Перейти к основному содержанию

«Ляпино»

майдан Незалежности глазами гостя Киева
18 сентября, 00:00

Приехав в Киев на праздник «Дня» — 6-летие любимой газеты, я увидела и объект ее справедливой критики. Дорога к «Украинскому дому» — месту встречи друзей «Дня» — пролегала через центральную площадь столицы. В этот праздничный день ничто не могло испортить прекрасное настроение, — даже созерцание Майдана Незалежности.

Надо сказать, что увиденное воочию производит более удручающее впечатление, чем на фотографиях и в телеформате. Так взгляд не увязает в архитектурных и монументальных излишествах. А здесь подмена величия — величиной (размером) сразу бросается в глаза. Окружающие со всех сторон разнородные изваяния и строения вместо героики прошлого создают психологический эффект мании величия. Как верно подметил Константин Рылев, историческую среду превратили в истерическую. («День», 25 декабря 2001 г.).

Погоня за московским стилем гигантомании сыграла злую шутку. От смены вывески на гостинице «Украина» (бывшая «Москва») площадь не стала более украинской. Скорее, наоборот, напоминает запоздалую копию монументальных экспериментов в Москве. Отличие и беда в том, что в Киеве уничтожается уникальный по красоте природный ландшафт, и это боль не только киевлян, но и всех, кто любит Киев.

У нас, в Приазовье, есть места, откуда открываются виды на морскую даль. Как, например, у поселка Ляпино. Не знаю, откуда произошло это название, но оно ассоциируется со словами «аляповатый», «ляпать», «ляпсус». Возможно, речь идет о домиках, хаотично «прилепившихся» к подножию склона. Романтика обозрения моря улетучивается, когда взгляд охватывает длинные ряды теплиц, неуместных в морском пейзаже. Ничего не поделаешь, жители Ляпино, как и других поселков, зарабатывают на хлеб, выращивая раннюю редиску.

Трудно вообразить, какие сорта редиски могли вдохновить на создание проектов «теплиц», которыми «наляпан» весь Майдан. Зачем нужно было превращать в «Ляпино» главную площадь страны?

Киевские чиновники и архитекторы уверяют, что музей под закрытым небом — «Глобус» может служить образцом европейского подземного торгового центра. Не может. Европейцы в магазины ходят за покупками, а не как в музей. Наверное, логичнее было бы сначала поднять уровень жизни украинцев до европейского, а потом уже строить «подземные города». И где гарантия, что «музей» под открытым небом когда-нибудь не провалится под землю?

Понятно нежелание киевских властей видеть на Майдане оппозицию. Нужно ли вновь доверять улицы и площади Киева организаторам акций, за проведение которых они не несут никакой ответственности (как это было 9 марта 2001 г.)? А вот мотивировка отказа, в которой «зона Майдана Незалежности» названа «исторической природоохранной зоной» звучит как-то странно. Найти следы былого великолепия природы в Киеве и, в частности, на Майдане, довольно сложно. Что касается его исторической или истерической среды, то оппозиция сюда как раз хорошо «вписывается». В день отъезда из Киева на Майдане мне вручили приглашение принять участие в акции «Повстань, Україно!» Именно в тот момент, когда мое внимание было приковано к плакату, на котором госпожа Ю.Тимошенко изображена в рыцарских доспехах. Совсем, как «римский легионер» на Лядских воротах. А рядом портрет пламенного коммуниста товарища П.Симоненко, который смотрит на «газовую принцессу», как Ленин на буржуазию. В завершение «Крыловского триптиха» — портрет А.Мороза, идеализированный до образа белого лебедя, устремленного в европейский Социнтерн. Портретов В.Ющенко на Майдане н е было. Наверное, потому, что их размещения достойны только древние стены Киевской Софии. Настоящим шоком стал для меня рассказ Л.Скорик об использовании блоком В.Ющенко «НУ» помещений историко-культурного заповедника мирового значения под свой политический штаб. («День», №149). Возможно ли что-либо подобное в той системе европейских, моральных, демократических ценностей, которым господин В.Ющенко постоянно всех поучает?

Возвращаясь к «ценностям» столичной площади, нельзя не заметить, что многие люди начинают привыкать к Майдану и ко всему, что на нем «наляпано». Если против «теплиц» и «крематория» можно увидеть протестные: плакаты, то на фоне «легионера» многие с удовольствием фотографируются. Впрочем, к таким снимкам каждый может относиться по-разному: кто с юмором, а кто-то может и принять запечатленную на них скульптуру, как шедевр монументального искусства, коль они выставлена на главной площади страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать