«Мифы нелегко развенчивать»
Что дала Украине подписанная 15 лет тому назад Хартия об особом партнерстве![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120706/4115-3-1_0.jpg)
15 лет назад, 9 июля 1997 года, Украина и НАТО подписали Хартию об особом партнерстве. Это стало самым выдающимся событием в отношениях Украина-НАТО в 1997 году. Однако и нынешний год богат важными датами. Так, например, в этом году мы отмечаем 20-ю годовщину вступления Украины в Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) и 15-летие вхождения Украины в Совет евроатлантического партнерства.
Для обеих сторон эти 15 лет сотрудничества принесли немало достижений. С глобальной перспективы то, что осуществило НАТО в 1991 году после распада Советского Союза, стало решающим для будущего Альянса. Оно [НАТО] открыло свои двери и положило начало отношениям с новыми демократиями, чье будущее в тот исторический период было туманным. Отношения с некоторыми из них переросли в членство: в 1997 году НАТО приняло в свои ряды первых новых членов из Центральной и Восточной Европы. Кроме того, НАТО также развило особые партнерские отношения с Украиной и Россией. Недавно в Москве отметили 15-ю годовщину подписания Основополагающего акта НАТО-Россия и 10-ю годовщину основания Совета НАТО-Россия. Такое партнерство открыло новые горизонты для сотрудничества в интересах безопасности всех государств евроатлантического региона и за его пределами. Поэтому если рассматривать отношения с точки зрения стабилизационных процессов, мы можем уверенно сказать, что был получен большой успех.
Подводя итоги наших свершений, я твердо убеждена, что со стратегической точки зрения особое партнерство между Украиной и НАТО во многом помогло Украине. Во-первых, неизменная преданность НАТО независимости, территориальной целостности и суверенности Украины помогла Украине в развитии ее собственной внешней политики и политики в области безопасности. Во-вторых, отношения между Украиной и НАТО положительно повлияли на проведение внутренних реформ в Украине, в частности, в секторе обороны и безопасности. И, в-третьих, благодаря отношениям с НАТО, Украина имела возможность утвердить свой имидж в мире как стабильного и надежного партнера, а также поставщика «мягкой» и «жесткой» безопасности.
Отношения с Украиной принесли свои плоды также и для НАТО. Когда НАТО начало сотрудничать с такими странами, как Украина, это помогло нам лучше познакомиться с нашими партнерами. Эта новая взаимная открытость укрепила нашу возможность сотрудничать и готовность вместе достигать общих целей и приоритетов.
Что же касается текущего сотрудничества, то оно продолжает приносить ощутимые результаты. Мы начинаем новый Целевой фонд для утилизации источников радиоактивных материалов. Украина взяла обязательство продолжать осуществление своего ценного вклада в стабилизацию Афганистана и выразила готовность принимать участие в обучении афганского персонала в сфере безопасности после 2014 года. Осенью этого года украинские инструкторы присоединятся к общему проекту по подготовке персонала в отрасли борьбы с распространением наркотиков для Афганистана, Центральной Азии и Пакистана под эгидой Совет НАТО-Россия.
Будущий вклад Украины в операцию «Океанский щит» будет первым случаем участия страны-партнера в подобных акциях под руководством Альянса, усиливая роль Украины как ключевого участника операций под руководством Альянса среди стран не членов НАТО. Недавно Украина презентовала свой потенциальный вклад в инициативы «разумной обороны» союзникам по НАТО в рамках Общей рабочей группы по оборонной реформе. Позже, осенью этого года, Общая рабочая группа из экономической безопасности рассмотрит вопрос оптимизации оборонных ресурсов в Украине.
Оборонная реформа (или реформа сектора безопасности) является важной составляющей сотрудничества Украина-НАТО в рамках Хартии об особом партнерстве и Годовой национальной программы (ГНП). Отсчет сотрудничества в этой отрасли начался, собственно, еще до 1997 года, а именно в 1194 году, когда Украина присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ), и на сегодня ни одно другое государство-партнер не достигло подобного уровня сотрудничества с НАТО в этой отрасли. Теперь, когда президент Украины утвердил ряд основополагающих документов, таких как «Стратегия национальной безопасности» и «Военная доктрина», НАТО и ее члены получили «дорожную карту» и будут в состоянии предложить Украине помощь относительно внедрения приоритетов, изложенных в настоящих документах. В сфере научного сотрудничества Украина была одной из первых бывших советских стран, научные работники которой положили начало контактам с западными коллегами. Начиная с 1991 года украинские научные работники и эксперты принимают участие в научных мероприятиях НАТО, при этом Украина остается одной из наиболее активных участниц программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» (НМБ). В целом, украинские научные работники и эксперты сыграли ведущую роль в более чем 700 мероприятиях по этой программе и приняли участие во многих других совместных проектах в роли участников и ключевых докладчиков. Украинские ученые принимают участие в разнообразных мероприятиях НМБ, начиная с изучения передовых методов выявления взрывчатых веществ и разработки новейших материалов для защиты транспортных средств и заканчивая прогнозированием риска наводнений и предотвращения риска для здоровья людей.
Однако следует помнить, что наши отношения с Украиной не должны быть механическими или бюрократическими. В основу отношений, закрепленных Хартией Украина-НАТО и ГНП, положены принципы и общие ценности, такие как демократия и верховенство права. Во время Чикагского саммита НАТО 28 глав государств и правительств выступили с четким сигналом обеспокоенности относительно этого аспекта отношений. Впрочем, важно подчеркнуть, что Декларация Саммита выражает абсолютную поддержку долгосрочному, стратегическому характеру отношений Украина-НАТО, в том числе и присущей природе ценностей. Искренний, откровенный обмен взглядами свидетельствует об открытости и степени зрелости партнерства между Украиной и НАТО, и подобные дискуссии являются частью здоровых международных отношений.
1997 год имеет для нас символическое значение, ведь это год основания Центра информации и документации (ЦИДН), который я возглавляю и который в этом году празднует свое 15-летие. Наш Центр, который размещается в Институте международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, стал первым официальным учреждением НАТО на территории страны-партнера. Его первостепенная задача простая, но ключевая: предоставлять информацию об Альянсе украинской общественности. Наш Центр открыт для всех. К нам можно прийти в любое время, задать вопрос, получить информацию. Наш Центр ежедневно принимает много посетителей с просьбой предоставить информацию о НАТО и вопросе безопасности в целом. Мы пытаемся не только держать украинцев в курсе событий, осуществляя рассылку печатных и электронных материалов, но и постоянно обновляем сообщение в режиме он-лайн, мгновенно распространяя среди широкого круга заинтересованных самую свежую информацию о том, что происходит в НАТО. Мы направляем посетителей на нашу страницу в интернете, которая предлагает большое количество информации о НАТО и отношениях Украина-НАТО, включая видеоматериалы и документальные фильмы, отснятые при поддержке нашего Центра и Отдела общественной дипломатии НАТО. Наша страница в интернете, а также недавно основанный канал на «YouTube», пользуются популярностью среди пользователей.
В конечном итоге наша работа сосредоточивается на информировании украинской общественности о деятельности НАТО в сотрудничестве с нашими партнерами, в частности, Офисом связи НАТО и контактным посольством НАТО в Украине — Посольством Республики Польша. Все мы прилагаем усилия для содействия практическому сотрудничеству и диалогу между Украиной и НАТО, и каждое из этих учреждений играет уникальную и важную роль в этом плане.
НАТО имеет видимый след в Украине — Офис связи НАТО и Центр информации НАТО в Украине. Наша задача заключается в сопровождении и освещении содержания отношений, что позволяет превратить так называемую игру с нулевым безопасностным капиталом во взаимовыгодный безопасностный процесс.
Мир продолжает стремительно меняться, и мы видим, что международная среда стала сложнее, менее предсказуемой и все большее количество людей начинают задумываться о сущности безопасности. НАТО является одним из ключевых игроков на «международном рынке безопасности» и потому неизменно остается в центре внимания, а, следовательно, спрос на информацию об Альянсе среди украинцев остается высоким. Однако это нелегкая роль. Мы хорошо знакомы с пословицей: «Гвоздь, который торчит, забивают первым». И в НАТО осознают, что намного проще ничего не делать, чтобы избежать критики, чем играть определенную роль на виду у публики.
Подытоживая, скажу, что у нас впереди еще много работы. Нам следует помнить, что еще 20 лет тому назад информация такого рода была недоступна для украинской общественности, вследствие этого неверные представления, мифы и ошибочные утверждения остаются глубоко укорененными в украинском обществе. Мифы нелегко развеивать, они напоминают сорняки в саду: выкорчеванные сегодня, через неделю они пускают новые ростки. Следовательно, нам нужен садовник, с легкой руки которого мы сможем поддерживать цветущим наш сад.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины:
— Хартия стала первым документом, которым были оформлены отношения между Украиной и НАТО в таком международно-правовом смысле этого слова. Она сформулировала рамки действительно особых украинско-натовских отношений и вывела Украину за пределы стандартных рамок, установленных НАТО для всех постсоциалистических стран. Потому это был действительно очень важный и нужный инструмент, который дал возможность перевести эти отношения из общих к конкретизированным, которые должны отражать интересы Украины в этом процессе и соответственно интересы Альянса. Я думаю, что без этого документа все наши дальнейшие шаги вряд ли были возможны.
К величайшему сожалению, в 2010 году был кардинально изменен наш внешнеполитический курс, я имею в виду принятие новой редакции закона о принципах внутренней и внешней политики, в котором Украина отказалась от цели относительно вступления в Альянс. В этом плане она очень много потеряла, потому что очутилась, во-первых, в серой зоне опасности и, во-вторых, утратила очень серьезных и влиятельных партнеров, которыми являются страны Альянса.
Что делать на этом этапе? Мне кажется, важно продолжать прагматичную, ежедневную работу по сближению Украины и НАТО. Для этого есть все необходимые возможности, в первую очередь, имею в виду такой инструмент, как годовая национальная программа, которая, действительно, является хорошей возможностью для углубления практического сотрудничества между НАТО и Украиной во всех необходимых для нас сферах.
Времена меняются, но этот нынешний период просто не должен пройти зря. Поэтому если мы его используем должным образом, то после изменения внешнеполитического вектора и возвращения цели — членство в НАТО — проведенная сейчас работа будет очень важной и поможет нашему дальнейшему сближению, а затем и вступлению в эту организацию. Поэтому на данный момент, главное — практическая работа и меньше внимания на не совсем адекватные реакции со стороны известного северо-восточного соседа.
Мыкола СИРУК, «День»
Выпуск газеты №:
№115, (2012)Section
Панорама «Дня»