Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Лидеры есть — политического «лица» нет»...

Полемические заметки о наследниках Чорновила
25 декабря, 00:00
Совпадение 64-й годовщины со дня рождения Вячеслава Чорновола с пиком активности отечественных политических партий, выразившемся в полутора десятках предвыборных партийных съездов, по большому счету, случайно. Однако сквозь призму этой даты особенно выпуклой кажется главная проблема нашей национал- и не только демократии — проблема вождизма. В эти дни мы стали свидетелями множества ее проявлений — от благосклонного отношения Виктора Ющенко к «оговорке» своего тезки Пинзеныка, дважды назвавшего Ющенко «премьер-министром» до угроз некоторых левых в случае поражения на выборах организовать вооруженное (?!) восстание. Благо, кто-то, как, например, глава Одесской организации ПРП Владимир Куринной, чье выступление на партийном съезде явно диссонировало с блочным одобрямсом, еще в состоянии задуматься над тем, почему у той же «Нашей Украины» «лидер есть, а политического лица нет». Нет, дескать, и определенной социальной базы, потому что расширение любой политической коалиции должно иметь логику, а Виктор Ющенко стал «крышей» для «больших и малых, известных и неизвестных, существующих и несуществующих». Между тем, на большинстве партийных форумов речь шла о конкуренции чего угодно — лидеров, стилей и методов предвыборной борьбы и т. д. — но только, увы, не идеологий и правил.

член Народного руха Украины с 1989 года

Сейчас уже мало кто вспомнит стотысячные демонстрации и митинги Народного руха Украины в конце восьмидесятых — в начале девяностых. Когда, казалось, подними и возьми власть, которая валялась под ногами. Большевики в семнадцатом не проворонили… Тогда был октябрьский мятеж, в 1991 — августовский ГКЧП, а потом горькое похмелье...

Руховцы 91-го под руководством Вячеслава Чорновила были настолько героическими, насколько наши оппоненты перепуганными. Коммунисты во главе с Кравчуком победили, ибо боялись и были более скромными — от них шел один кандидат в президенты, а от демократов — все, кто желал.

Рух во главе с Драчем и Михаилом Горынем не без оснований настаивал на причастности к обретению Независимости, однако полученную государственную самостоятельность использовал далеко не для реализации программных идей.

Только новый лидер Руха — Вячеслав Чорновил, который на президентских выборах набрал 25 процентов голосов, впервые в Украине сумел создать действенную оппозицию, которая была на страже Государственности и Демократии.

Но все возвращается на круги своя. Сегодня в Рухе (Удовенко) «отстреливают» всех, кто так или иначе стоял у его истоков. За исключением… Я понимаю, что у каждого правила есть свое исключение, которое подтверждает правило. Но ведь Удовенко, совсем случайный человек в Рухе, из исключения сделал правило. Под «расстрельные» статьи попали ближайшие соратники Вячеслава Чорновила — Сергей Конев, Роман Василышин и даже Дмитрий Понамарчук, неизменный пресс- секретарь убитого лидера Народного руха, который находился в машине с Вячеславом Чорновилом в его последней поездке.

ВЫБЕРИ МЕНЯ

Рух не мог не стать тем, чем он стал. А точнее — не стал. Из-за того, что те, кто еще вчера в Народном рухе был никем, сегодня в Рухе (Удовенко) стали всем. Откуда они взялись — эти усердные «кухарки», особенно милые сердцу новейшего Брежнева, которые засели в уже давно безлюдном, как замок Дракулы, доме Народного руха на ул. Гончара, 33.

Для непосвященных могу напомнить, что на седьмом (предвыборном) съезде партии в октябре 97-го года волевым решением Вячеслава Чорновила был утвержден партийный «список Шиндлера», в который не попали идейные ветераны и бойцы партии. О чем не раз жалел и сам Вячеслав Чорновил.

Потом, почувствовав вкус власти, в прямом и переносном смысле этого слова, руховские нардепы забыли, что, кроме мандатов, существует еще и Мать — Украина и Отец — Рух. Как там в Библии, «родители ели виноград, а у детей оскомина»?

В итоге избиратели Руха даже на Западе проголосовали в 99-м году за Леонида Кучму. Два руховских «вашингтона» в сумме получили три процента. Что делают в таких случаях в странах так называемой развитой демократии? Правильно, подают в отставку. Но ведь как хочется еще хотя бы немного побыть если не на политическом Олимпе, то хотя бы на «говерле»!

Наследственная болезнь генсеков — пока не вынесут вперед ногами — дает таки о себе знать. Один из наиболее младших по стажу в Рухе «руховец», Удовенко, и, как остроумно шутил во время президентских выборов Дмитрий Понамарчук, «в чистом поле альпинист» Костенко никак не разделят наследие Вячеслава Чорновила — количество мандатов в неизвестно чьей «Нашей Украине». Прекрасно осознавая, что под их руководством их рухам на следующих парламентских выборах ничего не светит, генералы руховских руин сдали партию на милость премьеру-варягу и его одиозному окружению.

Дело идет к тому, что руховцы начнут вымирать как коммунисты, если этот процесс не остановить.

ВЧЕРАШНИЕ

По моему мнению, проблема антикоммунизма, на котором Рух заработал первый политический капитал, сегодня уже не такая актуальная. О коммунистах скоро будут читать в учебниках истории, как о неандертальцах. А на авансцену выходят совсем другие требования и угрозы.

Удовенко и К о «не заметили», как к реальной власти в Украине прорвались так называемые олигархи. Но вместо противостояния им немало «омандаченных» руховцев почувствовали себя незаслуженно обиженными.

В то время, когда Вячеслав Чорновил, который, как мог, отстаивал чистоту руховской идеологии, «новые» руховцы, став нардепами, почувствовали вкус денег и еще при жизни Вождя выкручивали ему руки — правда, напрасно. Тогда они просто дождались тех предложений, от которых «не могли» отказаться. В начале 99-го две трети руховской фракции решили продать должность председателя фракции и партии, начав играть по правилам тех, кто предложил наиболее выгодные условия. (Пока говорю о тогдашнем вице-премьере Тигипко, на которого, впрочем, указывал сам Вячеслав Чорновил.)

Через год удовенковцы сами созрели до костенковцев, сдав «канонический» обломок Руха Порошенко и Червоненко.

Теперь с трудом могу вспомнить отдельные постулаты руховской программы борьбы с бедностью, разработанной профессором Черняком. А особенно те из них, которые удалось воплотить в жизнь рядового украинца. Зато уровень жизни борцов с бедностью улучшился настолько, что они за любую цену готовы купить себе следующие мандаты. Даже за счет того, кто их породил, — за счет Народного Руха Украины, его славы и чести (о собственной — нечего и говорить).

«Мы не были при власти», — не раз подчеркивал Вячеслав Чорновил. Правильно, не были. Так, чтобы всерьез и надолго. Но достаточно сегодня посмотреть на тех, кто уже был при власти (Юхновский, Костенко, Удовенко, Заяц, Драч, Коваль, Давимука и др.), чтобы понять, какое «руховское» достояние опять движется в парламент.

КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

«Наша Украина» — это, конечно, не земля обетованная, хотя и с желаемой пропиской или хотя бы с видом на жилье. Можно по-разному думать о Ющенко, как о политике и «великом немом».

Но обратите внимание только на некоторые красноречивые политические и бытовые поступки этого «загадочного» мужа очаровательной американки: стыдливое сочувствие «самостийныкам», которые захватили здание КПУ, и бездушная сдача преданной госпожи заступницы, с которой был съеден не только пуд соли; иудовская молчанка, и тут же «бескомпромиссная» подпись под «заявлением трех»; наигранный оптимизм о возвращении после постыдной отставки и говерловские игры с переодеванием (чтобы «свои» видели, другим — нельзя!) руховской футболки; беззвучное пение «Реве та стогне Дніпр широкий…» у подножия гранитного Кобзаря в Вашингтоне, а заодно — закулисное лобызание с майором, который почти два года не вылазил из-под «отцовского» канапе…

Смотрите, кто вернулся! «Верный» сын «своего отца»… Теперь, сынок, толкай оптом и в розницу в проходную часть своего «блокбастера» Порошенко, Червоненко, Бессмертного, Стретовича, Еханурова, Гринева, Шмарова, Жулинского, Щербаня, Ржавского, Мусияку, Радецкого, Ярославского!..

Он толкает, и двери остаются открытыми. Как проходной двор. Заходишь в одни двери, а выходишь на совсем другую улицу. Рухам сначала обещают по 25 проходных мест, потом уменьшили до десяти — на двух! ПРП пока что утерлась, а КУНом вообще вытерли ноги…

Кто следующий? Может, наконец, Костенко и Удовенко, которым после прошедших президентских выборов, что «не сделаешь в глаза» — им, извините, все — Божья роса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать