Линия защиты
Американские и британские эксперты не установили ни одного факта, который свидетельствовал бы о продаже или передаче Украиной «Кольчуг» Ираку. Абсолютно исключается и возможность продажи «Кольчуг» Ираку через третьи страны. Украина продемонстрировала беспрецедентную открытость в предоставлении экспертам информации, даже той ее части, которая может повредить экономическим интересам и национальной безопасности государства. Украина не обязана доказывать свою непричастность к продаже оружия Ираку. Наше государство готово к сотрудничеству с Соединенными Штатами Америки и странами НАТО, но при условии опровержения безосновательных обвинений в его адрес и уважения к его национальным интересам. Таково официальное мнение украинской стороны о выводах зарубежных экспертов, которые с 14 по 20 октября искали в Украине доказательства ее причастности к продаже Ираку станций «Кольчуга», заявил вчера на брифинге в Администрации Президента ее глава, председатель комиссии по созданию экспертам надлежащих условий для работы Виктор Медведчук. Глава АП напомнил, что Президент Украины дал всем органам центральной исполнительной власти, правоохранительным органам, региональной власти поручения создать экспертам надлежащие условия для работы и предоставить им всю информацию, которая их заинтересует, — разумеется, в пределах действующего законодательства. Американские и британские эксперты дважды, по словам В. Медведчука, посетили производственное объединение «Топаз» (г. Донецк) где производятся « Кольчуги», и получили фактически всю техническую информацию по их производству, эксплуатации и использованию. С 1987 года по сегодняшний день было изготовлено, сообщил глава АП, 76 образцов системы «Кольчуга» и «Кольчуга-М» (модифицированный вариант), 46 из них — еще по заказу Министерства обороны бывшего СССР. Из 30-и систем, произведенных с 1992 года, 18 изготовлены по заказу Министерства обороны РФ, 8 — Министерства обороны Украины, 4 — Китайской Народной Республики. Три станции производства 1991 года после соответствующей модернизации в 2000 году были экспортированы в Эфиопию. Виктор Медведчук акцентировал внимание журналистов на том, что в распоряжение экспертов были предоставлены номера всех 76-и «Кольчуг» — за исключением первого комплекта, где номер не проставлялся. Экспертной комиссии также была предоставлена возможность ознакомиться со всеми 19-ю станциями, которые сегодня находятся на территории Украины. П о утверждению Виктора Медведчука, эксперты получили ответы практически на все вопросы, связанные с возможностью поставок «Кольчуг» Ираку. В то же время они подняли пакет вопросов, которые никоим образом не связаны с Ираком, зато касаются законного экспорта «Кольчуг» в другие государства, в частности в Китай. Придерживаясь обязательств перед партнерами из третьих стран и учитывая специфику такой информации, украинская сторона, отметил В. Медведчук, не предоставила ее экспертам, что вызвало недовольство с их стороны.
Глава АП продемонстрировал представителям масс-медиа экземпляр выводов американских и британских экспертов, 18 страниц которых содержат, по его подсчетам, 17 утверждений, с которыми украинская сторона не может согласиться. Речь идет, в частности, о признании ФБР аутентичными записей разговора Президента Украины Л. Кучмы с бывшим руководителем «Укрспецэкспорта» В. Малевым, в котором Президент якобы одобрил предложение Малева о продаже «Кольчуг» Ираку через третьи страны, о «неравномерной» степени сотрудничества, косвенных ответах на прямые вопросы, «конфликте интересов» СБУ и «Укрспецэкспорта» и тому подобное. По мнению Виктора Медведчука, подобные формулировки некорректны и безосновательны, поскольку уровень открытости, продемонстрированный Украиной, можно назвать «беспрецедентным»: экспертам предоставлялись даже транспортные документы, сертификаты конечного потребителя и т.д., причем информация, на рассекречивание которой нужно месяц- два, рассекречивалась в течение недели. Кстати, Президент действительно 10 июля 2000 года встречался с В. Малевым — об этом свидетельствуют, сказал, отвечая на вопросы журналистов, Виктор Медведчук, неофициальные (официальный учет посетителей главы государства, по словам главы АП, не ведется) записи в журналах охраны, которые также были найдены и переданы зарубежным экспертам. «Если бы у нас были по поводу этой встречи хоть какие-то сомнения, то сделали бы мы это?» — апеллировал глава АП к присутствующим. Что же касается контракта по продаже четырех «Кольчуг» Китаю, то его содержание, по общеустановленным нормам, является, подчеркнул В. Медведчук, коммерческой тайной, принадлежащей не только Украине. «Мы утверждаем, что ни одна международная норма в результате подписания этого контракта не была нарушена», — также заявил он.
По поводу того, что эксперты настаивали на встречах с господами Оршанским и Деркачом, Виктор Медведчук отметил, что Оршанский, как стало известно, через Москву отбыл в Ирак, а народный депутат Украины Леонид Деркач во время работы в Украине экспертов находился за границей, после чего, по его объяснениям, плохо себя чувствовал. «Впрочем, если такое сотрудничество с экспертами в будущем будет иметь место — а Украина открыта для сотрудничества — то мы, безусловно, сделаем все необходимое, чтобы эта встреча произошла», — сказал В. Медведчук.
По словам главы президентской Администрации, Украина не обнародовала бы все вышеизложенное, считая заключения экспертов только предварительными, если бы не начала разглашать информацию американская сторона. Следует отметить, что к этому ходу украинская сторона неплохо подготовилась. Это подтверждают даже такие детали, как выведенная на табло пресс-центра «Схема рассмотрения и принятия решений о предоставлении разрешений на экспорт вооружений», с помощью которой присутствующий на брифинге председатель Госслужбы экспортного контроля Украины Александр Легейда объяснял журналистам сложность этой процедуры, которая, по его мнению, делает невозможной незаконную продажу «Кольчуг».
За несколько часов до обнародования украинской реакции на отчет группы американских экспертов, вчера ночью по киевскому времени «украинский вопрос» рассматривался в комитете 661 Совета безопасности ООН, который контролирует соблюдение санкций ООН против Ирака. Точнее, рассматривалось обращение украинского министра иностранных дел Анатолия Зленко в Совет Безопасности ООН с просьбой изучить сложившуюся ситуацию вокруг обвинений Украины в возможной продаже систем «Кольчуга» в Ирак. Члены комитета 661 решили подробно и предметно обсудить эту проблему на следующих заседаниях. Причем, как стало известно, такое решение было принято также и по просьбе делегации США, которая сообщила комитету 661 о том, какие дополнительные вопросы были поставлены Украине в конце работы группы американских и британских экспертов. Само рассмотрение, как уже сообщалось, может продолжаться от трех до шести месяцев, при этом ситуация является беспрецедентной.
Постоянный представитель Украины при ООН, Посол Валерий КУЧИНСКИЙ прокомментировал для «Дня» эту ситуацию следующим образом:
— В субботу, 9 ноября, в Совете Безопасности ООН было распространено письмо Министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко, в частности, по итогам работы группы экспертов США и Великобританиии. В нем глава внешнеполитического ведомства обратился в Совет Безопасности с просьбой окончательно поставить точки над «і» по делу обвинения Украины в нарушениях ею санкций против Ирака.
В понедельник, 11 ноября, это послание Министра иностранных дел Украины было официально передано Председателем Совета Безопасности ООН на рассмотрение Комитета Совета Безопасности 661 по санкциям против Ирака.
На заседании, которое состоялось в тот же день, в связи с необходимостью детального рассмотрения письма главы внешнеполитического ведомства Украины, которое содержит значительный объем информации, члены Комитета 661 одобрили решение предметно обсудить поднятый вопрос на его следующих заседаниях. Это было сделано также по просьбе делегации Соединенных Штатов, которая сообщила об ожидаемых от украинской стороны ответах на вопросы, поставленные по итогам недавнего визита группы американских и британских экспертов.
Я хотел бы подчеркнуть принципиальный момент. Комитет 661 не рассматривает и никогда не рассматривал обвинений против нашего государства. Речь идет исключительно о рассмотрении нашего обращения: изучить суть, расследовать дело и закрыть тему безосновательных претензий в адрес Украины.
Украина не нарушала санкций против Ирака. Оружие в эту страну не продавалось.
Говоря о заключениях американских и британских экспертов, хотелось бы подчеркнуть следующее. Не Украина не смогла доказать свою непричастность к нарушениям иракских санкций. Скорее, группа экспертов оказалась не в состоянии подтвердить безосновательные обвинения. Именно в силу их беспочвенности. Не только юристам, но и рядовым гражданам очевидным и понятным является принцип презумпции невиновности.
Наше государство предприняло по существу беспрецедентные шаги, чтобы снять малейшие сомнения в соблюдении санкций против Ирака. Группе экспертов был предоставлен доступ к необходимой информации.
Именно поэтому результаты их работы вызывают разочарование. И, возможно, поэтому мы наблюдаем нежелание американской стороны оперативно и открыто рассматривать этот вопрос в ООН. Но где, как не в Совете Безопасности ООН, должен рассматриваться вопрос по обвинениям в нарушении его санкций? Именно поэтому мы обращаемся в Совет Безопасности как авторитетную международную структуру, которая способна расставить все на свои места и положить конец сложившейся ситуации.
Выпуск газеты №:
№208, (2002)Section
Панорама «Дня»