Перейти к основному содержанию

Левая риторика

и рыночная несостоятельность
03 июля, 00:00

Возможно, спадает мучной кризис. На протяжении 1—2 июля цены на внебиржевом рынке зерновых упали на 20%. Эта тенденция усиливается в связи с ростом поставок из-за рубежа и наращиванием уборочной кампании в южных областях страны. Скорей всего, докризисного уровня цены достигнут уже на этой неделе, и затем продолжат снижение. Во многих магазинах мука и крупы все еще отсутствуют, потому что оптовые покупатели как раз ожидают снижения цен до приемлемого уровня. Две недели ценовой лихорадки на продовольственном рынке позади, и самое время подвести первые итоги этого странного кризиса.

КОМУ ЭТО БЫЛО НУЖНО

Легче ответить, кому это было не нужно — руководству правительства, имеющему далеко идущие политические планы. Кризис не был выгоден никому, и стал банальным последствием грубых ошибок аграрного блока предыдущего да и нынешнего правительства. Начиная с февраля, Министерство экономики публиковало краткосрочные прогнозы, в которых указывало небольшой риск ценового всплеска на рынке зерна. Но Кабмин так и не смог принять меры по недопущению кризиса. И это проблема, в том числе и самого Министерства экономики, работающего в замкнутом пространстве, и не имеющем эффективного влияния на политику отраслевых министерств. В мае появился президентский указ о мерах по стабилизации ситуации на рынке зерна, но большая часть поручений Кабмином выполнена не была. Разразившийся кризис дал возможность заработать тем, кто покупает пшеницу, перерабатывает ее и продает муку. Но игроки этого рынка не настолько влиятельны, чтобы спровоцировать такой мощный «абсцесс». Другое дело, что когда ценовой взрыв произошел, появилось немало фирм-спекулянтов. Но их поведение традиционно имеет ситуативный характер, и большой игры на негативных ожиданиях здесь не было.

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. ЛИШНЕЕ

Наиболее очевидной причиной ценового взрыва стала потеря Министерством аграрной политики контроля над информационными и товарными потоками на рынке зерна, муки и круп. Министерство не стало главным интеллектуальным штабом, в котором разрабатывается тактика правительственных действий в отрасли. В период разрыва, когда новый урожай еще не начали собирать, а старый уже закончился, правительство совершило ряд странных ошибок, которые взбудоражили потребительские настроения. Министерство аграрной политики в этой ситуации занимало позицию безучастного наблюдателя.

А ведь именно правительственные аграрии должны были сказать премьер-министру Виктору Януковичу о непродуманности публичного призыва 14 июня в адрес губернаторов не допустить повышения цен на хлеб. Население попало под мощную информационную волну, породившую слухи о грядущем дефиците муки и круп: губернаторы в ответ на требования руководства страны громогласно заявляли о необходимости осуществить закупки продовольственной пшеницы за рубежом. Очевидно, что на определенных должностях люди не имеют права позволять себе заявления, которые могут спровоцировать панику.

...НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ

Паническим настроениям вовсю поспособствовали и заявления отраслевых объединений: «Укрхлебопрома» и «Украинской зерновой ассоциации». Они в начале июля начали активно лоббировать льготный импорт пшеницы на период до июля 2004 года, обрисовывая страшные картины, которые ожидают страну в случае, если льгот не будет. Но уж у этих организаций наверняка должна была быть информация об истинных запасах зерна в стране. Почему-то лишь после кризиса Минагрополитики объявило, что на самом деле Украина имеет из старого урожая еще не менее 1 миллиона тонн зерна, чего вполне хватит на период до уборочной. Зачем же тогда стране льготный импорт? На заключение контрактов и поставку импортного зерна на льготных условиях (даже если закон об этом будет принят) уйдет не менее месяца. К концу июля страна уже будет «завалена» зерном собственного производства. И смысл импортных операций в этом случае сводится лишь к обеспечению чьего-то не очень прозрачного бизнеса. Даже если действительно более чем 20-миллионный урожай-2003 не обеспечит годовых потребностей Украины в продовольственной пшенице (такая потребность оценивается в 6,5 миллиона тонн), вряд ли отраслевым ассоциациям стоило из этой проблемы раздувать скандал, а Минагрополитики так флегматично за этим наблюдать. В конце концов, Украина за последние годы благополучно переживала и худшие урожаи, и худшие погодные условия. Кстати, стоит отметить интерес к состоянию зерновых накануне кризиса и со стороны украинского Гидрометцентра. 14 и 17-го июня погодное ведомство зачем-то публично заявляло об опасениях за состояние урожая, а уже 19-го в магазинах началась паника.

Сами же участники рынка зерновых склонны объяснять минувший кризис слабостью правительства и оправданным страхом (все помнят продразверстку, голод, дефицит) населения.

Директор компании «Про Агро» Николай Верницкий всячески отвергает подозрение в сговоре основных участников рынка. «На рынке действительно были спекуляции. Но в этом случае спекулянтами были обычные бизнесмены, реагировавшие на рынок. Спрос резко превышал предложение, и в такой ситуации глупо не поднимать цену», — говорит г-н Верницкий. На его взгляд, главной причиной кризиса стал дефицит на рынке зерновых, который наблюдался с зимы. Возможно, он и не перерос бы в ценовой взрыв, если бы не неожиданный рост ажиотажного спроса со стороны населения. «Это только правительство может говорить о сговоре», — считает Николай Верницкий.

Правительство, действительно, ударилось в левую риторику времен продразверстки. Премьер-министр Виктор Янукович в разгар кризиса выступил с заявлением о намерении проверить законность доходов тех фирм, которые заработали кругленькую сумму на спекуляциях. Но спустя несколько дней из правительства поступила информация о том, что контроль за такими фирмами будет происходить лишь в рамках общего мониторинга. Иными словами, арестовывать никого не будут. Самые крупные барыши на кризисе получили частные акционеры мукомольных компаний. Они закупали зерно по старым ценам, а муку продавали по завышеным.

Правда, ради справедливости стоит отметить, что многие из собственников этих компаний владеют и хлебокомбинатами, чей бизнес в последние дни оказался убыточным — мука подорожала, а цены на хлебопродукты сдерживают местные власти.

Как бы там ни было, премьер-министр вчера уже пообещал стабилизацию на продовольственном рынке, максимум, в течении двух недель: «Мы сделали все, чтобы это произошло». При этом Виктор Янукович отметил, что правительство столкнулось с проблемой невозможности в рамках закона влиять на ценовую ситуацию. Очевидно, «другие» методы в виде административного давления на отдельные компании уже применяются. Кабмин уже инициировал проверки коммерческих структур, которые, по словам премьера, «припрятывают продовольствие в надежде на повышение цен». Видимо, таким коммерческим структурам быстро дадут понять, что спекулировать на временных трудностях нехорошо. А создавать их? Виктор Янукович лично координирует работу правоохранительных органов в этом направлении.

Не исключено, что на протяжении нескольких дней некоторые региональные компании продолжат поддерживать искусственный ажиотаж на рынке, пользуясь монопольным положением «своих». О такой угрозе вчера заявил херсонский губернатор Анатолий Юрченко. «Действия некоторых компаний носят искусственный характер», заявил губернатор. Однако в некоторых регионах существует спайка между интересами руководства областей и зернотрейдерами. Призывы премьер-министра к обладминстрациям по поводу наведения порядка на рынке в таком случае выглядят просьбой к волкам не есть мясо.

ПОЛИТИКИ ОКАЗАЛИСЬ ПРЕДСКАЗУЕМЫМИ

Украинские политики среагировали на кризис с некоторым опозданием, потому что большинство из них на прошлой неделе находилось в округах или на отдыхе, и в очередях за крупой точно не стояли. Лишь во вторник 1 июля, когда парламент возобновил работу, оппозиционные депутаты резко активизировались, и разразились критикой в адрес «существующего режима». По иронии судьбы, именно в этот день кризис и закончился, и оптовые цены на крупы и муку резко пошли вниз. Тем не менее лидер КПУ Петр Симоненко успел призвать народ к акциям гражданского неповиновения, глава «Нашей Украины» Виктор Ющенко обвинил правительство в потере контроля за рынком продовольствия, а председатель СПУ Александр Мороз и АПУ Екатерина Ващук опять же заявили о необходимости новых льгот для аграриев. Правительству, похоже, придется все-таки согласиться на льготный ввоз продовольственной пшеницы и отсрочку уплаты НДС для сельскохозяйственных фирм. Тем более, что активными лоббистами льготного импорта стало и Минагрополитики. Именно оно будет заниматься распределением льготной квоты между частными компаниями, в связи с чем политический вес отраслевого ведомства наверняка увеличится. Во всяком случае, выдача лицензий — довольно «взяткоемкая процедура» в наших условиях.

Наиболее долгосрочным последствием кризиса может быть ухудшение шансов одного из потенциальных претендентов на пост Президента Украины. Население вполне может и забыть, кто возглавлял правительство в период ценового взрыва, но политтехнологи — никогда.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Министерство аграрной политики ожидает снижение цен на зерновые до докризисного уровня. Наверняка они упадут еще ниже. Правительство поручило ГАК «Хлеб Украины» скупать зерно по цене 660 гривен за тонну. «Мы выделяем 400 миллионов гривен на закупку зерна нового урожая», — заявил вчера Виктор Янукович. Вслед за ценами на пшеницу вниз ползут и оптовые цены на муку и крупы. В период взлета цен крупные закупщики приостановили работу, и сейчас продолжают выжидать «хорошей» цены. Дальнейшие тенденции на рынке зависят от грамотности действий правительства. Судя по тому, что прошлогоднего рекордного урожая зерновых стране не хватило до следующего урожая, эта грамотность — не факт. И все же власть получила хороший урок рыночного регулирования, и это дает основания для зыбкого оптимизма. К тому же, если подобные кризисы повторятся, на перспективах многих политиков можно будет ставить крест. Будем надеяться, что они побоятся если не за наше, то за свое будущее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать