Перейти к основному содержанию

Над барьерами

Украинские всадники показали класс на Киевском дерби
18 июня, 00:00

Федерация конного спорта Украины, стараясь отвоевать для верховой езды то место, которое она по праву заслуживает в нашей стране, уже в третий раз проводит в Пирогово Киевское дерби. В этот раз соревновались 28 спортсменов-профессионалов и 18 любителей из Украины, России, Грузии и Германии. Лошади, с легкостью перепрыгивающие через барьеры, и их так естественно держащиеся в седле всадники заставили зрителей больше четырех часов простоять на поле. Но наиболее полное представление о мастерстве всадников и вышколенности коней получили те, кто не поленился прийти пораньше и заглянуть в лагерь, где лошади в разборных денниках дожидались начала соревнований. Непривыкшим к коням любопытствующим хотелось бежать подальше и спрятаться получше — многие лошади настолько волновались, что, казалось, сейчас вырвутся из хрупких на вид денников и никто не сможет с ними совладать. Беспрестанное ржание, удары копыт по деревянным стенкам и дверцам, ошалевший вместе с лошадьми ветер, запах сена и молодого поля — так начиналось Киевское дерби.

У коней на самом деле были причины волноваться. Дерби — достаточно трудный вид соревнований. Как объяснила «Дню» ответственный секретарь Федерации конного спорта Украины Инна РЯБОКОНЬ, оно несколько отличается от классических соревнований по конному спорту, в частности, особенностью рельефа. Обычно конкур проходит на ровной площадке, а дерби — на пересеченной местности. Дистанция на дерби в два раза больше, чем на классических конкурах, и количество препятствий больше. «В мире проходит не так много соревнований по конкурному дерби, — рассказала Инна Рябоконь. — Это Хикстетское дерби в Англии и Гамбургское в Германии». Самым трудным считается Гамбургское дерби. За всю историю его существования с 1920 года только 16- ти всадникам удалось пройти маршрут без ошибок и штрафных очков. Одним из них был наездник из СССР Эрнест Шабайло.

Но, как оказалось, не нашим всадникам бояться кочек и ям на пересеченной местности. Сначала лихое настроение задали участники конноспортивного казацкого театра под руководством Олега Юрчишина. Висеть вниз головой сбоку лошади, когда она мчится галопом, откидываться на стременах и хватать лежащую на земле шапку, вскакивать и становиться в полный рост на седле — согласитесь, это гораздо больше, чем театр. Здесь нет места для «понарошку». Здесь все по-настоящему, и это настоящее пришло от наших предков: скифов, сарматов, запорожских казаков. Есть надежда, что мужество и кураж украинских всадников сохранятся и в будущем. Общую симпатию публики и добрую улыбку у невозмутимо суровых членов судейской коллегии вызвал достойно выступивший на соревнованиях профессионалов 13-летний наездник из Луганска Владимир Быков. Поневоле продемонстрировал «каскадерский» номер один из участников соревнований среди любителей — Владимир Бутко из Луганска. Он потерял стремена, но не отступил, и оставшиеся барьеры преодолел, держась на лошади без них.

Все по-настоящему — это, в том числе, и падения на твердую землю поля. К сожалению, во время тренировки получил травму и не смог участвовать в соревнованиях страстный любитель конного спорта и ответственный соорганизатор Киевского дерби, ведущий телеканала ICTV Дмитрий Киселев.

Победителем среди любителей стал киевский бизнесмен, в прошлом автогонщик Александр Музыка на коне Баклане, а среди профессионалов — Владимир Вощакин из Кировоградской области на Хопре — известный в Украине и за ее пределами конный спортсмен. На его счету, в частности, звание чемпиона Советского Союза, чемпиона последней летней спартакиады народов СССР, призера этапов Кубка Мира, участие в чемпионате мира 1994 года в Гааге. Владимир Вощакин, как никто другой, знает, какая большая работа стоит за той легкостью, с которой наездник перепрыгивает на лошади барьеры. «К любому старту нужно подходить довольно серьезно. Самые простые соревнования — это самая сложная тренировка, — сказал «Дню» победитель Киевского дерби. — Соревнования — это показатель того, что мы сделали правильно, а что не доработали». Владимир Вощакин отметил сложность маршрута соревнований: «Пересеченная местность, прыжки под наклоном вниз, вверх — это своеобразная моральная нагрузка и на всадников, и на лошадей». В целом же, по его мнению «дизайн курса был интересный, соревнования прошли очень хорошо». «Единственное пожелание, чтобы такие турниры проводились почаще», — улыбнулся Владимир Вощакин.

Несколько выбивался из общей тональности соревнований явный турист на дерби, его ведущий Дима из клуба «Freedom». К ужасу судейской коллегии, он упорно называл железо во рту у лошади «вензелем» вместо трензеля. В перерыве между соревнованиями профессионалов и любителей публику развлекали группа «Полюс» (двое экс-«Игрушек») и балет «Арт-классик», изображавший нечто вроде кабаре «Crazy Horse». Балет еще ничего, но после «пения» многие зрители с особой радостью принялись снова смотреть на лошадей.

Самым интересным в культурной программе Киевского дерби оказался номер, потребовавший наименьших затрат — придуманный Дмитрием Киселевым конкурс шляпок среди зрительниц. Конечно, оказалось, что вкусы нашей публики весьма разнятся, и @TT на подиуме смешались самые разнообразные стили и модели — от ковбойских шляп до кружевных произведений с вуалями и черными розами. Победительницу выбирало и жюри, и зрители. Мнение было единым — приз — шлем для верховой езды — получила юная жительница Санкт-Петербурга Карина Прундар-Тудор, приехавшая в Киев погостить у своей тети. Как оказалось, о Киевском дерби и конкурсе шляпок Карина и ее тетя узнали из газеты «День». Шляпку Карина — любительница шить — придумывала сама. Любой модельер позавидовал бы ее находке — укрепить вокруг тульи целый «табун» лошадей и на макушку посадить коня-комментатора с рупором. Идея конкурса шляпок Карине сразу понравилась. «Может быть, некоторые не любят лошадей, но азартные люди захотят принять участие в конкурсе шляп. Хорошо, что устраивают такой конкурс, можно не только сходить на дерби, но и самой поучаствовать в соревнованиях, поволноваться, показать себя», — сказала она.

Во время конкура Карина не отрывала взгляда от поля: «Вообще я очень люблю лошадей, но не могу на них кататься. В одной лошади вместе собраны такие компоненты, как большая сила и большая любовь, и я люблю рисовать лошадей, люблю наблюдать за ними. Мне очень жаль, что здесь, сколько я ни смотрела в бинокль, я не увидела ни одной белой лошади. Я очень люблю белых лошадей, и мечтаю увидеть такую лошадь, как Пегас. Крылатую лошадь, которая будет парить в небесах». Карина мечтает стать наездницей или художницей.

Она точно знает, что главное в отношениях между всадником и лошадью. «Не обязательно, чтобы человек был хорошо обучен, хорошо катался, — говорит Карина. — Главное, чтобы он любил лошадь, и чтобы она его любила. Если отношения между наездником и лошадью не складываются, мне кажется, из этого ничего не получится…»

Соревнования стали открытием и для российского писателя и литературоведа, петербуржца Андрея Битова, впервые наблюдавшего конкурное дерби. «Паскаль однажды сказал о людях, которые тратят много слов, в частности, о пишущей братии: «зачем говорить «благородное, красивое, честное, бескорыстное» — не проще ли сказать слово «лошадь». Я в данном случае примыкаю к неглупому человеку, сказавшему это более 300 лет назад, — поделился своими размышлениями Андрей Георгиевич. — Спорт есть спорт, из него состоит, так или иначе, вся жизнь, включая и неспортивную деятельность. Всякое дело, всякая новая и сложная задача, которую ставит перед собой человек, — это препятствие, которое нужно пройти. Ничто хорошо сделанное друг от друга не отличается, ни дом, ни научное открытие, ни хорошая книга, ни хорошее выступление на скачках». Насколько необходим нам дух соревнования и насколько он у нас развит, поинтересовался «День» у Андрея Битова. «Дух соревнования — это достаточно врожденная вещь. Следовательно, ее можно развить, можно воспитать. Вопрос в том, зачем, — улыбнулся он. — У меня был один знакомый известный московский конник — Михаил Фингеров. Однажды, много-много лет назад я вместе с другими любопытствующими спросил его, что такое лошадь. В конце концов, мы ему надоели, и он сказал: «Ладно, я вам отвечу. Лошадь — это то же самое, что и мы». Недаром существует английское выражение о чем-то правдивом: «устами лошади». Лошадь не врет, она, наверное, знает, зачем человеку скачки. Наверное, так, как существует чистая поэзия, существует и чистая скачка. Наверное, лошадь это чувствует, и может отказаться слушаться, почувствовав корыстные или тщеславные помыслы всадника. Думаю, что нравственная чистота наездника играет какую-то роль».

С нравственной чистотой у наших всадников все в порядке. Надо признать — те, кто сегодня борется за результат в конном спорте, а значит и за подъем украинской верховой езды, — бескорыстные люди. Ведь конный спорт в Украине не приносит и десятой доли тех доходов, которые он обеспечивает в странах Западной Европы. Пускай кому-то из наездников не хватило чистоты техники, но все они доказали, что верховая езда в Украине — исконное, благородное и чистое искусство. Агрессией не заставишь лошадь слушаться, нужны терпение, внимание и уважение к своему партнеру и себе. Упорная борьба без агрессии, но и без права на неуверенность — не это ли нам сегодня нужно? И не только в спорте.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать