Никто не хотел отдавать
В Украине невозвращено кредитов на 27,8 миллиарда гривенМежду тем, по подсчетам экспертов Центра экономического анализа законодательства (Вашингтон, США), чтобы достичь уровня доходов экономически развитых государств, Украине необходимо вложить 4 триллиона долларов в основные фонды — инфраструктуру и оборудование. Эта сумма приблизительно в сто раз превышает недавний размер валового национального продукта нашей страны. Значит, без кредитов и инвестиций не обойтись, а для этого, в свою очередь, нужно реформировать правовую систему таким образом, чтобы сделать возможным бесспорное использование собственности (основных средств производства) для обеспечения (гарантирования) кредитов.
В Украине общий объем задолженности по кредитам на начало этого года достиг 27,8 миллиарда гривен, что на 45% выше, чем годом раньше. Объем выданных кредитов к номинальному ВВП составляет всего 13,8%, в том числе всего 3 (три!) процента приходится на долгосрочные заимствования. Уровень кредитования экономики считается одним из важнейших показателей, способствующих социально-экономическому развитию стран мира. По данным Всемирного банка, соотношение объемов кредитования и объемов ВВП в Украине составляет 23%. Тогда как средний показатель для стран с низким уровнем доходов — 25%, с доходами выше среднего — 61,3%. В результате осмысления этих диспропорций, а также изучения зарубежного опыта и родилась идея законопроекта «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации отягощений», обсуждение которого состоялось на расширенном заседании парламентского комитета по финансам и банковской деятельности.
Проект этого закона позволил министру финансов Украины Игорю Юшко заявить не только о логике в действиях правительства и парламента, но и настаивать на том, что в них имеется определенная последовательность. По его словам, количество невозвращенных кредитов сегодня очень высоко: «Три живых кредита должны отработать не только собственную экономику, но и четвертый, невозвращенный, под который банки должны формировать определенные резервы». Юшко уверен, что именно это сдерживает сегодня снижение кредитных ставок (при ставке Нацбанка 8% цены коммерческих банков на кредиты в среднем за год в четыре раза выше).
Опираясь на свой практический опыт банкира, председатель комитета Сергей Буряк указал, что этот закон является одним из ключевых элементов законодательной базы для «запуска прав кредиторов в Украине», без чего невозможно говорить о существенном росте объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и снижении процентных ставок по кредитам. По мнению народного депутата, именно высокие риски являются одной из основных причин застоя в кредитной сфере Украины, и для их снижения необходимо разработать целостную законодательную базу кредитного рынка. Народный депутат Николай Онищук считает, что на сегодня судебная практика определения кредитных договоров недействительными в Украине является чрезмерно распространенной.
По мнению вице-президента Ассоциации украинских банков Антонины Паламарчук, причинами высоких рисков при кредитовании экономики в Украине являются политическая нестабильность и недостаточная прогнозируемость перспектив экономического роста. Так, по ее данным, капитал украинских банков (на 1.01.02) составлял всего $1,5 миллиарда, что равняется всего лишь 76,5% от капитала банковской системы Украины в 1996 году.
Слабую наполненность украинского финансового сектора А.Паламарчук объясняет также и тем, что в стране практически не действуют частные пенсионные фонды, страховые компании, тогда как в развитых странах для долгосрочных вложений используются именно собранные ими ресурсы. Довольно низким остается и доверие населения к государству и банковской системе. По словам Паламарчук, если общий объем вкладов в банках достиг 16 млрд. гривен, то за пределами банковской системы все еще находится 24 миллиарда. В этой связи Паламарчук выступила против налогообложения доходов от банковских вкладов, назвав эту меру «неразумной». Она подчеркнула, что государство требует от банков развития долгосрочного кредитования и снижения ставок по кредитам, но в то же время до последнего времени не занималось защитой прав кредиторов, отдавая приоритет правам заемщика.
У всех участников обсуждения представленного проекта проходила мысль о том, что его утверждение будет способствовать преодолению всех упоминавшихся негативных факторов и, следовательно, оздоровлению украинского финансового рынка. Правда, по мнению народного депутата Сергея Терехина, чья подпись также стоит под этим проектом, до его принятия нужно еще определиться с тем, что делать с рядом отраслевых законов, ограничивающих или вовсе запрещающих отчуждение залогового имущества или вводящих для этого специальную процедуру. Тем не менее закон, берущий под защиту права кредитора, сегодня, как говорится, полностью созрел и бизнес ощущает в нем критическую потребность. Видимо, борьба развернется между двумя «лобби» в украинском политикуме — должниками и кредиторами. Первых, напомним, немало. Чего стоят только истории с банками «Украина», «Славянский», «Градобанк».
Выпуск газеты №:
№214, (2002)Section
Панорама «Дня»