Легенды, живущие на дне керамического сосуда
Музею украинского народного декоративного искусства — 50 лет
В этом году Музей украинского народного декоративного искусства, который расположен на территории Киево-Печерской Лавры, отмечает свой полувековой юбилей. Он — один из крупнейших художественных музеев Украины, чья коллекция насчитывает более 75 тысяч экспонатов от начала ХV века и до наших дней. А это — вышивка, ткачество, ковроделие, керамика, резьба и роспись по дереву, художественная обработка кожи, рога и металла; художественное стекло, фарфор, писанкарство, народная живопись и иконопись, а также произведения Екатерины Билокур и Марии Примаченко. У истоков создания музея стояли — Максим Рыльский, Олесь Гончар, Левко Ревуцкий, Николай Бажан... Но фактически его коллекция была начата еще в 1899 году как одна из составляющих собрания новообразованного Городского музея древностей и искусств в Киеве, основанного на пожертвования известных украинских меценатов Александра Терещенко, Богдана Ханенко и других.
Позавчера состоялась презентация выставки новых поступлений. За последние пять лет их собралось более тысячи, из которых больше 150 представлено. По словам Ольги Новодережкиной, заведующей отделом научно-исследовательской и экспозиционной работы, становится известно, что новые экспонаты подарены коллекционерами, фондами, потому что денег на их приобретение нет. Раньше организовывались две экспедиции ежегодно в различные регионы Украины, откуда привозились 500—600 ценностей. Последняя была в 1991 году... Так, скульптуру «Четыре евангелиста» передали потомки Эраста Биняшевского, основателя квантовой медицины. А так называемый складень — небольшой складной иконостас, который можно брать в дорогу, прислали из Галицкой таможни. Полтавские рушники, традиционно вышитые в красных цветах, датированные 1901 годом, закуплены у владельца. Божичи — рушники, которые висели над иконами, также приобретены у жителя Полтавщины. А стеклянный штоф 1873 года (сосуд для хранения наливки) поступил от коллекционеров из Буковины. На нем интересное изображение старой церкви, исполненное в технике гравирования по стеклу. Крепко закупоренные штофы, полные водки-медовухи, по-видимому, подавались в шинках и дома гостям. «К сожалению, часто такие экспонаты не имеют легенды. Мы не знаем, кто их изготавливал, кто ими пользовался, как могли попасть от одного хозяина к другому, — говорит Ольга Новодережкина. — Они, безусловно, интересны для исследования. Однако пройдет много времени, пока узнаем их историю». Однако в музее есть немало экспонатов-легенд. Косовские керамические плитки (из новых поступлений) известны тем, что ими была обложена печь в хате Иванка и Марички в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Известен также тот факт, что в послевоенные годы некоторые работы Катерины Билокур не вернулись с выставки в Париже по недосмотру советской власти. Среди них и роскошный «Царь-колос». Художница решила опять обратиться к этой теме, однако получилась не совсем точная копия, вместо этого еще более многогранная картина. Слуцкие пояса также имеют свою историю. Мода на такие шелковые, вышитые золотыми и серебряными нитками, пояса пришла в Украину с Востока — Турции, Персии. Впоследствии они стали предметом коллекционирования. В документе «Публичный отчет Киевского художественно-промышленного и научного музея имени государя-императора Николая Александровича за 1911 год» записано, что Александр Терещенко подарил коллекцию слуцких поясов Городскому музею древностей и искусств в честь посещения его Николаем II. На некоторых поясах, которые хранятся поныне, пришиты красные тканевые печати с буквами «А.Т.» — Александр Терещенко. Это, собственно, пояса из большой коллекции мецената.
В этом музее легенды живут везде. Они прячутся за стеклом, на дне вместительных керамических сосудов, за пазухой какой-то из вышитых сорочек, в высоком очипке, декорированном бисером, пока к ним не прикоснуться взглядом. Тогда они оживают.
Выпуск газеты №:
№207, (2004)Section
Панорама «Дня»