Налетай, подешевело?
Напомним в этой связи, что поступления от приватизации государственного имущества не были включены в доходную часть дефицитного бюджета-02 напрямую. Эксперты «Дня» неоднократно предполагали, что именно приватизационный НЗ правительства станет «волшебной палочкой», которая сделает выполнение бюджета-02 более реальным. Как сказал «Дню» председатель специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Рябченко, ряд предприятий (Южнотрубный завод в г. Никополь, СП «Росава» и др.), предложены к продаже «для галочки», поскольку на их базе уже созданы ряд СП, а пакет акций государства не является контрольным.
«План поступлений от приватизации не выполнят», — убежден народный депутат. По его мнению, приватизация должна начинаться не с утверждения конкретных объектов, а с выяснения конъюнктуры рынка инвестиционного спроса на те или иные предприятия. «Давно уже пора привыкнуть к тому, что не продавец определяет результат приватизации, а покупатель. Если покупателя нет, то продавец может принимать решения какие угодно», — подчеркнул А. Рябченко.
У нас же условия приватизации (именно они в первую очередь интересуют потенциальных инвесторов) традиционно разрабатываются только после утверждения объектов к продаже. Как стало понятно из слов М. Чечетова, не станет исключением в этом плане приватизационный процесс текущего года. «Вероятное отсутствие спроса приведет к тому, что будет один покупатель и соответственно цена предприятия не намного превысит стартовую», — резюмирует А. Рябченко, отмечая, что «возможности по злоупотреблению в приватизационном процессе у местных органов власти намного ниже, чем у центральных».
Учитывая и то, что кредиторская задолженность предприятий (в том числе и предложенных к приватизации), как сознался М. Чечетов, превышает общий объем ВВП нашей страны, ожидать, что их тендерная цена будет приближена к реальной, явно не приходится. Понятно, что никакой нормальный инвестор не согласятся вкладывать деньги в развитие предприятий с серьезными долговыми обязательствами, купив его по рыночной стоимости.
«ФГИ должен действовать, учитывая ту обстановку, которая сложилась. Нужно вносить изменения в программу приватизации, делать продажу более прозрачной и менее уязвимой для судебных исков, — говорит народный депутат. — Технологически для теневой приватизации существует масса способов». Не секрет, что «это делают при участии самого государства. Чиновники содействуют этому, подписывая бумаги и т. д. Наверное, это будут делать и в этом году», — отметил А. Рябченко.
Не успокаивает и оптимистичное заявление М. Чечетова, мол, нет необходимости пересматривать правила приватизационной игры. «Участие в приватизации будут принимать исключительно промышленные инвесторы. Создаются комиссии по конкретным предприятиям, куда входят два представителя ФГИ, представители областной администрации, городских властей, профильного министерства и т. д., которые совместными усилиями вырабатывают условия для продажи», — сказал М. Чечетов. Как говорится — в добрый путь. Главное — чтобы приватизационные объекты «дождались» проведения тендера. Примеры «Росавы», Донбассэнерго и «Эксимнефтепродукта» подсказывают очень вероятный вариант: не дождетесь! .
Выпуск газеты №:
№34, (2002)Section
Панорама «Дня»