«Модернизация» учителя
В понедельник заканчиваются школьные каникулы. Конец зимней вольнице — и снова потечет конец ученических будней. Какими они будут — обременительными и раздражающими, или наоборот — наполненными открытиями и весельем — зависит в первую очередь от личности учителя. Время задать вопрос, каким мы хотим видеть сегодня школьного учителя? Блестящим специалистом по своему предмету, мастером в передаче знаний, или, возможно, время требует от педагогов чего-то значительно большего? В прошлом году впервые в истории нашей страны правительство по поручению Президента приняло государственную программу «Учитель». Эта программа, предусматривающая целый ряд мероприятий, необходимых для реформирования системы образования, рассчитана до 2012 года. Одно из заданий этой программы — модернизация системы подготовки педагогических работников. Проблему подготовки будущих учителей в педагогических вузах Украины комментирует доктор педагогических наук, академик-секретарь Отделения педагогики и психологии высшей школы Николай Евтух.
— Научить будущего учителя давать уроки совсем несложно. А вот уметь раскрывать душу ребенка, уметь быть человеком — на это способен далеко не каждый. Это под силу только тому, кто умеет раскрывать самого себя, умеет работать над самим собой, преодолевать собственные проблемы. Поэтому при приеме в педагогические вузы теперь немаловажное значение будет придаваться результатам собеседования относительно профессиональной пригодности абитуриента.
Когда-то у нас была добрая традиция допрофессиональной подготовки учителя. Преподаватели вузов ездили по селам и отбирали самых способных к педагогической работе выпускников школ для будущего обучения. Неплохо бы было ее возобновить и сегодня, следует уделять больше внимания допрофессиональной подготовке будущих учителей. Для этого целесообразно было бы создать общеобразовательные учебные заведения интернатного типа для подготовки сельской молодежи, которую бы готовили к поступлению в педагогические вузы. Ни для кого не секрет, что сегодня профессия учителя утрачивает престиж.
— Специалисты считают, что учитель имеет один инструмент, которым он работает — это его собственная личность. Понятно, что инструмент этот должен быть исправным, потому что иначе не стоит надеяться на хороший результат работы...
— Психологи говорят, что «Добрый день» можно произнести с 40 интонациями, выразив таким образом совсем различные чувства. Интонация, с которой учитель поздоровался, предоставляет ученикам информацию о хорошем или плохом настроении их наставника и таким образом уже готовит к восприятию или невосприятию материала урока. Ребенок от учителя в первую очередь ожидает доброты, и если он ее получит, то даже самый неспособный сможет чему-то научиться, потому что поверит своему учителю. Так много у нас сегодня детей, которые бросили учебу, по-видимому, из-за того, что рядом с ними в определенный момент не было рядом учителя, который бы верил в них.
— Известно, что главная проблема «детей улицы» именно в том, что они не умеют преодолевать трудности, отступают даже перед наименьшим препятствием, отказываются пересиливать самих себя. Не призываете ли вы «покупать» детскую ласку своей добротой?
— Между учителем и учеником не может быть никакого «заигрывания». Но, к сожалению, моменты подхалимства в школах еще существуют. Угодничество — это страшная вещь. Это соревнование за благосклонность учителя появилось где-то с конца 80-х годов, когда начали при поступлении в вузы учитывать баллы школьных аттестатов. Родители начали учить детей «бороться» за «особенное» отношение учителя к себе — как букетик лучше преподнести, что сказать. Понятно, что учитель — живой человек, и он может ошибаться, и всегда нужно понимать обстоятельства, в которых он действует. Сейчас в школах существует такое явление, когда учитель ждет от ребенка, чтобы он «поклоны перед ним бил» за лучшую оценку, или чтобы родители заказывали у учителя платные уроки якобы для лучшей успеваемости ученика. Такие явления тяжело запретить законом, здесь уже должны действовать нормы морали.
Сегодня большая проблема в том, что учителя чувствуют себя обиженными государством, они не могут прожить на учительскую зарплату и должны решать проблемы своего выживания и выживания своей семьи. Но ведь известно, что безрадостный учитель не может нести радость детям, а ребенок, который чувствует себя несчастным, не может нормально развиваться. Авторитет учителя можно поднять отношением местной власти к нему, к разрешению его проблем — с жильем, теплом в квартире, бесплатной литературой и периодикой, нормальными условиями для работы с детьми в школе. А далее уже все зависит от учителя, от того, поверят ли ему не только дети, но и родители его учеников.
— Можно ли этому научить?
— Когда педагогические институты превратились в педагогические университеты, даже в классические университеты, то цикл психолого-педагогических дисциплин был очень сильно сокращен, потому что это позволял сделать новый статус вуза. Были сокращены именно те часы, которые направлены на подготовку настоящего учителя. Речь идет о таких предметах, как история педагогики, основы педагогического мастерства, социальная педагогика, а такой курс, как методика воспитательной работы, полностью изъят из программ обучения будущих учителей. Научить дать урок — это простейшее дело, а вот научить воспитывать — это уже большое искусство, учить этому очень тяжело. Студенты, которые идут на педпрактику, очень боятся проводить воспитательные мероприятия, им это сложно. А эти мероприятия нужны еще и для того, чтобы как-то сплачивать детские коллективы, давать возможность детям проявлять свои таланты, которые нельзя увидеть во время уроков.
Сегодня курс педагогики вычитывается за 108 часов (сократили вдвое). Разве за это время можно подготовить учителя? А педагогическая практика, которая раньше была непрерывной у студентов с первого курса по пятый? Она же предоставляла возможность закреплять в реальной работе теоретические знания. Сейчас такой практики не существует. Вводятся различные новомодные предметы, новые специальности, которые и вытесняют те необходимые курсы для качественной подготовки учителей. Был раньше и такой предмет, который назывался «Введение в учительскую специальность». При изучении этого предмета в течение первого семестра студент имел возможность сориентироваться, в тот ли вуз он пошел учиться. Об этом предмете даже не вспоминают сегодня. Только в отдельных педагогических вузах Украины пытаются сохранить часы психолого-педагогического цикла. Это в Национальном педагогическом университете имени Драгоманова, государственном Тернопольском педагогическом университете, Харьковском государственный педуниверситете, а в Нежинском педуниверситете цикл психолого-педагогических дисциплин занимает даже более 13%, без учета педпрактики, которая осуществляется непрерывно с первого по пятый курс. Без общения студента с детьми нельзя говорить о квалифицированной подготовке будущего учителя. Учитель права на ошибку не имеет. В этом и сложность учительской профессии. Но до тех пор, пока не будут разработаны, приняты и утверждены государственные стандарты по психолого-педагогическим дисциплинам, то о подготовке настоящего учителя мы сможем только лишь говорить. Без этих утвержденных стандартов ректоры педагогических вузов имеют возможность количество этих сугубо «педагогических» часов определять по своему усмотрению и эти часы отдавать на какие-то спецкурсы и новые дисциплины. Ректоры педагогических вузов стремятся достичь статуса классических университетов, забывая о своем главном назначении — готовить учителей, на подготовку которых существует государственный заказ.
Выпуск газеты №:
№4, (2003)Section
Панорама «Дня»