«Мобилизационное состояние»
Крым готовится к Всемирному конгрессу крымских татарОчевидно, что актив крымскотатарского народа, который и сегодня с полным основанием все еще можно назвать национальным движением, вошел в полосу активных и кардинальных реформ. Как заметил в одной из своих статей Айдын Шемьи-Заде, «сегодняшнюю ситуацию нельзя назвать революционной, но сегодня крымскотатарская нация находится в мобилизационной ситуации». Толчок реформам дали два принципиальных решения первой сессии V курултая в конце прошлого года — о реформировании органов народного самоуправления и о созыве Всемирного конгресса крымских татар.
В результате, сегодня в национальной прессе, на собраниях и заседаниях, а также, нет сомнений, и на кухнях крымских татар, обсуждаются идеи создания не только разных органов власти, традиционных для тюркских народов, как маале, джемаат, шура, местных меджлисов и исполнительных органов при них, но также и теневого правительства, собственной судебной системы (макхеме или кадият), перехода всей системы выборов от двухступенчатой, ранее применявшейся, к прямой демократии, в том числе обсуждается и ее варианты — мажоритарная, применявшаяся крымскими татарами до этого, и пропорциональная. Ведь в народе создано уже достаточное количество разнородных общественно-политических организаций, способных составить основу для таких выборов, их уже, если не ошибаюсь, около 100. Для того, чтобы найти лучший вариант, крымскотатарская национальная пресса сегодня перелопачивает весь мировой опыт — анализирует избирательные системы всего мира, от Индии и Японии, до Великобритании и США, а особенно избирательную практику мусульманских и тюркских стран.
К сожалению, главный для Украины в этом процессе вопрос, о том, нужны ли все еще крымскотатарскому народу собственные органы национального самоуправления, созданные еще в СССР при коммунистической власти, решен однозначно и не в пользу нашей страны — все еще нужны, потому, что, как и в коммунистическом тоталитарном обществе, государственные органы власти, с их точки зрения, не в полной мере отвечают интересам и потребностям крымских татар. И хотя крымские татары в автономии в той или иной мере вошли практически во все представительные и исполнительные органы власти, они по-прежнему заявляют, что не могут считать их своими, поскольку те часто принимают решения вразрез с потребностями крымскотатарского народа, игнорируют их предложения и инициативы. Вместе с тем, нам сегодня нечего возразить крымским татарам по поводу того, что кроме довольно внушительной государственной программы возвращения и обустройства репатриантов (которую некоторые крымские политики предлагают уже закрыть), украинское государство так и не смогло решить вопрос о статусе и правах бывших депортированных в Украине (законопроект об этом заветирован Президентом и до сих пор лежит без движения), не смогло решить многие экономические (прежде всего, земельные) проблемы репатриантов, образовательные, культурные, политические, хотя за истекшие двадцать лет репатриации, эти проблемы в основном могли бы быть решены. Тем не менее большинство крымских татар продолжают поддерживать усилия Украины на укрепление своей независимости и строительство демократического государства. Недавно в Крыму состоялось яркое подтверждение этого факта. Когда малочисленная организация «Милли Фирка» обратилась к России с просьбой «защитить коренной и другие малочисленные этносы Крыма от непрекращающегося геноцида со стороны националистически настроенных официальных властей Украины», то она получила не только консолидированный отпор более 15-ти общественных организаций крымских татар, но и единодушное осуждение среди народа, за то, что сознательно создает повод для вмешательства России во внутренние дела Украины. Но при этом, однако, все эти организации и не отрицали фактов этнической и религиозной дискриминации со стороны официальных властей Украины.
Что касается созыва Всемирного конгресса крымских татар, то о нем говорили еще на втором курултае в 1991 году. Фактически идея о нем была одобрена уже тогда, однако до нынешнего года конкретная работа не проводилась. Решение о его созыве принималось также конференцией делегатов III курултая в 1998 году по инициативе оппозиции меджлиса.
Согласно тем решениям, он должен был состояться в 2000 году, но, видимо, «еще не пришел его час», и решение было просто «забыто» всеми. Таким образом, надо сказать, что всемирный конгресс «приближали» не только деятели официального меджлиса, но и оппозиция меджлису. Но если большинство, поддерживающее официальную линию меджлиса, добивается созыва конгресса для того, чтобы усилить свои позиции в Украине и организовать международное давление на органы власти страны с целью быстрейшего решения своих проблем, то крымскотатарская оппозиция рассчитывала за счет всемирного конгресса усилить критику официального меджлиса, радикализировать национальное движение и занять в нем доминирующее положение, добиться от Украины быстрого и радикального решения проблем народа, несмотря на то, что такой путь мог бы дестабилизировать ситуацию в Крыму, а, следовательно, навредить всем народам, в том числе и крымским татарам.
Для медлительности процесса при созыве всемирного конгресса, вызревавшего более 15 лет, были свои причины. Многие считают, что единственным, кто может возглавить и эффективно организовать работу такого конгресса является Мустафа Джемилев, а все эти годы он был занят работой в Верховной Раде Украины и руководством текущей работой меджлиса. Поэтому идея всемирного конгресса пребывала в зародышевом состоянии и не продвигалась. Но когда на V курултае в прошлом году заговорили о смене лидера меджлиса, эта идея оказалась как нельзя кстати не только для всего крымскотатарского народа, но и для самого Мустафы Джемилева. На курултае была создана рабочая группа, а теперь уже сформирован и оргкомитет по созыву всемирного конгресса. Объявлено, что на сегодня заявки на участие в конгрессе подали 41 организация из Крыма и Украины, 40 организаций крымских татар из диаспоры. Их представители и вошли в оргкомитет. Всемирный конгресс должен состояться уже в конце 2008 года, предположительно в октябре. Параллельно ему, немного раньше, или немного позже, будет созвана и очередная сессия курултая, которая решит кадровые вопросы.
Как считает секретарь оргкомитета Али Хамзин, всемирный конгресс — это новый этап общественной инициативы в борьбе за национальные права, и в данном случае крымские татары идут хорошо проторенным путем. Ими уже изучена богатая международная практика проведения таких форумов — с середины XIX века до 70-х годов XX века в мире состоялось около 150 всемирных конгрессов и конференций. Оргкомитет сегодня обобщает опыт проведения не только Всеобщего конгресса мира, состоявшегося в Лондоне в 1843 году, но и Сионисткого всемирного конгресса в 1879 году в Базеле (Всемирный еврейский конгресс), Конгресса исламского мира (1926 г.), созвавшего Конференцию глав мусульманских государств в Рабате (Марокко) в 1969 году и превратившегося в широко известную организацию Исламская Конференция, а также опыт по проведению прежде всего Всемирного конгресса татар, Всемирного уйгурского конгресса (Германия, 2004 г.), Всемирного конгресса финно-угорских народов, Съезда народов Востока СССР (1990 г.), Общенационального конгресса чеченского народа (1990 г.), Мирового Национального конгресса Восточного Туркестана, Всемирного курултая башкир (Уфа, 1995 г.) и многих других.
Но особым примером для крымских татар стала история созыва Всемирного украинского конгресса (Нью-Йорк, 1967 г.), объединившего более 100 украинских общественно-политических и общественных организаций в деле сопротивления большевистскому и коммунистическому режиму в СССР, действовавших на территории около 25 зарубежных государств. Крымские татары также одобряют и создание этим форумом Украинской Всемирной Координационной Рады (УВКР) в 1992 году. Они, несомненно, используют все наиболее эффективное и полезное для народа из нашего опыта при созыве своего всемирного конгресса.
В силу такой особой ситуации в Крыму, можно сказать, что противников созыва Всемирного конгресса крымских татар в народе практически нет. И сторонники меджлиса, и его оппозиция выступают за проведение всемирного конгресса своего народа, просто по-разному представляют себе его задачи, ход будущей дискуссии и его решения.
Главной целью всемирного конгресса является не «создание мирового правительства (меджлиса) крымских татар», как считают некоторые оппозиционеры, а, как сказано в обращении рабочей группы, «консолидированное участие всех организаций и объединений крымскотатарской диаспоры в возрождении и развитии крымскотатарской нации, осуществляемое ими во всех сферах международной жизни — политической, правовой, экономической, образовательной, культурной, информационной и других — путем координации их деятельности с курултаем крымскотатарского народа». Ожидается, что конгресс примет положение о своей деятельности, программу на предстоящие несколько лет, изберет исполком и главу конгресса, а также поданы предложения создать при конгрессе Национальный фонд по сохранению и восстановлению памятников истории и архитектуры крымских татар, принять обращение к странам СНГ о выполнении известных Бишкекских соглашений о помощи крымскотатарскому народу в репатриации.
Что может дать всемирный конгресс самому крымскотатарскому народу? В первую очередь, это консолидация усилий крымских татар, что обозначает расширение поддержки в среде тюрков и мусульман мира, мировых тюркских и мусульманских организаций и стран. Естественно, это усилит международное давление на власти Украины, что наверняка ускорит решение проблем репатриантов, в том числе и политических. Вообще сегодня уместно повторить очевидное — возвращение и интеграция крымских татар в украинское общество состоится, что называется, при любой политической погоде, разница только в том, произойдет это при содействии украинского государства или при его пассивности или даже сопротивлении. И в самом деле — Украина не станет же вновь депортировать крымских татар, она обречена иметь в своем составе не просто территорию Крыма, но и крымских татар как составную часть своей политической нации, но с особыми правами коренного и целостного народа. И уже от этого зависит характер всех будущих отношений крымскотатарского народа к Украине. Все зависит от позиции и активности украинских, в первую очередь крымских, органов власти к положению и статусу этого народа.
В среде крымских татар сегодня идут горячие споры о роли и задачах всемирного конгресса. Некоторые активисты считают, что конгресс должен создать свои исполнительные органы, другие считают, что не должен; одни считают, что конгресс должен признавать курултай высшим представительным органом народа, другие отрицают это положение; одни предлагают создавать при конгрессе фонды и единую мировую информационную сеть для крымских татар, мировые лоббистские структуры, другие не считают это обязательным. Одни активисты видят конгресс крымских татар «приложением к Всемирному конгрессу украинцев», другие требуют большей консолидации с тюркскими и мусульманскими мировыми организациями. Некоторые аналитики предлагают потребовать, чтобы мир признал правосубъектность крымских татар путем ратификации Кучук-Кайнарджийского договора 1774 года, осуждения в мировых масштабах акта 1873 года о ликвидации Крымского ханства, принятие документов «о национальном геноциде крымскотатарского народа с 1731 года», принятия в Украине Закона «О полной политической, территориальной, экономической, социальной и культурной реабилитации» крымских татар, организовать добровольное возвращение и обустройство в Крыму крымских татар, проживающих в странах Европы, Азии и Америки и многое другие. При этом максималисты в среде крымских татар говорят о том, что всемирный конгресс должен содействовать возрождению крымскотатарской государственности путем возвращения всех крымских татар и всего «коренного пространства», имея в виду, очевидно, исторические пределы Крымского ханства, как известно, выходившего далеко за пределы Крымского полуострова.
Заместитель председателя меджлиса Рефат Чубаров, который сегодня играет в Крыму ведущую политическую роль среди крымских татар, ибо в связи с предстоящим уходом Мустафы Джемилева на работу во всемирный конгресс, готовится возглавить меджлис, как об этом говорилось на минувшем курултае, во время встречи с аналитиком-исследователем МИДа Великобритании Лоуренсом Бройдом в Крыму, говорил, что «мы открыто обращаемся к международному сообществу с призывам помочь Украине в восстановлении прав крымскотатарского народа». Он подчеркивает, что до сих пор сохраняется двойственность в отношениях крымских татар и органов власти в Украине. С одной стороны, они подтверждают право крымских татар на возвращение в Крым, с другой — игнорируют вопросы политико-правового характера, за 17 лет не приняли ни одного законодательного акта, направленного на восстановление прав бывших депортированных. Очевидно, что главная задача созываемого сегодня Всемирного конгресса крымских татар — переломить эту ситуацию. Удастся ли его делегатам сделать это?
Выпуск газеты №:
№172, (2008)Section
Панорама «Дня»