Перейти к основному содержанию

НАТО стало заложником собственной силы

22 апреля, 00:00

Суть проблемы в том, что с начала авиаударов НАТО по Югославии образовалось две Украины — одна из них желает продолжить сотрудничество с Альянсом, другая — категорически против этого. И во всяком случае, как заявил министр иностранных дел Борис Тарасюк, в отношениях Украина— НАТО теперь просматриваются «новые моменты». (Кстати, один из главных идеологов сотрудничества Украины с НАТО секретарь СНБО Владимир Горбулин до сих пор не обнародовал свою точку зрения после начала действий НАТО в Югославии).

Время для саммита выбрано не самое лучшее, заявили послы США и Италии в Украине. Итальянский посол Джанлука Бертинетто даже предполагал, что он будет отложен. И во всяком случае, торжества по поводу присоединения новых членов к Альянсу были отменены сразу после первых действий НАТО на Балканах. Сам характер встречи НАТО—Украина изменился, заявил Посол США в Киеве Стивен Пайфер. Ни он, ни украинские политики не уточняли, о чем идет речь. И так ясно, что отныне украинская исполнительная власть не будет аргументировать полезность сотрудничества с НАТО тем, что Альянс предоставил насосы во время аварии канализации в Харькове в 1995 году или тем, что общие учения дают возможность украинским военным элементарно не забыть то, чему их учили в условиях постоянной нехватки топлива, денег и так далее.

Украина, в отличие от России, не делала демонстративного разрыва отношений с Альянсом — информационный центр как действовал, так и действует, Кучма, в отличие от Ельцина и Лукашенко, едет на натовский саммит, причем, по его словам, «не отдыхать, а работать», и обещает, что, как президент, не допустит политической изоляции Украины.

Отряд украинской прессы на освещении этого саммита — едва ли не самый многочисленный, как сообщает из Брюсселя спецкорреспондент «Дня» Олекса ПИДЛУЦКИЙ .

Но парламент уже трижды пытался запретить любое сотрудничество Украины с НАТО, причем каждый раз Александр Ткаченко был искренне недоволен неудачными попытками «протащить» такое постановление. В соответствии с данными опросов, число сторонников вступления Украины в НАТО с бомбардировками Югославии уменьшилось. Исполнительная власть, которая еще полгода назад отмечала то, что НАТО является не военным блоком, а механизмом безопасности в Европе, теперь твердит, что внеблоковый статус Украины не дает ей права вступать ни в НАТО, ни в возглавляемый Россией Ташкентский блок, больше гипотетический, чем настоящий. Запад понимает, что чем дольше будет продолжаться война на Балканах, тем труднее будет втянуть Украину в общеевропейскую систему, построенную на известных стандартах — демократии и рыночной экономики, утверждает немецкий политолог Александер Рар.

Пока что на Западе еще считают, что следует искать пути выхода из балканского кризиса совместно с Украиной, Россией, кавказскими странами — очевидно, одним из итогов саммита НАТО станет созыв общеевропейской конференции по этой проблеме.

Пока чувствуется, что не только Украина находится в неуверенности — НАТО также признает, что переоценило свои возможности в Югославии, а посему — новая стратегия Альянса, которая должна быть принята во время саммита, не обнародуется, так как находится в постоянных дискуссиях. Очень может быть, что ее окончательный текст будет отличаться от того, над которым натовцы работают сегодня. Европа, по словам западных политологов, уверена, что только НАТО может ее защитить, но никто не знает, какое именно НАТО, с какими правами и обязанностями. Тем более Украина не знает, с каким НАТО она уже соседствует, как не знает, стоит ли вообще вести разговор о потенциальном вступлении. Известно только, какую именно Украину кто-то когда-то мог бы гипотетически пригласить. Но это будет уже тогда, когда не будет балканских войн. Когда Украина хотя бы будет знать, чего она хочет.

КОММЕНТАРИИ

На просьбу корреспондента «Дня» Вячеслава ЯКУБЕНКО , визит официальной украинской делегации прокомментировали народные депутаты.

Георгий КРЮЧКОВ, председатель Комитета по вопросам государственной безопасности и обороны:

— Для Украины было бы лучше, если бы Президент на этот раз воздержался от этой поездки. С какой бы миротворческой миссией ни ехал Президент, это, фактически, является поддержкой злодеяний, совершаемых силами НАТО в Югославии.

— Мы не можем связывать события в Югославии с пребыванием Президента на этих торжествах. Ведь Украина имеет внеблоковый статус, она должна в равной мере общаться как с Востоком, так и с Западом. В этом сила украинской позиции. Другое дело — что мы не используем эту силу на полную мощность, не можем пока активно вмешиваться в урегулирование конфликта. Не отбрасываю возможности, что на этих торжествах Президент все-таки сможет более четко сформулировать позицию Украины и свои предложения. Возможно, к ним кто-то прислушивается.

— Я думаю, что это ляжет темным пятном на всю их жизнь. И не только политическую.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать