Перейти к основному содержанию

Недоверие правящим партиям

Какую политику заказывают граждане стран ЕС?
15 июня, 00:00

Как выглядит сейчас карта политических настроений в странах Евросоюза? Как эти настроения могут повлиять на отношения ЕС с соседями, а также на расширение Союза? Некоторые ответы на эти вопросы дали выборы в Европарламент.

Они проходили в странах Европейского Союза 11—13 июня. Явка избирателей традиционно была низкой — немногим более 44%, а в новых странах-членах — менее 30%. Европейские политики встревожены такой явкой. Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер заявил журналистам, что итоги выборов в Европейский парламент «являются проблемой», было бы «предпочтительнее, чтобы Европарламент имел большую легитимность». Глава дипломатии Нидерландов Бен Бот, страна которого с 1 июля будет председательствовать в ЕС, заявил о «непонимании» низкой явки в новых странах Евросоюза, которые «с таким энтузиазмом вступали в ЕС». Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро подчеркнул, что избиратели выразили «ясные требования по поводу того, чтобы Евросоюз лучше работал в их интересах». «Мы намерены приложить все силы, чтобы в ходе доработки конституции были учтены все озабоченности и настояния британцев и граждан других стран», — сказал он. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

Инициаторы «евроконгресса» ставили своей целью в далеких 1970-х создать влиятельную структуру, которая бы пользовалась весомыми правами на участие в законодательном процессе ЕС. Первые выборы в эту институцию прошли двадцать пять лет назад. Особенность нынешних выборов заключается в том, что правящие партии ведущих стран Евросоюза — Франции, Германии и Великобритании — получили значительно меньшую поддержку. Такие результаты являются, похоже, реакцией населения на внутриполитическую ситуацию, сложившуюся в этих странах. В Германии и Франции — это протест против роста безработицы и экономического спада, в то время как в Великобритании — недовольство политикой правительства Тони Блэра, направленной на поддержку действий Соединенных Штатов в Ираке. В Германии, имеющей наибольшее количество представителей в Европарламенте (99 мест), социал-демократы канцлера Герхарда Шредера набрали менее 22% голосов избирателей. Это их худшие результаты со времени Второй мировой войны. Во Франции партия Жака Ширака получила только 16,5%. Она стала второй после оппозиционных социалистов, вышедших вперед с большим отрывом — 30%. В Польше — крупнейшей из стран, ставших членами ЕС 1 мая, — победу завоевала проевропейская Гражданская платформа (28% — 17 мест), однако значительную поддержку получили и евроскептики — Лига польских семей (16% — 10 мандатов) и Самооборона (15% — 8 мандатов).

Предварительный подсчет голосов позволяет утверждать, что на выборах победили силы преимущественно правого толка. Они получили 269 мандатов из 732 в Европарламенте. Европейская социалистическая партия завоевала 199 мест, Либеральные демократы — 66, Зеленые — 39 и коммунистические объединенные левые (!) — 37 мандатов.

Каковы функции Европарламента? Если до 1987 года он выполнял в законотворческом процессе только «совещательные» функции, то отныне он имеет полномочия для участия в принятии решений по многим вопросам. Согласно процедуре, для одобрения запланированного правового акта необходимо общее согласие Совета ЕС и Европарламента, причем парламент может самостоятельно не допустить его принятия. Кроме того — что самое важное — Европарламент формирует бюджет вместе с Советом ЕС. В том числе — и финансирование программ сотрудничества с соседями ЕС. Усилились также права Европарламента относительно назначения на должности. С 1994 года Европарламент участвует в процедуре назначения представителей Еврокомиссии (осенью нынешнего года кадровый вопрос как раз придется решать новому составу евродепутатов).

Можно предположить, что с приходом в Европарламент значительного количества евроскептиков он станет более поляризованным. Ведь после вступления 10 новых членов главной проблемой Евросоюза стало «переваривание» новичков, что влечет за собой как экономические, так и политические проблемы. Кроме финансовой помощи, которая должна выделяться на поддержку новых членов и преодоление ими негативных последствий вступления в ЕС, европейское руководство должно удовлетворить и их политические амбиции, как это происходит в ситуации, сложившейся вокруг конституции ЕС.

Евросоюз сейчас переживает «эпоху перемен». Перемены совершенно разноплановые — последние выборы в Европарламент, предыдущий состав которого в целом довольно благосклонно относился к Украине, только продемонстрировали это. Теперь сложно, например, сказать, какой будет позиция европейских депутатов относительно бюджетного голосования по тем пунктам, где речь пойдет о выделении средств в рамках задекларированной Брюсселем программы соседства «Расширенная Европа». Похоже на то, что отныне европейский политикум будет больше занят решением собственных проблем, внимание же к соседям будет зависеть только от усилий самих этих стран по его привлечению.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать