Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Николай ТОМЕНКО: «Это — правительство Ющенко»

03 февраля, 19:34
ВЧЕРА ПРОВЛАСТНАЯ КОАЛИЦИЯ НЕ СУМЕЛА ПРЕОДОЛЕТЬ «ПОРТФЕЛЬНЫЙ» БАРЬЕР. ВПРОЧЕМ, НИКОЛАЙ ТОМЕНКО НЕ ВИДИТ ПОВОДА ДЛЯ ПЕССИМИЗМА. «ЛУЧШЕ ОТВЕСТИ ЕЩЕ ОДНИ СУТКИ НА СОГЛАСОВАНИЕ КАДРОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ, ЗАТО РЕШИТЬ ВСЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ НА ГОД ВПЕРЕД», — СКАЗАЛ ОН ЖУРНАЛИСТАМ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Во всех «неофициальных и достоверных» списках членов нового правительства Николаю Томенко приписывают должность вице-премьера по вопросам гуманитарной политики. О том, какой, по версии Томенко, должна быть эта политика, а также о «гуманитарных уроках» минувшей избирательной кампании — в интервью «Дню».

— Какой будет политика будущего правительства в гуманитарной сфере?

— Очень важно, что это — правительство Ющенко. Премьер-министр Юлия Тимошенко — человек, уполномоченный Ющенко на реализацию прежде всего его программ. И в основе его программы — принципы, заложенные в избирательной программе Ющенко. Даже если посмотреть на названия: предвыборная программа — «10 шагов навстречу людям», программа правительства — «Навстречу людям». Фактически философия та же самая, только меры и механизмы реализации этой философии, этого кредо Президента, несколько иные. Поэтому первое отличие: я надеюсь, не будет двух центров принятия решений, разных команд и т.п. При таких условиях и министры ощущают себя свободнее. В связи с этим, скажем, вице-премьер по вопросам гуманитарной политики — название и должность условные. Общая дискуссия в нашей команде показывает: на самом деле, чтобы выстраивать гуманитарную политику, нужно работать всем, — это элемент политики и экономической, и административной, и региональной. До этого в гуманитарной политике отвечавший за нее человек жаловался, что денег на культуру мало, и просил, чтобы их было больше. Для меня это дикость... Итак, в программе правительства впервые будет очень четко сформулировано, что наша цель — это качество жизни конкретного человека, и это качество базируется на социально-гуманитарных, культурных, экономических, демократических евростандартах. Речь идет не только о зарплатах и пенсиях как в Европе, а о ценностных вещах — уважении к человеку, его свободам и так далее. Конечно, когда я говорю о ценностях, этим понятием я называю философию, мировоззрение или даже моду на Украину. Я всегда говорил, что политическая мода для культуры иногда важнее, чем бюджетное финансирование. Когда украинский, зарубежный бизнес, инвесторы видят, что для Президента, его команды, для правительства модно ходить в украинский театр, читать украинскую книгу, поддерживать украинский шоу- бизнес и тому подобное, то бизнес объективно эту моду перенимает. Соответственно и инвестирует в нее.

Одним из приоритетов я также считаю внимание государства к массовой культуре, которой оно, в силу разных обстоятельств, никогда не занималось. Это не означает, что государство должно руководить, — оно должно, в частности, создавать такие условия, чтобы в массовой культуре появился профессионализм.

Еще одна задача, которую я вижу: работникам гуманитарной сферы нужно вернуть статус людей, которые выполняют уникальную миссию. Я думаю также над созданием реестра культурных ценностей Украины. Думаю, в ближайшее время смогу публично говорить о том, как государство и власть помогали вывозить культурные ценности из Украины — под видом подарков другим государствам, другим образом: от картин до серьезных ценностей...

Есть еще одна вещь, которую я называю приоритетной. Я убежден, что прежний принцип финансирования, когда всем понемногу, порочен. Ведь при наших методах использования бюджетных денег разворовывалась минимум половина. Нужно думать, как заработать деньги на той фантастической культуре, которую мы имеем. А заработать можно будет, только когда экономика станет функциональной, и когда результатом интереса к украинской культуре станет увеличение инвестиций, туризма и тому подобное.

Скажем, что для иностранца является ассоциативным рядом, символами, картинкой, так называемым брендом Украины? Сейчас, кроме всего прочего, это Ющенко и оранжевая революция. В это уже не нужно вкладывать деньги и информационные усилия, — теперь нужно, чтобы каждый шаг Президента был эффективным. Украина уже будет адекватно освещаться в мире. Так произошло, что общество помогло продвинуться Украине в мире...

— Кстати, нужно ли, на ваш взгляд, государству вкладывать деньги в исследование на тему оранжевой революции? В книги, фотоальбомы? Или все это должно быть на частных началах?

— Этот процесс пошел стихийно, есть много интересных предложений... Есть и другие аспекты. Я редко критикую председателя Верховной Рады, но недавно он сообщил, что собирает статистику, факты, материалы и хочет издать трехтомник документов. Я подумал, что это, наверно, не совсем правильно, когда председатель Верховной Рады в свободное от парламентской деятельности время собирает документы и издает трехтомник об оранжевой революции. Мы из бюджета финансируем Институт археографии, где есть ученые, которые знают, что такое документоведение, занимаются этим. Кстати, мне из этого института звонили обеспокоенные люди и говорили, что, по идее, это их функция — Академии наук государства, они это делают... Я думаю, Владимир Михайлович таки передаст Институту археографии то, что у него есть, и будет больше заниматься парламентской работой. То есть здесь много инициатив. В том числе и со стороны международных институций. Я просил бы единственное: если что-то писать — то, конечно, о людях, об общественном характере этих изменений, так как это самое важное.

— Каковы, на ваш взгляд, уроки оранжевой революции?

— Что меня еще здесь радует, — что одной из движущих сил был малый и средний бизнес. Я убежден, что малый и средний бизнес начинает думать другими категориями. Не просто как выжить и рассчитаться — они мыслят категориями влияния на государственную политику, гуманитарную в том числе. Надеюсь, теперь формирование новой современной украинской культуры и современной украинской массовой культуры будет зависеть не только от тех, кого мы называли олигархами или крупным бизнесом, но и от малого и среднего бизнеса. Ведь он был одним из ключевых участников оранжевой революции, и точно так же эти люди прекрасно понимают, что они должны влиять на ситуацию, и на эту тоже. Это плюс ситуации, в которой начинает работать новое правительство. Этот новый игрок не будет вкладывать миллионы, но важен сам факт его интереса к отечественной культуре. Когда я встречаюсь с представителями этой ниши бизнеса, меня очень радует, что абсолютное большинство из них говорят мне одно и то же. Они первыми должны были тогда броситься на поддержку власти, носить деньги и говорить, что и впредь будут ее поддерживать, лишь бы она их не трогала. А они говорят, что во время революции стали настоящими украинскими патриотами, выучили Гимн Украины и могут теперь петь его вместе с Президентом и украинским народом; они поняли, что эту страну можно изменить к лучшему и готовы это делать. До этого они были наибольшими пессимистами. А теперь — абсолютно новое качество.

А встревожен я миссией учителей и священников. Если бизнес, которому есть что терять, стал выше своих частных интересов, тогда то, что делали учителя — признак того, что я называл фантастической экономической и социальной зависимостью от местной власти. Особенно сельские учителя. Я читал их письма, обращения, почему нужно поддерживать власть: там страшная философия, которую я также хочу изменить — «лишь бы не было хуже». Это будто продолжение советской философии «лишь бы не было войны» — вечной поддержки вечной власти, пока та сама не уйдет. Это шокировало, когда это стало тостами, пожеланиями друг другу: денег, здоровья, и чтобы не было хуже. По моему мнению, это страшная философия, которую мы сейчас начали менять.

Поэтому, наверное, если говорить о мировоззрении, которое выработалось во время оранжевой революции, то это мировоззрение человека, который, вне зависимости от должности и статуса, поверил в то, что он может жить в обществе, где уважают его, его достоинство, свободу, его собственное «Я». Я думаю, это самые главные выводы. Обычно я к ним прибавляю еще очень важный геополитический аспект: мифологема, будто решение по Президенту Украины принимают в Москве, или в другой стране, похоронена. Все понимают, что теперь нужно принимать решение в пределах страны. Пока в Украине не будет консенсуса, никакое решение не будет принято.

— Как вы оцениваете роль во всех этих событиях средств массовой информации? Изменилось многое. Навсегда ли?

— Здесь как раз проблема, и я над ней долго раздумывал. По правде, должен состояться серьезный, непубличный, корпоративный разговор. Поскольку, например, неправильно, если председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова, вице-премьер или Президент рассказывает журналистам, как им нужно жить дальше. Ведь украинская журналистика, как и все общество, перешла определенную качественную черту, и по поводу того, как жить дальше, нужно определенное понимание и консенсус внутри корпоративной среды. Пока что такой разговор не состоялся, и мне не нравится та болтовня в отраслевых «ячейках», когда одни говорят — «не было ничего страшного, нужно было как-то жить, зарабатывать деньги», другие — «нужно позакрывать всех врагов, которые боролись против Ющенко, и продвигать наших людей». И первый, и второй подходы мне неинтересны. Я хотел бы, чтобы журналистика избавилась от иллюзий того, что хорошую жизнь ей должна обеспечивать власть. Когда я прихожу на очередную встречу — например на пленум Союза журналистов, мне говорят: наконец мы поняли, в чем проблема, нужно принять еще один закон, очень классный для журналистов. Честно говоря, меня это уже не бесит — меня это беспокоит. Когда журналисты убеждены в том, что, если будет написан закон о честном журналисте, журналист станет честным, если о богатом — станет богатым и тому подобное. Это дело рук самих журналистов.

Я думаю, что само медиа-сообщество должно сказать, что есть определенные вещи, которые оно никому уже не отдаст. Мы в свою очередь готовы «подстраховать» медиа-среду.

— Президент Виктор Ющенко пообещал улучшить «плохое» положение со свободой слова в Украине. В чем суть будущих реформ в отечественном медиа-пространстве? Когда и с чего они начнутся?

— Я уже говорил об обязательности редакционных уставов, которые мы будем вводить в законе о телевидении и радиовещании и в законе о печатных средствах массовой информации. Имеется в виду норма о редакционном совете, который мы предлагаем формировать по принципу 50/50: 50% — от учредителей и топ-менеджеров, 50% — от коллектива журналистов. Эти советы будут решать все вопросы — от редакционной политики до финансового состояния, до социальных, профессиональных гарантий. А содержание редакционной политики и отношений — это уже проблема владельца или топ-менеджера и самого журналистского коллектива.

— Предполагается ли какой-то «разбор полетов» по поводу участия СМИ в выборах-2004?

— Я абсолютно убежден, что ответственность должна быть. Но ответственность тех людей, которые делали грязные, антиобщественные, антиморальные вещи, — представителей власти, которые давили, и учредителей или топ-менеджеров, которые этому не противодействовали. Почему должны страдать, скажем, все журналисты канала, если, например, есть конкретный человек, который принес кассету и приказал директору или владельцу канала на протяжении месяца днем и ночью ее показывать? В чем сложность? Процесс будто пошел по кругу, и я думаю, что этот круг будет замкнутым до тех пор, пока не будет обновлена система руководства в информационной сфере. Когда я говорю «обновление», это означает, что руководители не будут занимать свои должности, а профессионалы, которые работали, останутся. Есть, конечно, определенные прецедентные вещи, которые должна взять на себя прокуратура или, скажем, судебные органы, поскольку эти вещи нужно расследовать. Так же, как и медиа-сообщество и общество должны сказать: киллерство — это вещь, которая нужна обществу или нет? То есть само общество должно вытолкнуть этих людей за свои пределы. Или сказать: нам нравится. Это проблема больше общественной этики. Но я знаю, какие были проблемы у журналистов — защитить свой материал; ставить или не ставить это в выпуск; говорить это или не говорить. И я не считаю, что мы должны делать крайними журналистов. Конечно, нельзя допустить, чтобы новая власть была организатором таких «штук»...

И еще один момент, который меня беспокоит: все активно бросились реформировать государственную составляющую медиа. Мы забыли, что коммерческая составляющая — это 90% рынка. И когда мне говорят — давайте сделаем общественное телевидение, у меня возникает вопрос: а остальное что, будет антиобщественным? Все должно быть общественным в смысле идей, ценностей и подхода. Все должно работать на общество, а не на Президента, главу администрации, губернатора или на каких-то местных бандитов...

Есть еще один очень важный момент, я остановился на нем, мне не удалось его сделать. Наш комитет пытался найти компромисс между защитой потребителя, поддержкой медиа и сделал довольно много, чтобы не уничтожить украинский рекламный телевизионный рынок. На сегодняшний день вы знаете цифры прироста, и теперь нам только нужно требовать, чтобы эти деньги шли в национальный информационный продукт. К сожалению, с газетами и журналами этого не произошло, не пошло туда так много рекламных денег. Мы просчитывали, и видим, где можно заработать газетам и журналам. Я предлагал это несколько раз, но парламент меня, к сожалению, не поддержал. На сегодняшний день внешняя реклама на треть состоит из алкоголя и табака. Я убежден, что на внешней рекламе не должно этого быть. (Более того — я абсолютно убежден, что центральная, историческая часть города Киева должна быть без внешней рекламы.) Единственное место, где может быть такая реклама — журналы и газеты. То есть если мы наведем порядок во внешней рекламе, этом коррумпированном бизнесе, прибыли газет, журналов увеличатся. Поэтому я думаю, что у нас в экономическом смысле высшая степень свободы и какой-то уверенности — и журналистов, и медиа — будет связан с тем, чтобы рекламный рынок повернуть лицом к медиа.

— Каковы гарантии того, что изменятся методы общения новой власти с прессой?

— Я сказал бы так. Есть содержательные отношения и есть — стратегические и тактические. Стратегически речь идет о том, есть ли у нас свобода слова, доступ к информации и тому подобное. Тактические вещи — те, которые я назвал бы ежедневной работой. Я не считаю, что, определяя, например, кто из журналистов летит с Президентом в самолете, пресс-служба посягает на чью-то свободу слова... На сегодняшний день возникает еще и очень много организационных накладок и проблем, как это было во время инаугурации. Это произошло только потому, что бардак между новой и остатками старой власти вызвал несогласованность. Как только произойдут статусные вещи, сразу станет понятно, в какой части Президент работает с прессой, в какой — государственный секретарь, в какой — пресс-секретарь Президента. Но это не означает, что об этом не нужно писать. Наоборот — нужно. То, что проблемы во власти — не закрытая тема, а предмет обсуждения, я считаю позитивом.

— Расколотым в результате выборов оказалось и журналистское сообщество. Можно ли при таких условиях вести разговор о корпоративной солидарности и тому подобное?

— Да, это было бы очень идеалистично.

— Можно ли восстановить какие- то общие ценности?

— Конечно, это долгий путь. Было недоверие к власти, а сейчас — какое отношение к новой власти? Ожидание, унаследует ли она старые стандарты или все-таки будет действовать другими методами. Такая же ситуация и в медиа. Одна часть выжидает и не рискует, — может, эйфория пройдет, и нужно будет перестраиваться и работать под новую власть. Другая хочет показать свое сверхдемократичное лицо и дальше уничтожать нынешнюю новую власть... К сожалению, журналисты пошли по такому же пути, как и политики. Каждый для себя определился, и это показывает, что действительно нет единых корпоративных интересов или этических правил. Между журналистскими средами не меньшее недоверие, чем между определенными политическими средами. В шоу-бизнесе та же ситуация. Я убежден, что если власть на уровне ценностей, стандартов, принципов не будет разделять прессу на «правильную» и «неправильную», это будет немножко стимулировать журналистов к попыткам в своей среде общаться и договариваться о каких-то правилах. Например, о том, что интимная жизнь политика не является предметом журналистской дискуссии, и это есть черта, которую нельзя переступить. Что публиковать медицинскую карточку Ющенко — это не только в правовом, но и в человеческом смысле аморально. То есть я думаю, как только пройдет это переходное время, объективно возникнет ситуация, когда об единых правилах поведения нужно будет договариваться. И не нужно бежать в администрацию Президента или в секретариат Президента и говорить, что кто-то «честнее», потому что лучше писал о Ющенко... У меня сейчас фантастические проблемы с назначениями в медиа- и информационной сфере: очень многие люди, которые были далеко не самыми большими нашими друзьями, убедительно рассказывают, как они мужественно боролись против «преступного режима», а потому готовы сейчас занять очень высокие медийные должности, чтобы «защищать» Ющенко. Такие вещи тоже ненормальны...

— Призывают к люстрации тех, кто якобы не боролся с «преступным режимом»?

— Мы пережили такое время, что у меня, при всей моей революционности, создается впечатление, что, возможно, в этой стране есть несколько идеальных людей, которые никогда не имели проблем по жизни. Но когда я слышу, что какие-то политики говорят о люстрации по отношению к другим политикам... Достаточно взглянуть на этих политиков, чтобы сказать, что эта тема неактуальна. Так же и в журналистской среде. На самом деле все настолько перемешалось, что, думаю, у каждого политика или журналиста в той или иной мере есть плюсы и минусы. Я бы не делал идеальных людей из тех, кто боролся за Ющенко, и тех, кто боролся против него; или тех, кто маневрировал. Я понимаю, что в команде Ющенко очень много людей, у которых мышление по отношению к медиа такое же, как и у предыдущей властной команды. И нужно, наверное, чтобы прошло немало времени, чтобы эти люди изменили свое мышление. И чтобы журналисты изменили свое отношение к этому, немножко забыли о политиках и политических направлениях и думали о людях, которые читают газеты или смотрят телевизор. Журналисты должны молиться на читателей, зрителей, а не на нового Президента и новую администрацию. Но молиться в пределах дозволенного, потому что есть вещи, которые, так сказать, вне публичной дискуссии, и медиа так же должны понимать, что что-то можно говорить на кухне, а о чем-то писать.

— Сейчас дискутируется тема единой партии на базе блока «Наша Украина». Как вы к этому относитесь? Одни говорят, что это шаг вперед, другие, наоборот, — что это будет большой ошибкой.

— Я думаю, что, если мыслить прагматично, — то должен быть один партийный список — блока Тимошенко и нашего. Вы думаете, будет меньше проблем, если будет список только фракции «Наша Украина»? Так же будут проблемы, и все понимают возможности парламента 2006 года, и все понимают сложность среды даже «Нашей Украины». Поэтому если мы найдем принципы, по которым будет формироваться партийный список, то несущественно, будет ли это 11 или 15 партий, входящих в блок. Я точно знаю, что мы не готовы к единой партии с блоком Тимошенко...

— Они тоже говорят, что не готовы.

— ...Но к блоку или к определенной коалиции, куда будут входить и партии блока Тимошенко, и партии блока Ющенко, я думаю, мы готовы. Поскольку мы понимаем, что на выборах нужно побеждать с преимуществом и занимать первое место. Так как тогда эта политическая сила будет формировать правительство и будет договариваться с партнерами и о большинстве, и о системе власти. Я думаю, что это и для Ющенко очень большой риск — пойти на выборы, например, имея три братских структуры: партию «Наша Украина», партию вокруг РУХов и блок Тимошенко. Тогда можно в 2006 году занять почетные второе, третье и четвертое место — и проиграть выборы.

— Кому?

— Нужно анализировать. Я убежден, что и обществу будет очень сложно объяснить, почему из среды команды Ющенко и правительства Тимошенко выходят три политических силы или три политических партии. Это, по моему мнению, если не деморализует, то создаст определенное непонимание. Ведь политики «режут» людей на электоральные поля и спокойно себя чувствуют, а людям это труднее делать. Они говорят: мы возьмем либеральную нишу, мы — правоцентристскую, мы — патриотическую... Это смешно. Поэтому я склоняюсь к тому, что все-таки на 2006 год это должен быть единый блок, который точно не будет возглавлять Ющенко, и, если возникнет конфликтная ситуация, — не будет возглавлять Юлия Тимошенко. Возможно, во главе станет какая-то компромиссная фигура. На самом деле важен результат, сохранение команды, правительства и Президента, так как мы все понимаем, что за год будет сложно продемонстрировать и реализовать то, что записано в программе. Времени для этого нужно намного больше, а только после 2006 года возникнет ситуация, когда можно будет с новой местной властью и самоуправлением работать увереннее и спокойнее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать