Образовательный эксперимент — на грани срыва
Выпускники школ не спешат регистрироваться для участия во внешнем тестированииСистема внешнего независимого тестирования вводится в Украине с 2001 года. В первом эксперименте (именно так его назвали в Министерстве образования и науки) участвовало всего четыре тысячи выпускников и несколько высших учебных заведений страны. Ежегодно новая система поступления в вузы совершенствовалась, а в прошлом году МОН упразднило режим эксперимента, провозгласив тестирование обязательным для всех выпускников 2008 года.
Сейчас, по данным Украинского центра оценки качества образования, завершается регистрация участников тестирования нынешнего года (последний срок подачи заявок — 20 февраля). Педагоги озабочены неактивностью школьников в некоторых регионах страны, например, в Запорожской области зарегистрировано лишь 20% выпускников. Также работники МОН обеспокоены тем, будет ли достаточно средств для проведения выпускной кампании: из нужных 130 миллионов гривен государственным бюджетом предусмотрено лишь 52 миллиона. По словам директора Украинского центра оценки качества образования Игоря Ликарчука, единственная надежда — помощь физических и юридических лиц и поступления местных бюджетов.
— Утешает тот факт, что 68% 11-классников хотят участвовать в тестировании, поскольку видят в этом немало плюсов, — замечает Игорь Ликарчук. — Так, по результатам выпускных экзаменов большинство школьников становятся абитуриентами вуза без сдачи дополнительных экзаменов. В прошлом году из 117 тысяч выпускников в вузы поступило 39 тысяч учеников. Это достаточно высокая цифра, ведь прошлогоднее тестирование проходило еще в режиме эксперимента, когда не все школы и вузы работали по этой схеме. Наибольшей проблемой тестирования-2007 была соответствующая обработка результатов и идентификация работ участников. Во избежание фальсификаций, работы киевских учеников проверяли кировоградские педагоги, одесских — львовские и т.д. Такая схема будет действовать и в нынешнем году.
Педагоги признают, что система внешнего оценивания еще до сих пор несовершенна. По словам министра образования и науки Украины Ивана Вакарчука, пока что непонятно, как быть с контрактной и заочной формой обучения, как приравнять условия получения образования в городе и в селе. Как замечает господин Вакарчук, по большей части проблемы сельского образования решаются на региональном уровне. Так, некоторые вузы проводят конкурсы, олимпиады для одаренных детей сельской местности, за счет чего способные школьники получают шанс учиться в этих учебных заведениях. Но такие инициативы вуза — нынче редкость.
Теперь в региональных отделениях Украинского центра оценки качества образования проводятся пробные тесты для всех желающих. Так, по результатам пробного тестирования в Одесской области, выпускники набрали необходимое количество баллов для получения сертификата (минимальное количество баллов — 4).
— Пробное тестирование показало, что иногда учителя завышают оценки ученикам, руководствуясь объективными факторами: старательность школьников, личные симпатии и тому подобное, — отмечает президент ассоциации руководителей школ Елена Онаец. — Однако сейчас мы озабочены тем, что проведение внешней оценки в апреле или мае нарушит учебный процесс. Как показывает практика прошлогодних тестирований, 11-классники, получив сертификаты, не посещают занятий в школе, которые по учебному плану продолжаются до 31 мая. А еще, зная заранее экзамены по каким предметам они будут сдавать, ученики игнорируют другие учебные дисциплины. Все это снижает общий уровень знаний школьников.
Как выход из ситуации, педагоги предлагают сделать базовые предметы учебной программы (историю, украинский язык, математику, физику, химию) обязательными экзаменами в рамках внешнего оценивания. Теперь вносить коррективы уже поздно, но учесть их нужно в следующем году, ведь от этого зависит качество образования в целом.
Выпуск газеты №:
№23, (2008)Section
Панорама «Дня»