Не допустить анархии
Обращение Верховного Архиепископа УГКЦ Любомира Гузара
Ситуация, сложившаяся сегодня в Украине, является, безусловно, предметом большой обеспокоенности также и людей верующих. Поэтому священноначалие Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) считает своим долгом открыто и громко высказать отношение церкви к последним политическим событиям в стране. Для того, чтобы сориентировать позицию своей паствы, напомнить ей о великих христианских Заповедях. Заповедях, которые в любой ситуации не могут быть нецелесообразными или неприемлемыми. Сегодня мы печатаем Обращение предстоятеля УГКЦ кардинала Любомира Гузара не только к греко-католикам, но и — берусь утверждать — ко всем гражданам страны. Следует добавить, что УГКЦ уже один раз выступила с публичным заявлением протеста по поводу теперешнего тяжелого социального положения людей. Одна среди всех других наших церквей.
Дорогие в Христе Братья и Сестры!
Ко мне обратились верующие с вопросом, как оценивать теперешнюю очень напряженную и, в основе своей, опасную политическую ситуацию в нашем государстве и что нам с этим делать. В ответ на их полностью оправданные вопросы хотелось бы высказать следующие рассуждения.
Первая задача Церкви — молиться и вести к молитве. Во время ежедневных литургических богослужений молимся за народ и за всех, кто наделен властью. Бывают, однако, времена, когда нужно разговаривать непосредственно — и с теми, кто руководит жизнью общества, и с теми, кто является живой частью этого общества,
Мы переживаем период политических потрясений. Принимая во внимание историю последних десятилетий, такие потрясения неминуемы. Собственно, мы должны радоваться, что они происходят, ибо в такие моменты народ избавляется от элементов, отравляющих его жизнь. Украина стала независимым государством без кровопролития, можно ли надеяться, что вскормленное большевистскими идеями (чтобы не сказать «идеалами») общество могло безболезненно переродиться в действительно демократическое сообщество. Поэтому не нужно впадать в отчаяние и считать, что каждое потрясение, которых, наверное, будет еще немало, — это уже конец всего. Скорее всего наоборот, наличие потрясений, кризисных ситуаций, — это доказательство, что политическое тело выбрасывает из себя яд. Существует большое искушение со стороны власти, как и со стороны народа, насильственно решать сложные политические, а в нашем случае — и духовные кризисы. Молотом можно человеку разбить голову, но нельзя его сделать лучшим, более зрелым, ответственным, добродетельным. Бесправие со стороны власти, как и анархию со стороны народа, можно сравнить с наводнением, которое сносит мосты и плотины, уничтожает дома и поля, одним словом, уничтожает людей и прерывает важные и животворные взаимоотношения. Насилие ни в коем случае не является путем к налаживанию позитивных и творческих отношений.
Ситуацию, в которой мы пребываем, нужно рассматривать трезво и объективно. Это ни в коем случае не значит — отстраненно. Чтобы найти правильное решение, нужно овладеть своими эмоциями, иметь отвагу хладнокровно взглянуть правде в глаза. Нужно спросить самих себя: что могу я сделать или что мы можем сделать, чтобы освободить нашу общую ценность — наше государство — из трясины беспринципных и управляемых жадностью махинаций?
Власть, во всех трех своих ветвях, на всех уровнях — от государственного до местного — должна быть настоящим лидером, который выводит народ из хаоса к миру и покою. Для этого абсолютным условием является доверие народа. Мудрые граждане не будут требовать моментальных, магических решений. Все мы должны почувствовать серьезность и преданность правде и справедливости. Благо всего государства должно быть главной идеей и решения должны быть последовательными, а путь к ним — долгим.
Дорога из прошлого в будущее — узкая, тернистая и долгая. Мы должны идти по ней все вместе, не ища «виновных», на которых можно спихнуть всю вину, включая собственную. Пусть никому из нас не кажется, что мы — незапятнанные рыцари на белых конях, которые единственно призваны и способны вывести наше государство из затруднительной ситуации, в которой мы пребываем. Местоимения «мы», «вы» и «они» не очень здесь пригодны. Единственно оправданное понятие — «мы» в значении «мы все», «мы вместе».
Литургическая молитва за народ и руководство не может быть только безличной формальностью, просьбой уст, а не сердца. Если мы в нашей молитве будем искренни, Господь, как Он сам обещал, будет с нами и укажет способ, как нам спастись от хаоса. Над разбушевавшимися волнами жизни, как когда-то над разбушевавшимися волнами Генисаретского озера, мы можем даже сегодня услышать Его голос «Мужайтесь, не бойтесь, это Я». А если Он с нами, — то кто против нас?
Выпуск газеты №:
№43, (2001)Section
Панорама «Дня»