Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Леонид КРАВЧУК: «Кандидат в президенты и Президент — это, как говорят в Одессе, две большие разницы»

28 сентября, 20:10

На днях на встрече с представителями российских СМИ премьер-министр Украины, кандидат в президенты Виктор Янукович сделал ряд сенсационных, почти программных заявлений. В частности, премьер сказал, что в случае избрания его президентом не будет поддерживать идею вступления Украины в НАТО, зато будет добиваться предоставления русскому языку статуса второго государственного, а также введения в Украине института двойного гражданства. Что это значит? Высказанные идеи являются ревизией задекларированного Президентом Кучмой курса на евроатлантическую интеграцию, отказом от построения национальной государственной идентичности Украины или предвыборным заявлением, рассчитанным на специфическую целевую аудиторию? Ответы на подобные вопросы «День» решил поискать у одного из самых опытных украинских политиков, давнего сторонника выдвижения Виктора Януковича кандидатом в президенты, первого президента и одного из «отцов» независимости Украины Леонида Кравчука.

— Последние идеи Виктора Януковича в отношении НАТО, русского языка и двойного гражданства стали топ-новостью в понедельник. Начнем с заявления об отказе от вступления Украины в НАТО. Означает ли такая постановка вопроса ревизию определенного Президентом Леонидом Кучмой и поддержанного Советом национальной безопасности и обороны Украины курса на евроатлантическую интеграцию?

— Я смотрю на эти вопросы спокойно. Все это нужно воспринимать как заявления кандидата в президенты, а не президента. Кандидат в президенты и Президент, это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Когда человек побеждает на президентских выборах, начинает действовать множество других факторов. Ключевым среди них является то, что по украинской Конституции основы внешней и внутренней политики определяет Верховная Рада Украины. Она эти основы определила еще в 90-х годах. Потом добавляли отдельные моменты, в частности по военным вопросам, но в целом относительно евроинтеграции парламент свою позицию не пересматривал. Поэтому если побеждает Виктор Янукович, он по той же Конституции имеет право вносить в Верховную Раду свои предложения по внутренней и внешней политике. Если Верховная Рада поддержит его предложения, тогда он будет воплощать их в жизнь. На сегодня действуют те основы внешней и внутренней политики, которые приняты Верховной Радой и поддержаны Президентом Украины Леонидом Кучмой. Я рассматриваю заявление Виктора Януковича как его видение этой позиции — ни больше, ни меньше. Оно сегодня не может сразу же повлиять на смену политического курса Украины.

— Вы разделяете видение Януковича?

— Я всегда поддерживал позицию и сейчас поддерживаю, что Украина должна стать реальным, фактическим членом всех европейских структур. В частности, трех самых влиятельных. Это — Европейский Союз, Совет Европы, НАТО. На этом я стоял и буду стоять. Во всем мире предвыборные программы часто носят «испытательный» характер. Виктору Януковичу, очевидно, интересно знать, как на это отреагирует общественность, политические силы, оппозиция. То есть подобные заявления кандидатов в президенты являются «лакмусовой бумажкой». Они делаются, чтобы почувствовать настроения людей и внести соответствующие коррективы в свою предвыборную платформу, — не стратегически, а тактически. И такая задача выполняется.

— Что вы думаете по поводу идеи премьера придать русскому языку статус второго государственного?

— Есть Конституция Украины. В Конституции написано то, что написано. Согласно статьи 10 государственным является украинский язык. Если ставить вопрос о двух государственных языках, нужно сразу же вносить изменения в Конституцию. Если Верховная Рада внесет их — а я голосовать за такие изменения не буду, потому что я стою на позиции государственного языка, украинского — тогда будет два государственных языка.

— Как такой шаг может сказаться на формировании украинской политической нации, украинской национальной идентичности?

— Я не считаю, что языки, даже если их будет у нас хоть пять, сами по себе способны разделить нацию на пять частей. Все зависит, как исторически формировалась нация, какие у нее корни исторические. Возьмем ту же Швейцарию. Там 3 или 4 государственных языка. Но это абсолютно не влияет на единство нации, единство народа, который сплочен на основе исторической общности, общих целей — гуманистических, экономических, политических. Я там многократно бывал, и видел, как там на улице дети играются и свободно переходят с одного языка на другой — с немецкого на французский, с французского на итальянский. И не замечая даже, что они уже общаются на другом языке. Если бы в Украине и русские, и евреи, и поляки, и все остальные знали свой язык и украинский, это было бы самое высокое, чего мы могли бы достичь в этой области. Мы тогда перестали бы делить Украину на две части — западную, которая хочет разговаривать только на украинском языке, и пренебрежительно относится к русскому — я знаю, что говорю, — и восточную часть, которая хочет разговаривать только на русском и пренебрежительно относится к украинскому.

Если мы примем законы, которые позволят украинской книге, газете свободно издаваться, улучшат экономическое положение украинской прессы, тогда и вопросы снимутся. Вот, скажем, газета «День» — авторитетное издание. Ее покупают, читают. Она выходит как на украинском языке, так и на русском.

— А еще на английском.

— Тем более. Так вот, если другие газеты будут так же делать, мы постепенно приучим людей к тому, что нужно знать два-три языка. Главное — качество продукции, интересность газеты, ее авторитет, авторитет коллектива, — чтобы все знали, что газета пишет правду, что ее приятно покупать, интересно читать. Если все это есть, человек на язык уже почти не смотрит.

— А не получится ли так, что мы скатимся к советской русификации в ее худших образцах, и никто из власти вопросам развития украинского языка внимания уделять не будет — это станет просто непрестижно?

— Я в это не верю — что при Януковиче мы куда-то скатимся. Я верю в то, что мы будем жить по цивилизованным законам, по тем нормам, которые уже сформировались в Украине, и назад ни шагу сделано не будет — будут делаться шаги только вперед.

Потому что, я еще раз это подчеркиваю: никто сегодня не может — ни Кабмин, не Президент, ввести закон о двух языках, пока это не будет выписано в Конституции.

— Еще один вопрос, поднятый кандидатом Виктором Януковичем — о двойном гражданстве с Россией. Некоторые эксперты считают, что институт двойного гражданства способен превратить определенные регионы Украины со значительным количеством пророссийски ориентированного населения — Крым, Донбасс — в нечто наподобие Абхазии...

— Сегодня у нас нет двойного гражданства. Но миллионы людей работают за рубежом. В том числе в России. И там их шпыняют, как только могут. Они работают в нелегальных условиях, идет дискриминация «по полной программе». Как мы их можем защитить? Если у нас в Украине продолжится экономический рост, ничего страшного двойное гражданство не вызовет.

— А это не будет поводом для вмешательства во внутренние дела Украины под предлогом защиты «своих граждан»?

— А сейчас они говорят, что защищают русскоязычное население. В частности, в Прибалтике. Но эта «защита» носит чисто номинальный характер. Потому что защитить — это нужно взять людей к себе, дать им жилье и работу. А так идет только чисто политическое вмешательство, оно не организационно-правовое.

— Реализация сразу всех трех вышеперечисленных инициатив не будет означать «беларусизации» Украины?

— Под «беларусизацией» я могу понимать только создание какого-то особого союза с Россией, не ЕЭПа, а чего-то большего. Давайте посмотрим на историю. Еще при Ельцине, лет пять назад, президент Беларуси Александр Лукашенко начал «объединение» с Россией. И разве что- то было сделано за это время? Неужели Россия возьмет на плечи Украину и будет нести ее в «светлое будущее?» В Беларуси Лукашенко просто играет на том, что он хочет до смерти быть президентом. Как только выборы, он начинает говорить, что мы без России не можем, без русского языка погибнем. А его избрали — и он начинает думать о Беларуси. Ведь он не хочет быть губернатором одной из российских областей. Он хочет быть президентом Беларуси. И я убежден, что Виктор Янукович — если его изберут, захочет быть полноценным, полнокровным, ответственным президентом Украины. Я это говорю, зная и характер, и намерения Виктора Федоровича.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать