Образ Украины на Западе: эквилибрист с Чернобылем
В сознании многих европейцев Украина, как и Россия, расположена, если не на другом континенте, то, по крайней мере, за пределами европейской цивилизации. Именно поэтому, объясняли корреспонденту «Дня» в разных учреждениях, часто приходится слышать, что принимать ее когда-либо в Европейский Союз — это все равно, что принимать Мексику в США. Последним в таком духе довольно недипломатично высказался председатель комитета Европейской комиссии по расширению ЕС Гюнтер Ферхойген. Однако, уверяют представители западной дипломатии, полной ясности по этому вопросу в головах ответственных лиц нет. «Не стоит ставить вопросы, на которые у нас нет ответа», — сказал один дипломат, просивший не называть ни его имя, ни его страну. Для специалистов-дипломатов, экспертов, аналитиков безоговорочен тот факт, что Украина — все-таки в Европе. Но сейчас она ни экономически, ни политически не может соответствовать стандартам, необходимым для вступления в Евросоюз, написала «Файненшл таймс». «Что касается Украины, то мы еще не решили, как именно расценивать этот случай», — приводит французская «ЛиберасЮн» слова министра иностранных дел Франции Юбера Ведрина.
И в то же время, как признался в разговоре с корреспондентом «Дня» один из французских дипломатов, в последнее время образ Украины среди специалистов несколько улучшается. Во-первых, по его словам, ее зарубежную политику признают безошибочной. Украина в данном случае выглядит эквилибристом, который, балансируя на тонкой проволоке между Россией и Западом, не сделал ни одного опрометчивого шага. Во-вторых, позитивным считается то, что Украина, в отличие от России, начисто лишена каких-то проявлений империализма (хотя откуда им взяться? — В.З. ). В-третьих, избрание Леонида Кучмы на второй срок воспринимается как символ того, что Украина уже не возвратится назад, что пытается сделать ее соседка Беларусь. Это ощущение подчеркивается решительным отказом Кучмы от вступления в российско-белорусский союз. Для экспертов до сих пор кое-что значит то, что Украина в свое время (хоть и не без давления Запада) согласилась избавиться от расположенного на ее территории ядерного арсенала, а потом, после не менее тяжелых переговоров с «семеркой» согласилась закрыть ЧАЭС. И для всех — Украина расположена на границе между Европой и чем-то.
С одной стороны, это все напоминает крайне стандартные фразы западных руководителей на тему — «Украина является очень важным партнером для Европейского Союза».
С другой — оптимизм эксперта Немецкого общества внешней политики Александера Рара, убежденного, что на самом деле отношения между Украиной и Западом развиваются очень хорошо, имеют под собой основания, хотя и не всегда заметные невооруженным глазом.
Французский дипломат, призывающий не очень переживать по поводу постоянной проволочки Европейским Союзом, который уже год не может определиться со своей стратегией отношений с Украиной, тоже, очевидно, прав.
Ведь любая стратегия может устареть уже в момент ее опубликования. Стратегия стратегией, но вместе с признанием важности Украины для европейской стабильности, вместе с еще не потерянной до конца благосклонностью, вместе с постепенным ростом интереса западной прессы к Украине, есть много вещей, которые представителей Запада просто удивляют.
Это и вопрос, как можно столь бездарно распорядиться ресурсами (человеческими, земельными, промышленными). Это и запутанное законодательство, которое невозможно не нарушать. Это и гигантская зависимость Украины от российских энергоносителей и рынка — возникает вопрос: а можно ли говорить о настоящей независимости в таких условиях?
Наконец, для западного ума остается непонятным, почему жители украинского Востока и Юга не считают себя украинцами и не желают воспринимать украинский язык.
Очевидно, таких вопросов возникнет со временем еще много.
Очевидно, что Украина еще должна многому поучиться — в первую очередь, быть собой, вспомнить, что не все сразу делается — и всегда иметь в виду, что психологические стереотипы ломаются труднее всего.
Вряд ли Украина должна кому-то, кроме самой себя, доказывать, что она действительно есть и будет европейским государством. По-видимому, было бы лучше сосредоточиться на том, чтобы дать своим гражданам жить по европейским стандартами — тогда и тональность разговоров наверняка будет другой.
Выпуск газеты №:
№237, (1999)Section
Панорама «Дня»