На сложном повороте истории, или Куда поплывет «Великая морская держава»?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080228/438-3-1.jpg)
Международная политика традиционно оставалась территорией профессионалов на протяжении многих лет, и этим спасала себя от деградации. Гражданин «или Свазиленда, или Италии», как правило, о ней не переживал и со знанием дела дискутировал о футболе или архитектуре. Но чем больше интернационализируется мир, тем больше желающих порекомендовать правительствам, к какому блоку присоединяться, какую страну признавать, какой контингент отправлять. В отличие от дискуссий о футболе, которые не меняют суммы (все равно кто-то станет чемпионом, а кто-то вылетит), внешнеполитические диспуты из-за голов избирателей способны толкнуть страну на непросчитанные шаги и нанести ей значительный вред. Задача профессионалов — помочь гражданину- избирателю поддержать правительство в достижении национального интереса на каждом сложном повороте истории.
Косово бесспорно является таким поворотом. Провозглашение им независимости 17 февраля не вписывается в резолюцию Совета Безопасности ООН № 1244, а, следовательно, и в то, что сегодня называют международным правом. С другой стороны, в него никак не вписывались этнические чистки в бывшей Югославии, да и сама упомянутая Резолюция в момент ее принятия в 1999 году не полностью согласовывалась с тем, что называлось международным правом в то время. Косовары хотели независимости с 1999 года, потому что просили автономию на много лет раньше, а ее у них грубо отобрали уже в 1989 году. Перед ними и шекспировская правда, когда и Монтекки хорошие (плохие), и Копулетти плохие (хорошие), а на сцене горы трупов и сломанные души. Собственно, апеллировать к международному праву сегодня, в 2008 м, когда пять стран имеют вето в Совете Безопасности ООН и имеют «право» не позволить никакие изменения в Уставе полувековой давности, совсем нелогично. Косово и Сербия стали заложниками устарелых норм и возрожденного противостояния. Все остальное — от риторики.
На сегодняшний день 25 государств признали Косово, а 20 — отказались. Украина оставила за собой право принимать решение в зависимости от обстоятельств. Слышатся голоса: Позор! Нужно смело и самостоятельно предпринять решительный шаг и признать (как Перу или Афганистан). Или наоборот (как Шри-Ланку или Узбекистан), ни за что не признавать. При этом игнорируются очевидные вещи и либо географическое безразличие, либо религиозная привязанность, либо стратегическая зависимость от старшего брата, либо намерение «продать» свой политический голос за материальную выгоду. Взвешенность Украины даже сравнивают с молчанием ягнят, призывая ее превратиться в барана-провокатора. И безответственно, и недальновидно.
Действительно, о (не)признании какого Косово речь? Вчерашнего края полевых командиров, где по лесам гуляли вооруженные отряды, как белорусские партизаны времен Второй мировой войны? Края эмигрантов (в одной Швейцарии их 200 тысяч, а это 10% населения) и наркоторговцев? Или территории, где полицией руководит Организация Объединенных Наций, армией — Североатлантический альянс, финансами — Международный валютный фонд, а судебной системой — Европейский Союз? На самом деле Косово как государства — в полном смысле этого слова (контроль над территорией, экономикой, законодательством и т. д.) — еще нет. Оно в процессе создания. И правдой остается то, что одни поддерживают такое создание, а другие противодействуют.
Больше всего поддерживает Европейский Союз. Он не хочет иметь в пределах своего пространства неконтролируемую демократической центральной властью территорию. Поэтому готов послать целую армию судей, полиции, социальных работников — 4500 человек. Предоставить кредиты и контролировать их расходование. Поддержать малый и средний бизнес. Помочь образованию. Перестроить границы. То же самое он предлагает и Сербии, разве что в больших масштабах. Справедливо критиковать ЕС за то, что он недостаточно настаивал на общем будущем двух наций в одном государстве. Тем более справедливо напомнить, что с 1999 г. сербская власть сделала еще меньше, чтобы извиниться перед косоварами и пригласить их к совместной жизни. Старший (больший) должен быть более мудрым и великодушным.
Но то, что не случилось в пределах Сербии, может (и должно) произойти в пределах Евросоюза. Ближайшие месяцы покажут, сумеют ли обе нации избавиться от фобии прошлого, отвернуться от сладкоголосых сирен-науськивателей и начать строить пока что проблематичное общее европейское будущее. И этот косовский тест на зрелость должен стать основанием для Украины для принятия взвешенного решения. Подталкивать в водоворот немедленного определения Украину сегодня — отнюдь не патриотично. Было такое: подталкивали к статусу ядерной страны. Требовали бомбу. А другие — к статусу великой морской державы. Требовали достроить авианосец и крейсеры. Не годится нам, болтающимся вот уже который год в собственном доме, играть в определяющую международную силу. Сначала нужно мышцы подкачать.
Что касается опасности «развития системы миропорядка», якобы начинающегося с Косово, то это, как представляется, преувеличение. Миропорядок эволюционирует: иногда плавно, иногда скачками. Ялтинскую систему изменила система Берлинской каменной стены, впереди — новые изменения. Глобализация диктует свои подходы, которые нам нужно внимательно читать, не боясь трудностей. Ведь это трудности общие для всех. Некоторые страны опираются сегодняшним изменениям, потому что будут чувствовать себя более слабыми в новых условиях. Это понятно, но разве оправдано? Почему, например, страна Ф.— член Совета Безопасности — может ветировать решения остальных 191 государства ООН, а в двадцать раз большая и более богатая страна И. такого права не имеет?
И последнее: поскольку много начали говорить об опасности этнических расколов в Украине, следует отметить, что рыночная экономика, правовое государство, местное самоуправление, справедливое и прозрачное налогообложение, права человека, некоррумпированная правовая система в этой стране в контрасте с соседними сохранят и этнос, и языки, и рабочую силу. «Ни одни ворота не защитят город, если нет единства среди законников», — сказал великий писатель, и он был прав. Великие морские державы создаются умом и трудом, а не поспешными пожеланиями. Косово — это двузначный звон для всего мира. Он звон по тому, кто ленив и упрям. Его не стоит бояться тому, кто ставит будущее государства выше мелких политиканских интриг и ненасытной жадности. Имеем демократическое общество — имеем возможность выбирать.
Выпуск газеты №:
№38, (2008)Section
Панорама «Дня»