Перейти к основному содержанию

Льготный интерес

13 августа, 00:00

Похоже, в последнее время в столице наметилась тенденция к порядку и учету. Сперва решено было пересчитать всех нищих, не работающих по системе Станиславского, а теперь взялись за льготников. Согласно распоряжению столичного головы, в обозримом будущем в Киеве появится единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на те или иные льготы. Их список вместе с сокращенным вариантом личного дела будет хранить электронная база данных, что позволит четко определить сумму компенсации предприятиям, оказывающим те или иные услуги.

Стоит сказать, что это решение — одно из немногих в этой сфере, которое не должно натолкнуться на волну протеста. Его долго ожидали, и министр труда и социальной политики Михаил Папиев неоднократно подчеркивал, что Украине необходим единый общегосударственный реестр льготников. В остальном же, как известно, попытки что- либо изменить наталкивались на консерватизм льготников. При этом возникала парадоксальная ситуация: с одной стороны, они утверждали, что их статус не дает им ровным счетом ничего, а с другой — за право называться льготником шли нешуточные бои. Посему и говорили, что отечественная политика в этом отношении не выдерживает никакой критики. Взять, к примеру, Японию, где пострадавшие от атомных бомб, не будучи официально льготниками, демонстрировали продолжительность жизни выше среднего. И все потому, что медицинское и социальное обслуживание этих категорий было и есть там на самом высоком уровне. Еще один пример. В США украинский эмигрант без труда бесплатно получил лекарство от астмы. Здесь для этого ему нужно было выстаивать в длинных очередях, а в итоге все равно покупать медикаменты за свои деньги.

Тем не менее отечественные эксперты считают, что западный опыт для украинцев (во всяком случае сейчас) применять не стоит. По мнению научного консультанта Президента Эллы Либановой, скорее, стоило бы классифицировать и упорядочить льготы, то есть четко разграничить привилегии, компенсации, доплаты по заработной плате и адресную социальную помощь. Отсутствие классификации провоцирует почти курьезы. Так, например, владельцы дорогостоящих дачных участков в Киевской области получают доплаты за проживание в чернобыльской зоне. А «транспортники» — компенсации за перевозку всех пенсионеров (ведь не учитывается при этом, что кто-то, скажем, уже полгода не выходит из дома).

Отчасти поэтому Минтруда и соцполитики решилось на эксперимент, который при успешном его проведении обещает превратиться в норму. В Крыму и Ровно надбавка к зарплатам и пенсиям заменила льготы на проезд в общественном транспорте. А в Черниговской и Херсонской областях — льготы в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг связи. В Минтруда считают, что эта реформа была бы довольно выгодной. По подсчетам, для компенсации затрат на льготные категории в этом году понадобится 17,2 млрд. гривен. При том, что в бюджете предусмотрено всего 5,1 млрд. гривен. При переходе же к выплатам адресной денежной помощи можно было бы существенно сэкономить, и к тому же достичь еще немало позитива: предоставить возможность выбора самим льготникам, стабилизировать цены и, наконец, улучшить финансово-экономическое состояние предприятий, предоставляющих услуги.

Последние, не секрет, нередко оправдывают свой кризис убытками, связанными с большим количеством льготников. Для некоторых это действительно обосновано. К примеру, по данным КП «Киевский метрополитен», ежегодно потеря доходов от реализации льготных проездных составляет 18,2 млн. гривен. 35% пассажиров и вовсе ездят бесплатно, в результате чего предприятие стабильно теряет 97,5 млн. гривен в год. Затраты на перевозки колеблются в пределах 170 миллионов гривен в год, а поступления вместе с дотацией горбюджета более чем 165 млн., как ни крути, не составляют. Когда же в минувшем году заговорили о повышении цен за проезд в общественном транспорте, заместитель столичного мэра Иван Салий не скрывал, что связано это отчасти с льготниками. В трамваях, троллейбусах и автобусах их насчитывается аж 38 категорий.

Средства же, выделяемые горбюджетом на компенсацию их бесплатного проезда, целиком и полностью идут на приобретение и ремонт движимого состава. Причем подсчитать, сколько льготников в день воспользовалось троллейбусом, невозможно — для этого нужно весь движимый состав оборудовать соответствующими устройствами, стоимость которых составляет несколько тысяч долларов.

Впрочем, реформу, которую собирается затевать Минтруда, эксперты с особой радостью не встречают. По мнению заведующего отделом социальной сферы, доходов и уровня жизни Института экономики НАНУ Валерия Новикова, хоть денежная компенсация и исключает бесцельную трату бюджетных средств, при неправильном определении себестоимости услуг, такой вариант может быть ошибочным. Безусловно, считает эксперт, такой шаг просто необходим, но ему должна предшествовать тщательная работа с предприятиями. Сейчас же при ограниченном доходе населения переход от льгот к выплатам вызовет разве что волну протеста.

Примечательно, что анализируя нынешние общественные настроения, согласны с этим и психологи. По мнению заведующей лаборатории психологии масс и организаций Института социальной и политической психологии Елены Донченко, в нынешних социально-экономических условиях иждивенчество постепенно становится для украинцев национальным архетипом. Посему, по ее мнению, без существенных изменений качества жизни любые льготные реформы станут сейчас еще одним поводом выйти «на баррикады».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать