Неуправляемая демократия
Каждые два часа в ДТП погибает человек![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030604/495-1-1_0.jpg)
Если верить статистике, обнародованной на днях начальником департамента ГАИ МВД Украины Александром Милениным, то ситуация на дорогах страны выглядит хуже, чем в кошмарном сне. Исследования ГАИ показали, что каждые 15 минут в Украине происходит дорожно- транспортное происшествие, раз в два часа — с человеческими жертвами; ежедневно более 100 граждан получают травмы. Среди тех, кто погибает, — один ребенок, среди травмированных — 11 детей... Эти откровенно страшные цифры каждый вправе толковать по-своему. Однако, в любом случае, они заставляют посмотреть на ситуацию шире стремления ГАИ восстановить собственные же права: штрафовать водителей, не отходя от места нарушения. И вспомнить о более тонкой, нигде не прописанной и не измеряемой статистически, но, в конечном итоге, определяющей материи — культуре поведения участников дорожного движения. Ее, забегая наперед, один из сотрудников ГАИ Киевской области определил весьма лаконично: «Беспредел!»
ЛЮДИ
По их вине за пять месяцев текущего года в Украине произошло около 5 тысяч ДТП, или приблизительно 67,9% от общего количества. С января по июнь инспекторами ГАИ из транспортных потоков было «извлечено» почти 1,4 миллиона нарушителей. Из них — 94 тысячи управляли автомобилями в нетрезвом состоянии. Среди главных причин аварий А. Миленин выделил также нарушение водителями проезда перекрестков и превышение скорости. В суммарной сложности отметка в 7173 ДТП — на 14% ниже, чем за аналогичный период 2002-го, но это отнюдь не означает, что ездить в нашей стране стали корректнее и все больше по правилам.
В обществе распространено глубокое убеждение, что Правила дорожного движения (как, в принципе, и любые другие) — вещь, с точки зрения обеспечения безопасности, весьма относительная. Во-первых, потому что, как утверждают сотрудники ГАИ, водители безукоризненно придерживаются буквы Закона только тогда, когда видят людей с жезлом. А во-вторых, как показывает практика, далеко не все водители эту букву знают и хотят применять. Впрочем, было бы полбеды, если бы водители просто не соблюдали отдельных положений из установленных правил. Ведь, в конечном итоге, усредненная скорость движения в Киеве явно превышает допустимые 60 км/ч, и ничего зазорного в скоростном режиме 70—80 км/ч быть не может.
Проблема заключается в самих водителях. Чтобы осознать это, достаточно, вернувшись из-за рубежа, совершить в будний день, на первый взгляд, простую поездку в центре Киева. Расхожие в среде столичных автолюбителей и не совсем нормальные, как для европейского государства, присказки (вроде — «У нас на дороге или ты — или тебя!»), право слово, вспоминаются мгновенно.
Недавно в командировке в Австрии автор этих строк (кстати, водитель с пятилетним стажем) в час пик имел удовольствие трижды наблюдать одну и ту же ситуацию: на перекрестке под зеленым светом заезжие в Зальцбург автотуристы изучали карту, чтобы определиться со своим дальнейшим маршрутом. Представьте, что Вы предпринимаете аналогичные действия в Киеве. Слышите шквал раздражительных гудков в спину? Знаете, что сигналить в пределах населенного пункта можно только для предотвращения аварии? Делайте выводы... В Зальцбурге мало того, что никто «в спину» не гудел на заблудившегося гостя, так в одном из случаев явно торопившийся австриец вышел объяснить тормозившему движение итальянцу — нет, не то, о чем мы могли подумать, а по какой дороге ему лучше продолжать движение...
Описанная ситуация отнюдь не означает, что «у них» на дороге все и всегда культурно, а у нас — все наоборот. В Женеве, к слову, довелось увидеть, как на узком участке дороги сидящий за рулем легковушки пенсионер наотрез отказывался сдавать назад, чтобы дать закончить разворот микроавтобусу. Коллизия была в том, что по правилам пенсионер был прав, но не мог проехать, поскольку автобус стоял поперек дороги. Стояли минут пять. Но как стояли! Пенсионер читал газету, а водитель микроавтобуса пытался развернуться. В итоге — последний вышел и... (нет, опять не то, о чем мы могли подумать), изысканно извинившись, попросил пенсионера сдать полметра назад.
У нас, к глубочайшему сожалению, подобные примеры — скорее, исключения, подтверждающие, что где-то в глубинах водительского подсознания корпоративная вежливость существует. Иногда далеко не у всех она просыпается, и в ответ на отчаянное мигание дальним светом фар (скажем, при попытке вклиниться в оживленное движение) кто-то да пропустит. И уверен, что кому-то будет приятно, если ему посигналят в знак благодарности «аварийкой», уступив при первом удобном случае полосу для движения. Но такое бывает нечасто. А посему, наверное, правильно, что бутылка выпитого пива (перед тем, как сесть за руль) в Украине рассматривается, как «состояние алкогольного опьянения». Иначе лихачей, колесящих по встречным полосам, и «асов», озлобленно прижимающих к обочине автомобили с буквой «У», было бы значительно больше.
КОЛЕСА
Дорожные правила, логично, не рассматривают автомобили в качестве отдельных его участников, наделенных специальными правами. А зря. Ведь вопреки не то что водительской вежливости, а и писаным законам, «правыми» у нас на дорогах нередко считают себя те, у кого авто «круче». Даже если у них есть помеха справа. Состязаться с престижными иномарками могут разве что водители «автогигантов» (против танка, как известно, не попрешь) и гаишники. Однако даже они вынуждены уступать, находясь на главной дороге, если, к примеру, шестисотый «Мерседес» снабжен, ко всему прочему, соответствующими номерами. Подобные «закономерности» уже оставили заметный фольклорный отпечаток.
Анекдоты, персонажами которых являются отдельные владельцы «шестисотых» и «джипов», в буквальном смысле ездят по дорогам. Беспрецедентный случай имел место однажды на Бориспольской трассе (дорога из Киева в центральный аэропорт страны). В крайнем левом ряду со скоростью 90—100 км/ч двигалась «шестерка» ГАИ, вслед за ней, «мигая» от нетерпения дальним светом фар (мол, «свали вправо»), шел «шестисотый». «Сейчас кто-то доморгается!» — возмутился в громкоговоритель сотрудник правоохранительных органов (номера «Мерседеса» были обыкновенные, ничего не предвещающие). «Сейчас кто-то договорится!», — ответили из «шестисотого». «Жигуленок» ГАИ — словно ветром сдуло. Неуправляемая демократия...
На первый взгляд, ничего особенно примечательного в этом нет. Ну и что, скажите, странного, если сотрудники ГАИ не решаются останавливать нарушителей с правительственными (КМ), парламентскими (ВР) и другими серьезными номерами? Стражи дорожного порядка, если верить сведущим людям, лишь записывают номера провинившихся, место, время и вид нарушения, а после — передают эту информацию в соответствующие автомобильные Управления (ясное дело, что речь в данном случае идет о тех марках машин, которые эмпирически не являются персональными). Что в этом опасного для других участников дорожного движения?
По большому счету — ничего. Водители и так знают, что если государственные мужи спешат, то их, водителей, время — гораздо дешевле тех денег, которые придется заплатить в случае столкновения с ними. Однако согласитесь, о какой культуре вождения в таком случае можно говорить? Если те, кто избраны и назначены писать законы и устанавливать правила, являются персонами неприкосновенными даже для ГАИ? В странах развитой демократии довольно частыми являются новости о наказаниях чиновников и депутатов за нарушения ПДД. Достаточно вспомнить, что во время предвыборной компании Бушу-младшему «припомнили» управление авто в нетрезвом состоянии. Вот это компромат! Доходит и до смешного. Как рассказывал префект одного из районов кантона Лозанна (любитель быстрой езды), ему не единожды приходилось привлекать самого себя к административной ответственности за превышение скорости.
ГАИ И ДОРОГИ
Стоянию первых и состоянию вторых стоит уделить отдельное внимание. Хотя бы потому, что они оказывают самое непосредственное влияние на интенсивность дорожного движения и, в свою очередь, сами зависят от государственного финансирования.
Начнем с дорог. В позапрошлом году только в Киеве (где дороги, сравнивая с провинцией, просто идеальные) в среднем ежедневно происходило семь дорожно-транспортных происшествий. Как ранее говорил «Дню» начальник отдела профилактической работы столичного управления ГАИ Евгений Кравец, практически в каждой десятой аварии «сопровождающей причиной было неудовлетворительное состояние дорог». В масштабах Украины вряд ли можно говорить о плохом качестве покрытия отечественных дорог только как о «сопровождающей причине» ДТП: по информации центрального управления ГАИ МВД Украины, в 2000-м в нашей стране было зарегистрировано 33339 аварий. Причем в 39,6% случаев основной их причиной называлось именно неудовлетворительное состояние дороги.
Насколько можно судить, качество дорожного покрытия с тех пор существенно не изменилось, и в ближайшее время оно вряд ли улучшится. В компании «Укравтодор» (главном дорожном предприятии страны) «Дню» по этому поводу сказали, что «абсолютно каждый километр существующей дорожной сети (около 170 тыс. км) требует затрат по уходу и ремонту». При этом расчетные потребности «Укравтодора» профинансированы бюджетом на 22—24% (около 1,7 млрд. грн.). Для того, чтобы в Украине раз и навсегда перестали вспоминать об одной из двух бед царской России, государству нужно затратить около 7 млрд. грн., которых у него нет.
Позволим себе по этому поводу небольшую ремарку: из года в год в процессе принятия бюджета народные депутаты и члены правительства ломают голову, как лучше распорядиться дорожным сбором (его платят все владельцы транспортных средств, и в общей сложности он составляет около 600 млн. грн.). Если в былые времена 85% «дорожных» поступали непосредственно автодорожным хозяйствам, то в бюджете- 03 им отведено 55% сбора. Это, с одной стороны, на 5% больше, чем в прошлом году, а с другой — на 15% меньше, чем планировали до повышения минимальной заработной платы. Почему, в том числе, и за счет водителей, исправно платящих все причитающееся и вынужденных ездить, скажем прямо, по асфальтированному бездорожью, наше государство решает вопросы с повышением зарплат — не совсем понятно. Политикам, может, виднее. А вот «простых смертных» занимают куда более насущные проблемы: замена покрышек, ремонт ходовой, повышенный расход бензина и другие прямые следствия плохого качества дорожного покрытия.
Что касается финансирования и зарплат в ГАИ, то и тут Украина далека от стандартов ЕС. А между тем блюстителей Правил дорожного движения можно с полной уверенностью отнести к категории представителей правопорядка, с которыми рядовым гражданам приходится иметь дело ежедневно.
Вы никогда не пробовали дать взятку полицейскому в Германии? И не стоит. Штраф за превышение скорости (от 25 евро) с каждой последующей попыткой растет в геометрической прогрессии. В Украине — и это ни для кого не секрет — «тарифы» известны каждому водителю: от 10 гривен за превышение до $100 за вождение в нетрезвом состоянии. Мы совсем не хотим сказать, что все сотрудники уважаемой службы — взяточники. Просто рядовому гражданину, по большому счету, все равно, кому платить за нарушение: государству или отдельному его представителю. Точно так же, как и за получение водительского удостоверения или прохождение техосмотра без очереди. Более того, можно предположить, что «полурыночность» взаимоотношений гаишников и водителей — а иного при зарплате госслужащих быть не может — существенно дисциплинирует последних. Едва они замечают на горизонте «желтую майку» первых...
ПЕШЕХОДЫ И ВЫВОДЫ
По культуре поведения пешеход ов на дороге можно судить о том, в какой стране вы находитесь. Если подвыпивший молодой человек пытается остановить такси ударом руки в лобовое стекло, то, безусловно, не в еврозоне. Жители стран Западной Европы крайне редко позволяют себе перейти дорогу в неположенном месте или на красный свет. В Киеве в районе Петровки и на проспекте Победы не раз приходилось наблюдать, как бабушка преодолевает разделительный барьер (высотой в метр-полтора), рискуя собственной жизнью. По данным ГАИ, за пять месяцев текущего года около 3000 ДТП произошли по вине пешеходов. В этой связи вспоминается хрестоматийный пример, рассказанный учителем вождения в одной из столичных автошкол: во времена СССР автотурист-иностранец сбил пешехода на трассе. В результате его не только не привлекли к ответственности, но и компенсировали моральный ущерб (на карте автомобильных дорог трасса была обозначена как магистраль).
Вместе с тем, отношения между водителями и пешеходами позволяют сделать вывод и об определенных особенностях ментальности. Скажем, в Париже абсолютной нормой считается, если водитель пропускает пешехода на узкой улице (в любом месте и под любой свет). В Берлине или Мюнхене такая вежливость встречается гораздо реже. Там все участники дорожного движения достаточно строго придерживаются установленных правил и бывают случаи, когда пешеходов штрафуют за то, что они прогуливаются по специально обозначенной велосипедной дорожке (даже если на ней нет велосипедистов).
Еще раз обращая внимания на приведенную выше статистику и предполагая, что каждый из нас (будь то водитель, пешеход или инспектор ГАИ) все-таки хочет чувствовать себя европейцем, выход один — каждому европейца в себе воспитывать. Ведь для того, чтобы переходить улицу в установленном месте не нужна государственная поддержка, постановление парламента или Указ президента. Чтобы пропустить женщину с ребенком на пешеходном переходе, совсем не обязательно присутствие инспектора ГАИ. Дабы убедится, что водитель не пьян, не всегда нужно заставлять его дышать в трубку. Без понимания этих элементарных вещей — мы еще очень долго будем «летать» по бездорожью, платить штрафы и ставить под угрозу свои и чужие жизни.
Выпуск газеты №:
№95, (2003)Section
Панорама «Дня»