НА ЭКВАТОРЕ
Среднестатистический украинец глазами психолога![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031128/4216-7-1_0.jpg)
Мерить общественные процессы психологией, говорить о событии с точки зрения психологии стало не то чтобы модно — скорее, доказало свою полезность. Оставим без комментариев вопросы манипулирования сознанием, сомнительные тренинги и психологические школы-скороспелки. Просто вспомним некоторые прогнозы специалистов и то, что происходило на самом деле. Скажем, психологи абсолютно точно предсказали, как отразятся теракты в США на настроении теленаблюдателей. Обострение страхов, появление чувства незащищенности и зыбкости всего, что казалось несокрушимым, проявились и во время начала военных действий в Ираке. Достоверность прогнозов психологов доказали уже социологи при помощи соответствующих исследований.
Относительно отечественного прогнозирования, то психологи «угадали», что вслед за кризисом начала 90 х возникнет социальная апатия, которая периодически будет «разряжаться» митингами по незначительным поводам. Предупреждали эксперты и о так называемом кризисе идентичности, который постиг украинцев. Когда на грани «эпох» возникает ощущение потери самого себя: происходит разрыв между требованиями-условиями и взглядами- установками. А постоянное напряжение и хронический стресс, вызванный социальными условиями, приводит к изолированности и недоверию всех ко всем.
Впрочем, все это общие слова. На научно-практической конференции «Социально-психологические измерения демократических преобразований в Украине» собравшиеся эксперты постарались их избежать. И при помощи данных исследований различной тематики продемонстрировали, что же на самом деле ощущает и о чем думает сегодня среднестатистический украинец.
Для начала заведующий лабораторией социальной психологии Института психологии им. Г. Костюка Виталий Цыба сделал «оптимистичный» прогноз: в ближайшее время ожидать положительных изменений в психологическом самочувствии украинцев не приходится. И все потому, что в сегодняшних общественно-политических процессах слишком много антагонизма: остатки тоталитаризма конфликтуют с зародышами демократии. По мнению В. Цыбы, в Украине одновременно сосуществует несопоставимое. В результате такого диссонанса, население находится, условно говоря, на экваторе. Старшее поколение — еще «на севере», то есть ассоциируют себя исключительно с ушедшей эпохой, а молодежь — уже «на юге», в условиях рынка. Правда, если анализировать исследования, проведенные лабораторией социальной психологии, с молодежью также не все ясно, поскольку мнения старшеклассников и студентов существенным образом разнятся. К примеру, оказалось, что каждый пятый опрошенный студент относится равнодушно к государственной символике, а среди старшеклассников таковых несколько меньше —14%. В то же время если из опрошенных старшеклассников относятся к гимну уважительно, но тем не менее его не знают 21%, то среди студентов этот показатель — аж 47%. Что же касается языковых вопросов, то, по словам В. Цыбы, ситуация обнадеживающая: 70% старшеклассников считают, что в быту и в госструктурах необходимо общаться на украинском языке. Правда, опять-таки, студентов, убежденных в этом, куда меньше — всего 39%. Полученные результаты психолог объясняет тем, что студенческая молодежь не вполне оценивает значение языка для становлении нации. И воспринимает его лишь как средство обмена информацией, в то время как в других странах родной язык — одно из немаловажных средств консолидации. Куда более бережное отношение других наций к своему языку В. Цыба объясняет историческими событиями. Украине, из-за действий власти, не посчастливилось иметь в достаточном количестве национально сознательную элиту. В результате до сих пор сказывается искусственно выработанное отношение к украинскому языку как не элитному и низкосортному. Зато о том, что в ближайшее время языковая ситуация изменится в лучшую сторону, свидетельствует лишь одна цифра: 78% старшеклассников считают, что обучение должно вестись только на украинском языке.
В остальном также наблюдается значительный прогресс. 80% старшеклассников и столько же студентов считают, что Украине необходима многопартийность, 77% старшеклассников и 81% студентов — за частную собственность, 72% и 77% — выступают за рыночное хозяйствование субъектов рынка. 87% старшеклассников и 89% студентов хотят жить в Украине, которая развивается по демократической идеологии стран Европы. А причин того, что Украина, будучи насыщенной природными ресурсами и имея мощный промышленный и интеллектуальный потенциал, живет плохо, по мнению старшеклассников и студентов, по меньшей мере — три. Во- первых, высокие налоги (84% студентов и 77% старшеклассников), во-вторых — большие долги Украины перед другими странами (77% и 72%), и в-третьих — низкий уровень патриотизма и слабость украинской национальной элиты (63% и 62%).
Самыми прогнозируемыми, по мнению психолога, были мысли молодежи о том, что же Украине сейчас предстоит сделать. Отвечая на вопрос, какие направления реформирования нашего общества вы считаете наиболее актуальными, большинство вспомнило о социальной защите, о зарплате, которая не должна быть ниже прожиточного минимума, и охране окружающей среды. Зато больше всего «нет» молодые респонденты поставили напротив пунктов о переименовании улиц, возведения памятников и — самое неожиданное — легализации теневой экономики.
К слову, взаимоотношения молодежи с деньгами и ее представления об экономике — отдельная история. По словам главного научного сотрудника Института психологии Валентины Москаленко, конфликт эпох проявляется и в данной сфере. Экономические реформы, согласно проведенному исследованию, одобряют 46% опрошенных, а не одобряют 41,7% (остальные не определились). Интересно, что чем старше респондент, тем критичнее он относится к происходящим в Украине экономическим реформам. Это, по мнению психолога, связано с тем, что ученики 10 — 11 классов в большей степени обеспокоены своим «завтра», нежели ученики 8 — 9 классов. А значит, они предъявляют больше претензий и глубже анализируют ситуацию. В то же время, по всей видимости, до конца происходящего они не понимают. Поддерживая принципы рыночной экономики, они критикуют происходящее. При том, что, как показало исследование, в экономической терминологии они почти что не ориентируются и мало кто из опрошенных смог объяснить, что такое дефолт и инфляция.
Что же касается рыночной экономики, то молодежь в ней привлекает возможность заниматься бизнесом (79,4%). Правда, опять-таки, с терминологией возникают трудности. 60% опрошенных считает, что бизнес сводится лишь к торговле. Интересно, что при высоких показателях экономической безграмотности молодежь оказывается экономически активной. Как показывают исследования, 24% получают деньги за предоставление небольших услуг, столько же признались в том, что занимаются коммерцией, а 22,7% поведали, что имеют секретные источники дохода. Оценивая полученные данные, В Москаленко утверждает, что сегодня уже можно говорить о появлении так называемого переходного экономического типа. У него, с одной стороны, доминируют новые рыночные интересы, ценности и устремления, а с другой — подсознательно им руководят архетипы старого общества, которые и мешают реализации в полной мере экономических реформ в Украине.
Вышесказанное относится не только к молодежи. По словам главного редактора журнала «Практическая психология и социальная работа» Александра Губенко, экономические преобразования в Украине тормозятся тем, что условно можно назвать синдромом «жабы в колодце». Сознание людей зашорено экономическим поведением в советскую эпоху, и поэтому вполне закономерно, что в экономических отношениях сегодня господствует авторитарность и патернализм. И феномен «крыши» — яркое тому подтверждение. Процветание теневой экономики, по мнению А. Губенко, — следствие взаимного обманывания в советские времена государства и граждан. Из-за этого такая национальная черта украинцев, как креативность — сегодня нередко реализовывается на поприще обмана. А кроме того, по словам А Губенко, сказалось это и на доверии, уровень которого, как известно, в Украине крайне низок.
При всем при этом, как оказалось, украинцы о себе довольно высокого мнения. Согласно исследованию кандидата психологических наук Ольги Васильченко, в представлении опрошенных ею людей украинцы — честный, сильный, умный, веселый и человечный народ. По мнению респондентов, самостоятельность и социальную независимость украинцев обеспечивают такие их качества, как самодостаточность, уверенность в себе и оптимизм.
Правда, на самом деле, по мнению доктора психологических наук Юрия Швалба, украинцы сегодня являются заложниками. А именно — заложниками управленческих решений, что ведет к социальной пассивности и даже некой аморфности. Не делая никаких прогнозов, психолог говорит о том, что это состояние предполагает саботаж: каждый заложник — скрытый бунтарь, так как в нем зреет противодействие. Выводы эти Юрий Швалб сделал на основе анализа стиля жизни украинцев, учитывая при этом степень свободы, социальной защищенности и ответственности. При том, что возможности расширяются и ответственность возрастает, низкая степень социальной защищенности, по его мнению, приводит к перманентному страху, который сейчас испытывают украинцы. Страх этот появляется при каждом новом решении, указе и законе. Особенно страдают этим пожилые люди — психолог считает, что они воспринимают это как очередной шаг к снижению их благополучия.
Отражается социальная незащищенность в первую очередь на психическом и психологическом здоровье украинцев. В подтверждение этому психологи приводят данные социологических исследований, согласно которым за последние годы возрастает национальное отчуждение и социальная дезориентация. Что же касается последствий, то, согласно статистике, в Украине суицидальная активность на 100 тыс. составляет 28 — 30 человек. И ежегодно сводят счеты с жизнью 15 тысяч человек, что превышает количество жертв ДТП, а также убийств.
Выпуск газеты №:
№216, (2003)Section
Панорама «Дня»