Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

НДП просит у власти поле для реванша

25 апреля, 00:00

«Мы пришли в политику раз, но пришли навсегда», — сказал первый заместитель председателя НДП Евгений Кушнарев на пятом съезде партии. Многие услышали в этом не только демонстрируемую уверенность в будущем партии (очень похожую на упражнение из курса аутотренинга), но и отголоски не демонстрируемой на людях полосы сомнений, задевшей партию после того, как она, сохранив в своих рядах некоторых «мужей при должностях», все же вышла из милости. Члены НДП всегда отрицали, что они являются «партией власти», но о своей бывшей «вмонтированности во власть» вспоминают не без ностальгии и ставят перед собой задачу в будущем непосредственно участвовать во власти.

Сегодня НДП напоминает пациента, которому через капельницу вливали физраствор и перед последней порцией лекарства приостановили лечение для клинических наблюдений: как поведет себя окрепший организм — порозовеют ли щечки, появится ли аппетит? Капельницу на всякий случай не вынимают, если пациент проявит волю к жизни и окажется скорее жив, чем мертв, питательный раствор закапает снова, и выздоровевший еще пополнит ряды трудоспособных.

Пятый съезд партии, по словам Романа Бессмертного, стал знаковым для партии в том смысле, что в ней не произошло развала, про который все говорили. «Выше я бы планку не поднимал. Этот год ушел на то, что партия доказала свою способность работать, невзирая на попытки вычеркивать ее из политической жизни и рассказы о том, что она — «Калиф на час».

Съезд показал и перспективы, которые партия для себя видит: НДП готовит плацдарм для своей будущей востребованности на том, что собирается стать массовой партией и претендует на роль объединительного демократического центра на следующих выборах. Похоже, для всего этого она ждет благословения.

Очевидно, поход в регионы, участие во всех выборных процессах на местах, а главное, наращивание партийных рядов должно проводиться на классических принципах построения партии, а именно — идеологических. В противном случае, как это уже и произошло с НДП, массовость неустойчива и сдуваема любым порывом политического ветра. Когда-то НДП имела мощную парламентскую фракцию — 92 человека, сейчас в ней насчитывается 25 депутатов. Более того, фракцию покинули даже с десяток партийцев!

«Нам всегда говорили: только Пустовойтенко уйдет в отставку, партия рассыплется, — признает народный депутат Украины, член НДП Олег Петров. — Сегодня все получается наоборот, НДП сгруппировалась, после отставки лидера партии с поста премьер-министра в партию пришло порядка 25—30%». Так оцениваются тенденции последнего времени изнутри партии. Количественный рост в НДП, приобретя для партии принципиальное значение, действительно усилился, более того, съезд символично начался с торжественного вручения партбилетов новым «эндепистам». Верхний предел роста определен по классическим количественным меркам мощной европейской партии — 1% от численности населения, что применительно к Украине составляет 350 тысяч членов. Каким будет качество новой массовой партии? НДП все-таки прочувствовала шаткость неидеологической основы партийного строительства, поэтому пытается четче определиться с идеологией. Накануне съезда, к которому, кстати, готовились очень тщательно (надо отдать должное аналитическим ресурсам НДП, действительно мощным на фоне ныне действующих «партий власти»), было проведено исследование взглядов партийцев, в ходе которого у них интересовались: к какому политическому течению относится сегодня НДП. Экзамен не сдали 56% респондентов, определивших идеологию партии как социал-демократическую, в то время, как в программе она заявлена как социал-либеральная. Почему многие не почувствовали разницы?

«Теоретические европейские градации либерализма, социал-демократии и консерватизма для Украины не совсем подходят. Наших людей не совсем интересует, является ли партия чисто социал- демократической, чисто либеральной и т.д. Мировые тенденции партийного строительства показывают, что нам нужно идти к универсализации, а это значит, что элементы классических определений должны присутствовать в программе нынешней современной мощной партии», — говорит член политисполкома, заместитель председателя фракции НДП Олег Зарубинский. Не подвергая сомнению эти теоретические истины, нельзя не повторить, что нечеткость социал-либеральной идеологии все-таки не совсем понятна самим членам партии.

Но с другой стороны эта нечеткость именно сейчас на руку партии. Почему НДП не торпедирует теоретическую переподковку своих кадров в духе социал-либерализма? Не в последнюю очередь потому, что второе и главное, на наш взгляд, направление, которое отрабатывается в партии — усиление НДП в роли лидера объединительного процесса. По словам главы НДП, объединение «Новая Украина», «Всеукраинское объединение демократических сил «Злагода», блок политических партий «Наш выбор — Леонид Кучма» являются только фундаментом для будущих более разветвленных направлений политической интеграции.

С другой стороны, на съезде звучали прогнозы о том, что будущие парламентские выборы будут проходить по российским тенденциям, которые показывают, что доверие избирателей завоюют мощные партии или блоки партий. Какой придет к выборам НДП? Например, Роман Бессмертный сказал в интервью «Дню», что не видит партию вне блока правых сил, и сделает все, что от него зависит, чтоб НДП не пошла на выборы одна. Евгений Кушнарев также убежден в неизбежности создания мощных партийных блоков, которые через определенное время трансформируются в мощные партии.

— Результаты прошлых выборов в Украине и тенденции, которые наблюдаются в России, свидетельствуют, что в одиночку преодолеть 4%-ный барьер возможно, но при этом стать настолько мощными в парламенте, чтобы доминировать в нем, практически невозможно. Поэтому наш лозунг на этапе подготовки к выборам — сильное НДП в мощном избирательном блоке.

Среди идейно близких к НДП партий Евгений Кушнарев назвал либеральную, демократическую, аграрную. Но, что более любопытно, он не исключил создание и более широкого по идеологическому спектру объединения, куда, кроме названных партий, вошли бы оба Руха, партия «Реформы и порядок». Такой правоцентристский блок мог бы стать главной составляющей будущего демократического большинства в парламенте, отметил Кушнарев.

— Конъюнктура однозначно свидетельствует, что речь должна идти о серьезном блоке либеральных сил. Классически определю так: от сил, которые граничат с социал-демократической идеологией до национал-демократов, — уверен и Роман Бессмертный.

В этом и содержится ответ, почему НДП сохраняет размытой свою идеологию: это удобно для гипотетического объединения широких демократических сил. И именно при этом идеологическом коктейле удастся в случае чего дать обратный ход — в нишу экзотического социал-либерализма.

НДП не заморозилась, а активно разрабатывает сценарий своего возврата во власть. Пациент активно демонстрирует, что очень даже жив и следующий призыв во власть готов не ждать, а творить с большим КПД для общего сценария. И что немаловажно, на территории практически девственной от влияния мощных партструктур: от социал-демократии дальше вправо.

— Я абсолютно уверен, что сегодня тройка лидеров нации рано или поздно придет к пониманию необходимости инициировать и возглавить такой блок, — закончил наш разговор Роман Бессмертный. На мой вопрос о том, кого, кроме Президента, он относит к лидерам нации, Роман Петрович несколько загадочно объяснил, что хотел бы, «чтобы разговор на эту тему ограничился этим предложением» и мгновенно ретировался, оставив меня в раздумьях о персоналиях, от которых ждут благословения, следовательно, и зависит будущее нового политпроекта НДП.

Так в ком же надежда НДП? И осуществится ли она, если «три лидера нации» не одобрят новых планов партии?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать