Перейти к основному содержанию

Мозговой обмен

Стипендиатами программы обмена Фулбрайта стали 400 украинцев и 300 американцев
19 октября, 19:19

15 лет в Украине действует программа Фулбрайта — старейшая и наиболее известная программа международных обменов. В 1946 году ее учредил американский сенатор Уильям Фулбрайт. Общими усилиями с научными обществами других стран американцы создали программу обмена, по которой ученые, студенты и общественные деятели, независимо от своего места жительства, имеют возможность побывать в Америке, а в свою очередь американские специалисты могут пройти стажировку в других странах мира.

Начиная с 1992 года около 400 украинцев-студентов провели год научного труда в США, а более 300 американцев занимались исследовательской и преподавательской деятельностью в Украине. Авторы наиболее успешных исследований и изобретений становятся обладателями специального гранта — Фулбрайтовской стипендии. Немногим позже — в 1999 году — создали Фулбрайтовское общество Украины. Оно объединило выпускников высших учебных заведений, которые продолжают свои научные исследования и тем самым делают свой вклад в развитие украинской науки. Среди украинских фулбрайтовцев есть ученые, администраторы, журналисты, должностные лица, культурные деятели.

В поле зрения фулбрайтовцев — развитие украинской науки, реформирование образования, культуры, экономики, состояния гражданского общества, европейской интеграции и глобализации. А вчера, на двухдневной X Фулбрайтовской конференции «Украинский проект в XXI веке», которую организовало Фулбрайтовское общество Украины при поддержке бюро по делам образования и культуры государственного департамента США, стержнем собрания стало утверждение «Этического кодекса членов Фулбрайтовского общества Украины». По мнению фулбрайтовцев, он поможет преодолеть коррупцию в украинском образовании и может стать настольной книгой руководителей и преподавателей высших учебных заведений Украины.

О том, какие возможности открывает Программа Фулбрайта для развития украинской науки и культуры, рассказали «Дню» ее стипендиаты разных лет, которые нынче работают в университетах Украины.

Ирина РУДИК , Житомирский государственный университет им. Ивана Франко, магистерская программа по лингвистике:

— Развитие науки невозможно без доступа к информации о передовых достижениях мировой научной мысли, как и без полноценного обмена идеями. Это утверждение является особенно справедливым в отношении науки нынешнего века, которая благодаря активизации процесса обмена информацией между отдельными науками пытается воспроизвести и исследовать целостную картину мира.

В этом свете академические программы обменов, финансированные Фондом Фулбрайта, дают украинским ученым ощутимый толчок к развитию. Во-первых, мы получаем возможность утолить информационный голод, вызванный отсутствием в наших университетских библиотеках современной научной периодики (часто даже научных вестников других вузов Украины, не говоря уже о зарубежных изданиях). Кроме того, очень плодотворным является активное общение как с американскими коллегами, так и со многочисленными исследователями Германии, Англии, Дании, Испании, Китая, Болгарии, Польши и других стран, которые также проходят стажировку в университетах США, и часто благодаря тому же таки Фонду Фулбрайта.

Еще одно преимущество программ обменов, финансированных Фондом Фулбрайта, — они закрепляют стипендиата за университетом и позволяют ему активно использовать все университетские ресурсы, включая посещение занятий. Благодаря этой возможности исследователь любой сферы знаний может обогатиться идеями смежных наук и тем самым расширить горизонты своего научного поиска.

Что касается собственного фулбрайтовского опыта, могу уверенно утверждать, что воспользовалась всеми отмеченными выше возможностями: из-за работы с библиотечными ресурсами, благодаря посещению лекций всемирно известных ученых по социолингвистике, когнитивистике, философии, антропологии, из общения с филологами Западной Европы и США почерпнула новые идеи, которые готова внедрять в родном университете. Правда, внедрение нового — нелегкое дело для наших высших учебных заведений, учебные программы для которых «спускаются» из министерства и не учитывают ни изменения научных парадигм в мире, ни специфики конкретного университета. Поэтому в моих планах на будущее — борьба за введение хотя бы минимально возможных изменений для подготовки учебными заведениями Украины конкурентоспособных специалистов.

Алексей ГОРОВОЙ , Национальный транспортный университет (Киев), магистерская программа по образованию:

— Программа академических обменов имени Фулбрайта является старейшей и самой престижной программой обмена ученых в мире. Американцы говорят: «We can make difference!», что дословно можно перевести как «Мы можем создавать разницу!». Но чтобы что-то менять, превращать, совершенствовать, наконец, реформировать, необходимо, очевидно, видеть эту «разницу». По моему мнению, ряд программ, которые объединены именем Вильям Фулбрайта, позволяют сделать это наиболее эффективно — через сравнение, путем полной интеграции украинского ученого в американское университетское и культурное пространство. Особенно это важно для молодых преподавателей украинских университетов. Безусловно, программа открывает перед ученым- педагогом новые горизонты в профессиональной деятельности, содействует генерации новых идей и проектов, нацеленных на развитие отечественного образования и науки, дает возможность критически взглянуть на те изменения, которые происходят в украинском образовании и обществе с точки зрения глобальных мировых процессов. На своем собственном опыте я убедился, что стажировка в рамках программы Фулбрайта — это время, когда возникают новые возможности профессиональной деятельности. Во время моего пребывания в университете Джорджа Вашингтона (Вашингтон, округ Колумбия) в течение прошлого года, я исследовал проблему развития культуры качества в украинских университетах. Проблема качества образовательных услуг является актуальной во всем мире, а для Украины, на мой взгляд, является просто первоочередной. Особенно это касается проблемы качества высшего технического и инженерного образования, которое является гарантией устойчивого инновационного развития Украины в XXI веке. Сегодня я продолжаю заниматься этой проблематикой в рамках сотрудничества с «Форумом молодых лидеров Украины».

Марта КОНДРАТЮК , преподаватель Кировоградского государственного педагогического университета (Университет штата Нью-Йорк, Стон-Брук, магистерская программа по сравнительной литературе), магистерская программа по сравнительной литературе:

— Получение гранта от Украинского Фулбрайтовского общества — это уникальный шанс повысить свою квалификацию не только студентам, но и преподавателям. Ведь обучение за границей предоставляет возможность не просто получить образование в другой системе, но также лучше изучить определенные области науки и встретиться с авторитетами по своей специальности. Украина, хотя и имеет разветвленную сеть связей с другими странами, но все равно образование развивается в замкнутом пространстве. Не каждый студент может позволить себе посещение конференций или семинаров за границей или же вообще учиться целый семестр за рубежом.

Разумеется, стипендии Фулбрайтовского фонда — это капля в море, но именно из таких капель в море образовываются огромные волны. К тому же, приобретенный опыт меняет людей интеллектуально и эмоционально. Возвращаясь на Родину, фулбрайтовские стипендиаты преисполнены новой энергии и уверенности в собственных силах. Они начинают влиять на общество или при помощи непосредственного общения с людьми, или демонстрируя свои знания в процессе работы. За счет этого преподаватели учебных заведений используют новейшие образовательные программы и технологии, совершенствуют методику преподавания учебных дисциплин. Даже в своем поведении, отношении к студентам и к своей работе фулбрайтовцы проявляют новые подходы к системе обучения. Ведь тот, кто знает что-то новое и полезное, непременно захочет поделиться этим с другими людьми.

Конечно, украинской системе образования в сравнении многого не хватает в организационном аспекте. Чтобы приблизиться к заграничному уровню образования, для начала нам стоит провести компьютеризацию всех учебных заведений государства. Таким образом, ученики и студенты будут иметь дополнительную возможность узнавать мир через сеть интернет. Кроме этого, нам недостает четкого инструктажа в работе и обучении. Студент или преподаватель должны четко знать свои права и обязанности, а также выполнять свою работу по четко очерченным схемам, а не перетягивать на себя одеяло.

Однако положить на фулбрайтовцев ответственность за состояние украинского образования, культуры и науки нельзя. Ведь 60 человек в различных сферах знаний не в состоянии в корне изменить всю духовную систему страны, существующую в течение десятилетий. Единственное, что может сделать каждый стипендиат, — повысить свой собственный духовно-интеллектуальный уровень. А имея высокие показатели в этом вопросе, они будут заботиться о духовно-интеллектуальном росте всего украинского народа.

Владимир МАЛЬЦЕВ , доцент кафедры общей зоологии и ихтиологии Национального аграрного университета, магистерская программа по охране окружающей среды:

— Существование фулбрайтовского фонда в Украине — это уникальный шанс для ученых показать себя не только в своем государстве, но и за его пределами. Поскольку стипендию от фонда получают лучшие из лучших, поэтому за право стажироваться за границей нужно побороться. Прежде чем получить стипендию и путевку на стажировку за границу, ученому нужно проявить свои знания и научные способности.

Кроме возможности получить новые знания за границей, прежде всего в Соединенных Штатах Америки, украинские ученые имеют все условия для проведения опытов и написания научных работ. Имея доступ к широкой сети информационных ресурсов, наши ученые могут горы перевернуть, чтобы воплотить свой научный замысел в жизнь.

К сожалению, в Украине некоторые исследования просто невозможно провести. В первую очередь из-за отсутствия необходимого оборудования и денег. Выезжая за границу, наши ученые получают все козырные карты для проведения опытов. Кроме доступа к ресурсам и материальной поддержке, молодые и зрелые ученые имеют шанс выйти на международную арену, а также пообщаться с иностранными коллегами. Кстати, научная работа за границей — это неоценимый опыт, который просто так не получить. Так же, как невозможно изучить речь, не общаясь ею, так же невозможно стать ученым, не проводя опытов и не работая над собой.

Особенно ценным для научных работников являются семинары и конференции с зарубежными представителями различных областей науки. Не каждый украинский ученый может посетить зарубежную конференцию за собственный счет. А именно там обсуждаются новейшие достижения науки, рассматриваются новые идеи и разрабатывается план действий. Именно сюда стекаются все умы планеты. А сидя в своей лаборатории, ученый не развивается. Он ходит по замкнутому кругу. Поэтому фонд Фулбрайта дает возможность разорвать ученому эту замкнутую систему и стимулирует двигаться дальше. К тому же, конференции и семинары — это своеобразный способ коммуникации ученых. Он дает повод для размышлений, научного планирования. Без обмена опытом во время коммуникаций невозможно нормальное развитие науки и самого ученого. Поэтому основная заслуга фулбрайтовского фонда — это возможность ученым различных стран достичь высоких результатов в своей деятельности.

Елена РУСИНА , старший научный сотрудник Института истории Украины НАН (Гарвардско-украинский опытный университет), магистерская программа по истории:

— Получив грант от Фулбрайтовского фонда, ученый сразу попадает в совсем другое, новое для него, научное сообщество. И это специфическая особенность обучения за границей. Ученый может общаться с учеными ото всюду. Они вместе обсуждают в формате дискуссий те проблемы, которыми занимались у себя дома. В такой обстановке им намного легче принять общее решение или разработать план действий. Ведь все необходимое для этого находится под рукой — неограниченный доступ к библиотекам, интересные диспуты, семинары и тому подобное.

Кроме общения с представителями международного сообщества, для ученых организовывают широкую культурную программу. Она включает экскурсии по региону, в котором находится ученый, а также посещение музеев, театров и других культурных мероприятий. Все это помогает ученому быстрее локализоваться, то есть приспособиться к новой среде.

После возвращения домой ученые меняют подходы в своей работе. Но другое дело — насколько этого энтузиазма и новизны будет достаточно. В частности, у меня после обучения в Гарварде сложилось другое видение того, чем должен заниматься историк. До этого я никогда не выходила за границы своей научной специализации. Все время я занимаюсь изучением эпохи средневековья, и другие темы меня не интересовали. Однако заграничный опыт научил меня рассматривать определенную историческую эпоху на фоне современности. Поэтому новым направлением моей работы стала мифологизация украинского средневековья в современных медиа Украины. Кроме нового видения своей работы, меняются методологические подходы к ней. Это значит, что ученый легко оперирует новыми качествами в обычной научной среде.

Для молодых ученых получение гранта — это вообще уникальная возможность. По моему мнению, чем младше ученый по возрасту, тем лучше для него постажироваться за границей. Заграничная система помогает глобализироваться и приспособиться к другой тематике дискуссий. С новым багажом знаний молодым специалистам намного легче работать в академической среде. Они приобретают новый опыт в общении, расширяют свое мировоззрение.

Во время семинаров и конференций каждый из участников дискуссии демонстрирует свои знания и заимствует знания других. Поработав год за границей, приноровившись к новым методам дискуссий, научной культуре, имеющей высокий академический уровень, невозможно отказаться от них. Поэтому значение Фулбрайтовского фонда для работы ученых — неоценимо.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать