Перейти к основному содержанию

Незаконченная война

10 февраля, 00:00
Пятнадцать лет минуло с того дня, когда советские войска покинули Афганистан. С той войны не вернулось 3360 украинцев. Афганская война оставила черные метки ранений у более чем восьми тысяч наших соотечественников, 4687 из них стали инвалидами. 70 числятся в списках пропавших без вести или попавших в плен.

К чести нашего государства, Украина — одна из немногих стран СНГ, которая с момента обретения независимости проводит активную работу по воссозданию судеб пропавших без вести, поиску и возвращению на Родину своих пленных сыновей. Основная нагрузка в этом благом деле легла на плечи Государственного комитета Украины по делам ветеранов. Рассказывает заместитель председателя Госкомитета Валерий АБЛАЗОВ.

— По официальной статистике, за время боевых действий на территории Афганистана пропало без вести или попало в плен 417 советских граждан. До 1992 года удалось освободить 119 человек. Операции по освобождению каждого из них достойны отдельного повествования. Больнее другое — двадцать два из тех, кого ценою неимоверных усилий и даже ценою жизни сослуживцев удалось вытащить из плена, сразу после освобождения устремлялись не на Родину, а на новые места постоянного жительства — в США, Канаду, Швейцарию, Германию и другие страны.

На сегодняшний день в списках пропавших без вести или попавших в плен остаются 288 участников афганской войны. В том числе 137 россиян, 70 украинцев, 23 узбека, 20 казахов, 12 белорусов, азербайджанцы, молдоване, туркмены, киргизы и таджики, армянин, грузин и латыш.

После распада Советского Союза в Украину был передан список, в котором числилось 80 наших соотечественников, пропавших без вести или попавших в плен. За 11 лет кропотливой работы этот список удалось сократить на десять фамилий.

— Известны ли судьбы остальных семидесяти человек?

— Как это ни прискорбно, но большинство из них погибли. Не установлен лишь «факт» их физической смерти, то есть не найдено тело или останки, или же неизвестно место захоронения.

— Как складывалась судьба тех, кто попадал в плен?

— Это зависело от многих обстоятельств. Но непременным условием сохранения жизни было принятие мусульманства. Одни шли на это. Другие с достоинством принимали смерть, не меняя своих жизненных принципов.

В свое время широкий резонанс получила трагедия, разыгравшаяся весной 1985 года в лагере для военнопленных в маленьком пакистанском городке Бадабер. Вечером 26 апреля 1985 года десять советских и афганских пленных солдат и офицеров, воспользовавшись нерасторопностью охраны, захватили тюрьму и находящиеся с ней на одной территории склады с оружием и боеприпасами, принадлежавшими боевикам Бурхануддина Раббани. Четкого плана действий у бывших пленников, среди которых было семь советских военнослужащих, не было. Да и шансы на успех в прорыве в неизвестность были практически нулевыми. Их тюрьму, ставшую одновременно и укрытием, и западней, довольно быстро окружили моджахеды из соседнего лагеря. На требование душманов сдаться наши ребята в ультимативной форме потребовали вызвать представителей Посольства СССР для проведения переговоров. Ответом душманов был ураганный огонь по тюрьме из всех видов оружия. Наши бойцы, которые уже стали не пленниками, а воинским подразделением, занявшим круговую оборону, мужественно отражали все атаки душманов в течение целой ночи — оружия и боеприпасов на складах было достаточно. Моджахеды не только стали наращивать силы, но и калибр орудий. А на рассвете раздался взрыв такой силы, что осколки, обломки строений и останки людей были разбросаны на несколько тысяч метров вокруг. В этом аду уцелеть не смог никто…

В ноябре 1994 года в Бадабере побывала специальная миссия правительства Украины во главе с Послом по особым поручениям МИДа Андреем Озадовским. Пакистанская сторона передала нашим представителям список советских военнопленных, которые находились в тюрьме «Бадабер». К сожалению, после трагедии, которая разыгралась здесь в апреле 85-го, никто не собирал и не хоронил останков, а местный декханин, расчищая арык, в присутствии украинской делегации не раз откапывал обломки потемневших костей.

Среди тех, кто в «Бадабере» вступил в неравный бой с моджахедами, был и украинец Сергей Коршенко. В Афганистан Сергей попал служить весной 1983 года. В феврале 84-го в провинции Бадахшан во время проведения боевой операции его подразделение попало в засаду. Когда рядовой Коршенко прикрывал отход своих сослуживцев, его захватили моджахеды, впоследствии удерживавшие его в «Бадабере»…

Так стала известна судьба еще одного нашего соотечественника. А в феврале прошлого года Указом Президента Украины Сергей Коршенко был награжден орденом «За мужество» III-ей степени посмертно. В торжественной обстановке, по поручению главы государства, эту высокую правительственную награду матери Сергея вручил председатель Совета министров АР Крым Сергей Куницын, который также принимал участие в боевых действиях в Афганистане.

— Поиск пропавших без вести и попавших в плен — забота лишь Госкомитета по делам ветеранов? Или еще какие-то организации принимают участие в этом благом деле?

— Усилий одного Государственного комитета по делам ветеранов было бы явно недостаточно. Конечно, основная нагрузка в этом деле лежит на нашем комитете и Украинском союзе ветеранов Афганистана. Но большую помощь Госкомитету также оказывают Министерство иностранных дел, Минобороны, Госкомграницы, СБУ, Красный Крест и особенно Посольство Украины в Исламской Республике Пакистан. Идет постоянный обмен информацией с Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств СНГ. Оказывают помощь и представители афганской диаспоры в Украине... В 1993 году на Родину удалось возвратить мариупольца Виктора Назарова. В следующем году на родную землю после десятилетней разлуки ступил бывший телохранитель «Панджшерского льва» Ахмад-Шаха Масуда луганчанин Николай Быстров. Уже после вывода советских войск из Афганистана Масуд несколько раз предлагал Быстрову съездить в Украину проведать родственников, но Николай все время отказывался. И тем не менее возвратился и теперь не может себе этого простить. Считает, что если бы он не уехал, то Ахмад-Шаха не убили бы боевики-смертники Усамы бен Ладена.

В мае 1996 года в киевском аэропорту «Борисполь» родные и близкие, сотрудники Госкомитета по делам ветеранов и МИДа встречали Валентина Дубину и Николая Выродова. Самолет из Москвы прилетел вовремя, но ребят на его борту не оказалось. Встречающие были в шоковом состоянии. Всю ночь длились поиски, на ноги были подняты сотрудники украинского Посольства в Москве. Они-то и нашли наших ребят у родственницы одного из них. Оказалось, что сопровождающие Валентина и Николая проконтролировали их путь только до линии паспортного контроля аэропорта, а там выяснилось, что были неправильно оформлены транзитные визы. Вот и подались ребята к тетке одного из них. Прямо от нее их снова доставили в аэропорт и посадили на киевский рейс.

— Вы упомянули о помощи нашего Посольства в Пакистане...

— В работе по возвращению Валентина Дубины и Николая Выродова активное участие принимал сотрудник МИДа, а ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Исламской Республике Пакистан Владимир Пономаренко. Убывая на дипломатическую работу в Пакистан, Владимир Степанович определил для себя еще одно, далеко не маловажное, поле деятельности — поиск и возвращение наших соотечественников.

По крупицам собирая информацию о наших военнопленных, Владимир Степанович и его коллеги исколесили Афганистан и Пакистан вдоль и впоперек. Встречались не только с официальными представителями властей, но и с полевыми командирами, старейшинами племен, и даже с послом талибов в Пакистане. В местных газетах периодически печатаются статьи на трех языках — украинском, русском и урду — с обращением к нашим соотечественникам. Вскоре появились и помощники из числа местного населения. Работа, проделанная нашим посольством в Исламабаде, принесла свои плоды. Еще в 2000 году удалось разыскать Геннадия Цевму, который работал водителем в аэропорту города Кундуз. К тому времени у него уже образовалась семья, родилось трое детей. Война талибов с войсками «Северного альянса» и странами антитерористической коалиции, казалось, оборвала налаженную связь. Но тут на помощь пришел бывший украинский военный наблюдатель в Таджикистане, а ныне сотрудник Миссии ООН в Афганистане (UNAMA) Сергей Илларионов. Он снова разыскал Геннадия Цевму и организовал его встречу с Послом Владимиром Пономаренко в Кабуле в июле 2002 года. На Геннадия и членов его семьи были оформлены все необходимые документы, заказаны билеты по маршруту Кабул—Исламабад—Дубаи— Киев. В Донецке, родном городе Геннадия, распоряжением тогдашнего главы облгосадминистрации Виктора Януковича для семьи Цевмы выделили трехкомнатную квартиру. Несмотря на все эти усилия, Геннадий — отказался. Свой отказ он мотивировал нежеланием жены покидать Афганистан.

В середине 2002 года в Посольство Украины в Пакистане позвонил Александр Левенец, который попал в плен в октябре 1984-го. К сожалению, родители Александра в Луганске так и не дождались известия, что их сын жив. Его жизнь в Афганистане сложилась довольно неплохо. У него свой небольшой бизнес и по местным меркам он, мягко говоря, не бедствует. Решение о возвращении на Родину он пока еще не принял. Сотрудники Посольства передали ему телефоны и адреса его родственников.

— Как сложились судьбы тех, кто вернулся на Родину?

— По-разному. Николай Быстров переехал к родственникам в Россию. Валентин Дубина живет в Харькове, женился, в их счастливой семье подрастает дочь. А вот судьба Николая Выродова сложилась иначе. Родители его к тому времени умерли. Несмотря на всестороннюю поддержку, Николай к новым реалиям жизни адаптироваться так и не смог и вскоре возвратился в Афганистан…

Народная мудрость гласит: война заканчивается только тогда, когда домой возвратится последний солдат и будет предано земле тело последнего погибшего. Есть достоверные данные, что шестеро наших соотечественников, которые числятся в списке пропавших без вести или попавших в плен, живы и находятся в Афганистане…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать