Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мы проводим «мониторинг трещин»

10 августа, 00:00

О последствиях построения фитнесс-центра около «Софии Киевской» «Дню» рассказывает директор национального заповедника Неля КУКОВАЛЬСКАЯ.

— Как получилось, что «София Киевская» оказалась в окружении строительных работ?

— С этим вопросом следует обращаться к городской власти. Мы уже были поставлены перед фактом, и только наблюдали за происходящим. И предыдущие действия заказчика до начала строительства были неподконтрольны нам — надстройка, строительство и рытье котлована.

Мы обращались в органы охраны памятников города и Госстрой с просьбой, чтобы они каким-то образом повлияли на ситуацию. Ведь «София Киевская» — это охранная зона, здесь должен быть особый режим. Но, к сожалению, на наши запросы длительное время не было реакции. Я думаю, что Лариса Скорик проделала довольно большую работу, и благодаря ей СМИ заинтересовались этой проблемой. Но это только одна из проблем, которая вышла на страницы газет и экраны телевизоров. Кроме этого, существуют большие проблемы с самим заповедником — это отсутствие финансирования. В этом году на реставрационные работы было запланировано 2,7 млн. грн. Из них не поступило ни одной копейки. Заповедник сейчас «в долгах, как в шелках». На сегодняшний день мы уже должны 800 тыс. грн. подрядчикам.

— На Западе исторические места — это довольно прибыльная сфера. Они сами себя содержат. Вы делаете какие-то шаги для того, чтобы стимулировать такое развитие?

— Мы делаем много шагов много лет. У нас есть масса программ, которые бы приносили в будущем деньги. Но чтобы все это состоялось, нужно сразу вложить большие средства, которых у заповедника нет. Таким образом, нужен или инвестор, или государственная поддержка. Сейчас, если посмотреть на территорию «Софии», то становится понятно, что следует все привести в порядок, но мы этого не можем сделать, потому что инженерные сети заповедника находятся в таком ужасном состоянии, что за два года моей работы произошло 5—6 серьезных аварий. То есть сейчас перед нами стоит задача заменить все эти инженерные сети. Надеемся, что в следующем году мы начнем реконструкцию и частично благоустройство территории. Кроме этого, сейчас у нас существует очень большая проблема с обследованием собора Святой Софии. Очень длительное время здесь не проводился комплекс инженерных обследований. К сожалению, в Украине нет в достаточном количестве таких технологий и приборов, которыми мы могли бы проводить эти наблюдения. Поэтому мы обратились через Министерство иностранных дел к главному представительству ЮНЕСКО в Париже с проектом- запросом о помощи. Мы не просим деньги — мы просим технологии, оборудование и обучение наших специалистов методам, которые помогли бы нам провести научные исследования всех конструкций Святой Софии. А то, что в прессе проскакивает информация, якобы в здании собора есть трещины по 20 см, это неправда.

— Какие же тогда последствия строительных работ?

— Наиболее значительное влияние на территорию заповедника оказывает построение котлована по ул. Рыльского, 5, где возводится фитнесс-центр. На сегодняшний день очень пострадала бурса. Это памятник архитектуры XVIII ст. Уже есть компетентный вывод комиссии ученых, в котором четко сказано, что это результат рытья этого котлована. Там есть раскрытие трещин до 3 мм, а это — достаточно весомые последствия. Сказать, что это как-то повлияло на собор Святой Софии, можно только с определенным предположением, потому что за время строительных работ произошли изменения в физическом состоянии грунтов, которые находятся под собором. Я думаю, что несколько позже эти трещины себя еще покажут.

— Ведутся ли сейчас какие-то работы, чтобы предотвратить это?

— У нас есть целый научно- исследовательский отдел исследования памяток. И то, что мы можем делать, — это мониторить эти трещины. Для этого мы поставили специальные маркеры — это более новая технология НИИ Строительных конструкций. Таким образом мы можем наблюдать за динамикой раскрытия трещин. Когда мы замечаем, что наступает критическое развитие этих трещин, тогда следует моментально на это реагировать.

— И какая динамика роста трещин, «приобретенных» от строительства?

— Что касается колокольни, которая всех интересует (есть даже такие снимки в прессе, где она выглядит, как Пизанская башня), то дело в том, что колокольню начали усиливать и проводить ее реставрацию еще с 1999 года. Тогда было предложено стянуть ее на первом и втором ярусе буро-набивными тяжами. Кроме этого, сделать монолитный пояс по низу, чтобы закрепить ее в грунте. В итоге мы пришли к тому, чтобы сделать эти тяжи по первому и второму ярусам, временно остановиться и понаблюдать. Ведь у реставраторов такая же заповедь, как и у врачей, — «не навреди». И в конце прошлого года началось развитие интенсивных просадок в связи с перераспределением нагрузок от этих вмешательств. Уже сейчас они начинают затухать. Итак, уже можно говорить, что каким-то образом прошла стабилизация распределения нагрузок, и колокольня на сегодня вернулась в более спокойное состояние. Теперь слово за учеными. Котлован достаточно отдален от колокольни. На нее больше влияет огромная масса Софийской площади, которая сделана без деформационных швов.

— Известно, что во время работ была разрушена стена заповедника. Какую историческую и культурную ценность она имела?

— Та каменная стена, которая упала, почти не имела исторической ценности, — это была оградительная конструкция XX в. Но рядом с ней стоит каменная стена XVIII в., которая, спасибо Господу, не пострадала и находится в нормальном состоянии. Сейчас мы за ней также наблюдаем.

— А когда начиналось строительство, не пытались ли вы объяснить заказчикам строительства ценность «Софии Киевской» и предупредить их о возможных последствиях?

— Конечно, сначала мы интеллигентно договаривались, но когда вся власть согласилась на строительство, то наши упования не были услышаны. Тем более, даже по нормативным документам строительства с нами ничего не согласовывали. Мы по собственной инициативе собрали экспертную оценку, которая вся была негативной. Пытались что-то сделать, даже когда строительство началось, чтобы оно шло в каких-то рамках, чтобы его влияние не отразилось на заповеднике. К сожалению, реагировали они не в полной мере.

— Уместно ли вообще строить какие-то новейшие развлекательные комплексы в центре столицы?

— В историческом центре следует очень осторожно подходить к историческим памяткам — к реставрации, реконструкции и тому подобному. Это очень серьезная проблема. Я согласна, что в городе нужно строить как можно больше спортивных площадок, мест для отдыха, гостиниц, но они не должны влиять на культурные памятки. В Париже разумно подошли к этому вопросу, и район современных застроек находится за околицами центра. Там архитекторы смогли реализовать свои амбиции без последствий для исторического ядра города. У нас же бизнес- центр смещается в сторону исторической застройки. Мне трудно судить об этом, потому что я не главный архитектор города, но как рядовой гражданин сожалею о том, что иногда происходят такие неуместности в застройке города.

— Что вы будете делать в случае, если «София Киевская» «поплывет»?

— Я даже не хочу слышать о такой возможности. Первое, что нужно сделать, — не допустить такого. Для этого я здесь и нахожусь. Мы должны не допустить, чтобы разорвалась та цепочка, которая соединяет наше наследие с будущим.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать