но если мы и дальше будем продолжать двигаться такими темпами, то все военнослужащие смогут улучшить свои жилищные условия лишь на протяжении 35 — 40 лет. К тому времени многие могут и не дожить. Ведь очередь на сегодняшний день составляет более 23 тысяч человек (по сути, семей).

В текущем году правительство Украины занялось этим вопросом вплотную. 24 марта этого года принято постановление Кабмина, которым предусматривается, что часть активов в виде дебиторской задолженности, находящихся в распоряжении Госрезерва Украины, будет направлена на строительство жилья для уволенных военнослужащих.

— А все-таки, как должен звучать честный ответ: когда эти люди реально получат жилье?

— Постановление Кабмина №114, в котором продекларирована эта Программа, предусматривает любые бюджетные и внебюджетные источники финансирования Программы. И в частности, один из таких источников определен — это имущество, конфискованное таможенными и другими правоохранительными органами. Постановлением КМ № 1340 1998 года предусмотрено, что такой вид имущества как конфискат должен быть адресован на жилищную программу. На самом деле пока этого не происходит. Государственный таможенный комитет Украины согласился с тем, что эту проблему нужно решать именно таким образом, и в конце прошлого года подписан совместный приказ между НКЦ и ТКУ. На сегодняшний день конфискованное имущество передается в мизерных количествах.

Реальный же первый шаг — это постановление КМУ о том, что в течение пяти лет 122 млн. грн. дебиторской задолженности Госрезерву направляется на жилье бывшим военным. Давайте подсчитаем: объем Программы — примерно 2 млрд. 100 млн. грн.

— Это деньги, которые необходимы, чтобы более 23 тысяч семей получили жилье?

— Да. Государственный комитет по строительству просчитывает по каждому региону Украины государственные строительные нормы. Они во всех регионах Украины разные. Стоимость жилья, которое будет предоставляться семьям военнослужащих, не должно превышать государственные строительные нормы. Поэтому средняя сумма по регионам — это 1600 гривен за 1 кв. метр. Для среднестатистической семьи требуется квартира в среднем 70 метров. Отсюда и объем Программы — примерно 2 млрд. 100 млн. грн. на сегодняшний день без учета того, какое количество военнослужащих высвободится в текущем году и последующих периодах. Скорее всего, очередь более чем удвоится. Такие деньги в бюджете государства, конечно же, никто не запланирует. Правительством предусмотрено 122 млн. грн. в рамках эксперимента на четыре года. Даже если сумма будет взыскана в полном объеме от дебиторов Госрезерва в текущем 2004 году и направлена в полном объеме на жилищную Программу, то и при таких темпах очень многие при жизни жилье не получат — это и есть честный ответ.

— Несложно предположить, что торговля конфискатом — это очень прибыльный вид «бизнеса». Понятно, что просто так взять и отдать этот ресурсный источник на решение социальной проблемы — значит предположить, что вдруг в парламенте, в налоговой, на таможне стало много филантропов и альтруистов. И хотя в соответствующих решениях власти предусмотрено, что эти ресурсы будут направляться, но они, как вы сказали, не направляются. В чем причина? Недостаточно законодательных рычагов, понимания проблемы, управленческой воли?

— На самом деле этот вопрос нужно рассматривать в двух аспектах. Один аспект — как изменяется в этой связи нормативная база. И второй — что происходит фактически, передается ли конфискованное имущество под строительство жилья военнослужащим. Постановлением Кабинета Министров № 1340 предусмотрено, что машины и механизмы, оборудование, товары, которые могут быть использованы для расчета с подрядными организациями, государственной таможенной службой и другими правоохранительными органами должно передаваться Национальному координационному центру в качестве финансирования строительной программы. В декабре прошлого года подписан приказ между Государственным таможенным комитетом и Национальным координационным центром о передаче такого имущества. За период с декабря по апрель текущего года фактически передано имущества на... 8 тысяч гривен. При этом таможенные органы постоянно направляют информацию о том, что имущество, которое может быть направлено на реализацию жилищной программы в рамках выполнения постановления Кабмина, отсутствует. Так ли это? Я не знаю. Очевидно, в текущем году комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны рассмотрит этот вопрос. Искренне ли ведут себя те или иные должностные лица, надлежащим ли они образом исполняют постановление правительства?

Таким образом, очередь увеличивается, а около 2000 бывших военных, которым уже сейчас за 60 лет, при таких темпах могут не успеть получить жилье. У нас 286 семей погибших офицеров — они тоже стоят в очереди...

ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ

— Вы говорили, что существует два варианта развития событий: либо решается жилищная проблема, либо может быть социальный взрыв. Есть предпосылки для такой обеспокоенности?

— Это не нужно рассматривать как утверждение. Это нужно рассматривать как предположение. Если ситуация не разрешается законодательным образом, и государство и общество не выполняют свои обязательства перед теми людьми, которые всю свою жизнь отдали на служение Отечеству, то она может развиваться в другом, нежелательном, русле.

Приведу простой пример. Мы работаем с народными депутатами, которые активно занимаются указанной проблемой и выступают в поддержку обеспечения финансирования строительства жилья. В частности народный депутат Украины Анатолий Доманский 8 января этого года выступил с законодательной инициативой — это законопроект № 4469-1, в котором предусматривается источник внебюджетного финансирования — долги НАК «Нефтегаз Украины» за непогашенный им перед бюджетом налог на прибыль в сумме 100 млн. грн. Очень по-разному отреагировали на этот законопроект и проблему в целом те или иные депутаты, депутатские группы, комитеты ВР. Например, для комитета по вопросам национальной безопасности и обороны и его руководителя Георгия Крючкова проблема понятна, социально значима, и она была комитетом немедленно рассмотрена, а законопроект поддержан. Комитет по вопросам социальной политики и труда (руководитель Василий Хара) тоже рассмотрел вопрос и без малейшей тени сомнения поддержал законопроект. Комитет по строительству, транспорту, ЖКХ и связи (руководитель Валерий Пустовойтенко) дважды приступал к рассмотрению этой проблемы, но лишь в части оценки технического обеспечения ее решения, и поддержал законопроект. На заседание комитета ВР по вопросам топливо-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности (тогда им руководил Андрей Клюев) вопрос был рассмотрен на таком высоком уровне понимания, что было отрадно, что депутаты таким образом видят острейшую социальную проблему.

— Насколько мы поняли из разговора, есть проблема, которая должна решаться, и есть несколько источников для этого — конфискат, бюджет, 1,5% от прибыли. А какие еще могут быть ресурсы?

— Уже продекларированы и работают или, мы думаем, будут работать конфискат, долги «Нефтегаз Украины», должники Госрезерва. Николай Песоцкий, председатель Госрезерва Украины, совершенно адекватно понимает эту проблему. Кроме того, в прошлом году мы просто «дрались» за то, чтобы хотя бы небольшая часть этой жилищной программы прошла и была прописана в бюджете текущего 2004 года. Но этого не произошло.

— А как будет в бюджете следующего года? Вы намерены инициировать этот вопрос?

— Конечно. Есть полное обоснование того, сколько реально может быть построено жилья в 2005 году, и только исходя из этого следует запланировать сумму в общем фонде бюджета Украины на следующий год. По мнению первого заместителя главы бюджетного комитета Людмилы Супрун, которое она высказала на одном из заседаний комитета, проблема настолько остра, что нужно поступиться чем-то и в следующем году профинансировать Программу из бюджета в полном объеме, чтобы раз и навсегда решить эту проблему. Как на самом деле будет развиваться ситуация, какие будет иметь возможности, исходя из сегодняшнего состояния экономики, правительство? В каком объеме оно учтет предложения НКЦ? Как будет развиваться ситуация вокруг проекта и реализации Закона о реформировании Вооруженных сил? Прогнозировать очень тяжело.

Кроме того, примерно 800 законопроектов в течение прошлого года не были рассмотрены на парламентских заседаниях. Это оценка работы ВР или нет? Очевидно, да. Они могли бы быть отклонены по каким-либо объективным причинам, но они просто не рассмотрены. Самое главное, что в их числе не были рассмотрены и те 30 с лишним законопроектов, которые имели непосредственное влияние на бюджет прошлого года. Это в основном социально значимые проекты. И законопроект № 4469-1 был в их числе. И в случае принятия этого законопроекта в прошлом году 25 декабря (он стоял в порядке дня) уже бы в январе началось финансирование строительства жилья. Но этого не произошло.

— Принятия каких еще законопроектов вы ожидаете?

— Субъектами законодательной инициативы созданы в ВРУ несколько законопроектов: это тот, о котором я уже сказал, 4469-1 по долгам перед бюджетом «Нефтегаз Украины». И проект постановления Верховной Рады о том, что товарно-материальные ценности Госрезерва, подлежащие разбронированию, в текущем году будут направлены на реализацию строительной Программы. Но постановление еще требует доработки с учетом мнения правительства, Главного юридического управления ВР и Главного Научно-экспертного управления ВР.

Кстати, мы наблюдаем попытки тех или иных представителей политических сил привлечь проблему в свой актив для того, чтобы на каком-то этапе в случае ее позитивного решения продемонстрировать свою причастность к ее успешному развитию.

НА МЕСТАХ

— У вас есть региональные представительства. Чем они занимаются? И как бы вы оценили вклад местных властей в решение этой проблемы?

— Наше предприятие имеет 32 филиала. Они рассредоточены по всей стране. Филиалы изначально были ориентированы на сбор информации по тем направлениям, которые возложены на наше предприятие. Они уточняли, в каком городе сколько есть объектов незавершенного строительства, какой они степени готовности, возможно ли с этими объектами незавершенного строительства нам в будущем работать. Они собрали всю информацию: где есть такие объекты и какова их ценность. Второе направление их работы — это сбор информации об объектах, которые можно реконструировать под жилье, например общежития. Третье: они занимались тем, что участвовали в инспектировании военных городков, которые еще находятся в управлении Министерства обороны, но где воинские части уже расформированы. Мы получили и систематизировали такую информацию по всей Украине. Министерство обороны намерено освободиться от примерно 1200 военных городков. И оно может через соответствующие акты правительства передать эти военные городки НКЦ под жилищную программу или органам местного самоуправления. Наши филиалы создали видеоархив, где видно, что происходит с этими городками: где остались одни руины, а где они находятся в надлежащем состоянии.

Кроме того, при реализации жилищной программы мы планируем организовать индивидуальное коттеджное строительство во всех регионах Украины. С этой целью изучены наиболее прогрессивные мировые технологии производства быстровозводимых домов. За основу принята технология канадской компании «Наскор».

— А как видит проблему местная власть?

— Во всех без исключения областях губернаторы лояльно относятся к филиалам «Укрконверсбуда». Во всех случаях попытки взаимодействия с губернаторами были успешными. То есть «местная власть», как вы говорите, в лице губернаторов понимает эту проблему и прикладывает усилия к тому, чтобы она была разрешена как можно эффективнее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать