Министерство юстиции укрепило позиции
«Правозащитников» призвали оправдать беспредел властиКак сообщили «Дню» в Министерстве юстиции, сегодня в стране уже создано 747(!) районных и городских управлений юстиции, легализованных указом Президента и постановлениями Кабмина. И как еще раз заверили нас в управлении министерства, целью дорогостоящей затеи есть не что иное, как «гарантии надлежащего правового обслуживания населения, обеспечение законности в государстве».
И, конечно же, модная ссылка на «соблюдение прав человека». Попросту говоря, Министерство юстиции как координирующий орган по проведению правовой реформы пошло по прямому, 70 лет топтаному пути: раз согласно статье 8 Конституции Украины в государстве действует принцип верховенства права, то должны быть и «органы», которые бы не только отвечали, но и «контролировали, указывали, проверяли, наказывали», а уж что и за что — всегда найдется.
Таким образом, на райуправления юстиции на сегодняшний день возложены три основные функции: исполнение решений судов в разрезе Закона Украины «О государственной исполнительной службе», регистрация актов гражданского состояния (после переподчинения этой службы Минюсту) и проведение государственной регистрации нормативно-правовых актов местных госадминистраций. На местные «ячейки» Минюста возложены и другие функции: регистрация объединений граждан, юридических и физических лиц (паспортизация), реализация которых пока невозможна из-за отсутствия финансирования. Управления существуют, по словам Лидии Горбуновой, заместителя министра юстиции, на сэкономленные деньги от бюджетных поступлений на содержание РАГСов и исполнительной службы. Но в бюджете-99 на выполнение первой функции предусмотрено 82% от необходимого, а на государственную исполнительную службу — всего 42%, что, впрочем, не удивительно в сравнении с отношением правительства к судебной системе.
Безусловно, для граждан страны, привыкших к «телефонно-родственному» праву, возможность получить бесплатную правовую помощь — немаловажное новшество. Не удивительно, что новоиспеченным работникам юстиции не раз довелось слышать слова благодарности от тех, кто навсегда потерял надежду добиться справедливости. Но есть и другая сторона медали. Как торжественно объявили в Минюсте, управления юстиции будут всячески содействовать защите прав граждан.
«День» попытался выяснить позицию юристов от государства по проблеме невыплаты заработных плат и пенсий, обратившись с вопросом к начальнику Коростышевского районного управления юстиции Надежде Котенко.
В Житомирской области проблема задолженности по зарплатам бюджетникам стоит очень остро. Акции протеста, вплоть до блокировки шоссе, организовывали даже пенсионеры, получающие вместо денег талоны («День» уже писал об этом). Учителям Коростышева предлагали получить заработанное продуктами, посудой и даже... навозом (к сожалению, учитель сейчас — это, скорее, фермер).
Последнее предложение райадминистрации, не предусмотренное, кстати говоря, Кодексом законов о труде, — получить зарплату бензином, доставшимся по бартеру от предприятия-должника. Вернее, педагогам предложили найти возможность реализовать бензин, тогда, мол, и деньги будут. А нет денег — сами и виноваты.
Описанная ситуация типична для Украины, как, впрочем, и ответ, полученный в райуправлении юстиции. «В решении этого вопроса мы активно сотрудничаем с профсоюзами работников образования — находим компромиссы», — сообщила «Дню» Надежда Котенко. По ее словам, ей как юристу известно, что оплата заработной платы должна производиться только в деньгах, но юрист сослалась на «сложную экономическую ситуацию в стране» — излюбленную формулу власти.
Сегодня каждый преподаватель без усилий выиграет судебный процесс о принудительном удержании заработной платы. Но пойдут ли они на это? Ведь в прошлом году, не получив отпускных, учителя одной из школ обратились в суд. В районо через неделю поступили деньги, правда, с оговоркой: в первую очередь выплатить тем, «кто не сутяжничает»...
История западной юриспруденции свидетельствует, что именно юристы в тяжелые для общества времена поднимались первыми на защиту прав и свобод граждан, протестуя против насилия над правом. К сожалению, отечественный опыт говорит о другом: именно юристы используются властью для того, чтобы оправдать правовой беспредел и игнорирование прав и свобод человека.
За комментарием «День» обратился в Украинско-европейский консультационный центр правового сотрудничества. По словам юридического эксперта центра Дорис Выдры (Австрия), система юстиции Украины значительно отличается от административной системы Австрии, как и других стран Западной Европы, к которой мы стремимся.
«Управления в сфере юстиции Австрии организовываются при судах и занимаются надзором и созданием условий для обеспечения деятельности судей, прокуроров и других сотрудников юстиции. Примером управления в сфере юстиции может быть распределение дел в суде, учебные курсы для служащих и нотариусов, размещение учреждений и мест лишения свободы, служебный надзор, общие распоряжения о взимании судебных сборов, а также издание служебного регламента судов первой и второй инстанции. Если бы речь шла только о таких функциях, то это требовало бы совсем другой административной организации, что было бы полезнее и для государственного бюджета, нежели то, что происходит сейчас в Украине, — говорит Дорис Выдра. — К примеру, одно из центральных заданий, поставленных перед администрацией юстиции в Украине — не существует ни в Австрии, ни в Германии. Речь идет о регистрации нормативных актов».
Единственным условием их легитимности в этих странах есть опубликование. На райуправления же возложена функция проведения правовой экспертизы и регистрации нормативных актов местных органов власти. Интересно, что по данным проверок, проведенных Минюстом в прошлом году, было «предупреждено принятие 2 000 (знал ли об их содержании обычный гражданин? — Авт.) незаконных норм». Но в прошлом году около 7 тысяч нормативных актов местных органов власти отменил арбитражный суд.
Значит ли это, что административная структура Минюста недостаточно эффективна, или же министерство не было заинтересовано в их отмене до того, как они станут причиной нарушений чьих-то прав? Ведь с начала своего создания управления, наделенные столь важными функциями, поставлены в зависимость. Вплоть до того, что назначение начальника управления невозможно без согласия главы райадминистрации. Да и помещением, мебелью, наличием скрепок они обязаны местным администрациям, акты которых оценивают с правовой точки зрения.
Нововведение было принято в русле многострадальных разговоров о проведении административной реформы. Правда, выполняя требования МВФ, правительство почему-то ограничилось лишь повышением цен и тарифов на жилье и транспорт, число же чиновников старого качества лишь увеличивается. По словам одного из западных европейских экспертов, созданный Минюстом проект системы административного права «отвечает принципам демократического централизма».
Выпуск газеты №:
№65, (1999)Section
Панорама «Дня»