Обезвоживание
Что и как будут пить украинцы в недалеком будущем?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040806/4139-1-2.jpg)
Ученые предрекают, что весь XXI век пройдет под знаком борьбы за владение постепенно истощающимися природными ресурсами. Одним из них, опередив по значимости нефть и газ, станет питьевая вода.
За предыдущее столетие потребление пресной воды в мировом масштабе выросло в 17 раз. Уже около миллиарда человек ограничены в доступе к ней. Низкое качество воды стало главной причиной распространения многих инфекционных болезней — по данным Всемирной организации здравоохранения, почти 25% населения земного шара рискует получить эти заболевания через питьевую воду.
В ТРУБАХ И РЕКАХ
Уровень водоснабжения жителей Украины — один из самых низких в Европе. При этом, из- за качества коммуникаций, по расходу воды — мы далеко не аутсайдеры. А поскольку круговорот H2O в природе еще никто не отменял, интенсивное обращение воды при далеко не идеальных условиях очистки делает ее все менее пригодной для питья. В минувшем году сотрудниками региональных СЭС было установлено 6273 нарушения санитарного законодательства, прекращалась эксплуатация 5070 объектов водоснабжения, из которых «насовсем» — 414.
За 2003 год в Украине по причине употребления недоброкачественной питьевой воды было зафиксировано шесть вспышек инфекционных заболеваний. Пострадали 913 человек (из них — 357 детей) в Днепропетровской, Луганской, Житомирской, Львовской и Донецкой областях. Печально знаменитая эпидемия в Суходольске не только пошатнула здоровье многим сотням украинских граждан, но и облегчила госбюджет на четыре с половиной миллиона гривен.
Как отметила на состоявшейся в мае текущего года коллегии Минздрава главный государственный санитарный врач Украины Ольга Лапушенко, снижение объема сброса сточных вод в водоемы, связанное со спадом промышленного производства, не повлекло за собой улучшения качества воды. На смену торжеству индустриализации пришел упадок состояния водопроводно-канализационных коммуникаций. Их строительство, капитальный ремонт и реконструкция практически не ведутся: 6% водопроводов не соответствуют санитарным нормам, а их изношенность в различных областях Украины колеблется от 30 до 70%. Проблемы с качеством воды в той или иной степени испытывает большинство регионов. Лишь 25% украинских сел имеют центральное водоснабжение — остальные пользуются водой из колодцев и скважин.
Согласно сообщению на научно-практической конференции директора Института гигиены и медицинской экологии АМН Украины А.Сердюка, большинство водоемов Украины относятся к третьему классу. Тогда как забор питьевой воды для населения должен проводиться только из водоемов первого класса. И это при условии, что качество питьевой воды в Украине определяется 28 показателями (в Европе их — 56).
Самая неблагоприятная ситуация наблюдается в бассейнах рек Днепр, Северский Донец, на реках Приазовья, некоторых притоках Днестра и Западного Буга, где вода классифицируется как «очень грязная» (6-й класс). Более половины городов с населением свыше 100 тыс. человек обеспечиваются питьевой водой по графику. В 123 населенных пунктах питьевая вода по отдельным физико-химическим показателям не отвечает требованиям действующего стандарта: имеет повышенную общую жесткость, повышенное содержание сухого остатка, железа, марганца, фтора, нитратов и аммиачных соединений природного происхождения.
ТИПИЧНЫЙ СЛУЧАЙ
Николаев — один из многих областных центров Украины, страдающих от качества питьевой воды. Почти весь ее объем — 90% — днепровского происхождения. Состояние вод Днепра, которыми пользуется 75% населения страны, вообще вызывает озабоченность у санитарных врачей. Ситуация в Николаеве усугубляется тем, что вода поступает в город, «собрав» всю грязь в находящихся выше крупных населенных пунктах.
Василий ГАНУСОВСКИЙ, главный санитарный врач Николаевской городской СЭС: «Те методы очистки, которые сейчас есть на очистных сооружениях, позволяют доводить воду до требований ГОСТа. Это с одной стороны. Но с другой стороны износ очистных сооружений — 43%. В аварийном состоянии — 60 км водопроводных сетей. То есть возможен так называемый «вторичный подсос» — вторичное загрязнение».
В среднем за год лабораториями санслужбы определяется 4— 5% нестандартной воды, не соответствующей ГОСТу по бактериологическим показателям.
Впрочем, радоваться николаевцам, пользующимся водой из реки Ингулец, не стоит, — по своим показателям она еще хуже днепровской. А вода из скважин, используемая жителями «приписных» городских поселков Матвеевка, Терновка, Большая и Малая Коренихи, не соответствует ГОСТу ни по химическим, ни по бактериологическим параметрам. В аварийном состоянии находятся еще и 60 километров канализационных коммуникаций. Очистные станции не справляются, и вода, поступающая в Днепробугский лиман после очистки, не соответствует предъявляемым требованиям. Холерные эпидемии 1991, 1994—95 годов — тому подтверждение. Четвертая очередь очистных сооружений, которую начали строить лет пятнадцать назад, «заморожена».
В этом году ВСЕ пляжи Николаева закрыты. Закрыты официально, что не исключает их «нелегального» использования горожанами, измученными летней жарой. В минувшем году более 50 человек после купания в местных водоемах страдали кишечными и гастроэнтерологическими заболеваниями.
По словам главного санитарного врача В. Ганусовского, «вирусный гепатит у нас сейчас пошел на подъем — за текущие полгода в два раза выросла заболеваемость. В 21% от отобранных проб питьевой воды мы находим антиген вирусного гепатита А уже в чистой воде».
Станислав ТИТОВСКИЙ, главврач Николаевской инфекционной больницы: «Если вода в водопроводе бывает круглосуточно, то опасности практически нет, потому что даже если прорыв, то вода не втекает в трубу, а вытекает. А если нет, то она собирается в нижних точках, а в верхних точках — вакуум. Вот этот вакуум и сосет все через любые щели. То, что было и в Суходольске».
Возможен ли суходольский вариант в николаевской интерпретации? Александр КУШИЛЕВСКИЙ, замначальника Управления ЖКХ Николаевского горсовета: «Техническое состояние водоканала на сегодняшний день таково, что практически, начиная со второго квартала, каждый раз его сети приносят «подарки».
Что такое «подарки»? Это — едва ли не ежедневные «реки», заставляющие горожан перебираться на другую сторону улицы кенгуриными прыжками, и связанные с устранением последствий аварии отключения многоквартирных жилых домов от питьевых ресурсов. Это — автомобили, вдруг провалившиеся по крышку капота на ровном, казалось бы, асфальте.
И вода, пить которую без использования дорогостоящих фильтров или кипячения небезопасно и просто неприятно.
ВАРИАНТ ВЫХОДА
Года два назад очередной подъем ГКП «Николаевводоканал» тарифов на свои услуги вызвал немалое сопротивление со стороны областных властей. Понять их можно: качество воды не улучшилось, а ее потери, «заложенные» в новом тарифе, составляли едва ли не его половину. Многочисленные суды в конце концов подтвердили правильность расчетов. Что неудивительно — тарифы, страшившие своей величиной пару лет назад, при принятии решения судом последней инстанции выглядели уже более чем мирно.
Василий ТЕЛЬПИС, директор ГКП «Николаевводоканал»: «Сегодня себестоимость выше, чем тариф. Поэтому предприятие еле-еле существует. И дело не в износе. Дело в том, что мы при этом тарифе, собирая почти 100% оплаты, не имеем возможности рассчитаться за электроэнергию, заплатить налоги и выплатить зарплату. Наша себестоимость на 42% зависит от электроэнергии. И если цена на нее поднимется, что мы будем делать?
Инвестор-арендатор (строительная и страховая фирмы, создавшие ООО «Николаевгорводоканал»), объявившийся этой весной и пожелавший взвалить на себя нелегкое бремя снабжения горожан качественной питьевой водой, удивил своим внезапным появлением многих депутатов горсовета. Все коммуникации «Николаевводоканала» отдаются в аренду на 49 лет с ежегодной выплатой в 6 млн. гривен. Причем первые 10 лет арендная плата взиматься не будет.
Николай ВОРОНА, депутат горсовета: «Я считаю, что в аренду сдавать нужно. Но необходимо изучить следующие вопросы. Мы решаем на сессиях, что даже сдача в аренду подвалов должна происходить на конкурсной основе. А тем более, когда готовится к сдаче в аренду «Николаевводоканал» — водная артерия нашего города. И что это такое: получить имущество на срок в 49 лет и 10 лет не платить аренду?
Региональное отделение Фонда госимущества не усмотрело в ситуации с передачей стратегического объекта в почти полувековое пользование никаких огрехов, кроме малого нюанса. Любовь ОЧКУРОВА, зам. главы РО ФГИ Украины: «Была рекомендация, что такой комплекс целесообразнее было бы сдать по договору о концессии. Если взять закон о концессии, там конкретно написано о таких вот комплексах: водоснабжение, водоотвод. Но тут окончательное решение принимает городской совет, поэтому мы не настаивали ни в коем случае, а просто рекомендовали».
На последней сессии горсовета, состоявшейся в конце июля, договор об аренде целостного имущественного комплекса ГКП «Николаевводоканал» (стоимостью в 209 млн. грн.) депутаты большинством голосов таки одобрили.
Инвестор обещает многое. Вложение 100 миллионов гривен, из которых больше половины составит взятый им кредит. Замену ныне действующих, едва справляющихся с нагрузкой насосов на новые, — на вдвое экономичные и результативные. Использование в масштабах всего города пока что такой диковинной для Украины вещи, как ультрафиолетовая очистка воды, позволяющей не только снизить употребление хлора, но и бороться с вирусными инфекциями — тем же гепатитом А. Постепенную замену изношенных канализационных и водопроводных сетей. И даже — сохранение ныне действующих тарифов. Разумеется, при неизменности цен на энергоносители и т.п...
Прибыль инвестор намерен получать за счет сокращения потерь воды. И уж ни в коем случае он не хочет обижать потребителей, решая проблемы оплаты исключительно мирным, судебным путем. Короче говоря, будем пить (в смысле, воду) и не тужить.
Выпуск газеты №:
№139, (2004)Section
Панорама «Дня»