Перейти к основному содержанию

Очевидное — невероятное

09 июля, 00:00

Это первая «невероятность» для сторонников окопной логики. «Невероятность» вторая — НАТО не только не агитировал и не агитирует нас вступать в этот альянс, но предупреждает, что процесс этот — долгая и тяжелая дорога. Мы у себя в стране должны договориться и осознать, какими мы хотим быть, чтобы быть интересными для НАТО. Пока что мы — «гадкий утенок».

«Невероятность» третья. На стыках НАТО и не-НАТО уже больше не формируются угрозы европейской безопасности. Наоборот, здесь формируется пояс стабильности. Границы Украины с НАТО (Польша, Венгрия) для Украины гораздо менее проблемны, чем с не-НАТО.

«Невероятность» четвертая — Россия. В Москве недавно открыта полномасштабная Миссия НАТО в России. В Украине пока что только небольшой офис связи с НАТО. Россия подписала в Риме соглашение с НАТО о сотрудничестве в формате «двадцатки». Высшее руководство России спокойно отреагировало на решение Украины от 23 мая.

«Невероятность» пятая. Мы не вступаем в НАТО. Потому что нас сейчас туда не примут. Мы только заявили, что мы хотим стать такими, как страны НАТО, по уровню развития государства, уровню жизни людей. А чтобы наши люди были еще и защищены так, как граждане стран НАТО, то мы намерены попроситься в их команду. Ведь у них более 50 лет не было никаких конфликтов между собой. Правда, до этого нужно будет пройти подготовительный период и, особенно, аспирантуру (недаром страны-кандидаты на вступление в НАТО называются странами-аспирантами). Нужно не год и не два очень старательно поработать простым аспирантом по специальной программе и сдать не один экзамен, как это добровольно делают все страны, принявшие такое решение.

«Невероятность» шестая. После того, как мы уговорим 19 глав государств (это сейчас 19 членов НАТО, а тогда это будет не меньше 25-ти стран), и они согласятся нас взять в свою команду и подпишут соответствующие документы, нужно будет еще уговорить парламенты этих 25-ти стран, чтобы они ратифицировали решение о нашем принятии. А потом нужно будет подписать с НАТО и ратифицировать в своем парламенте несколько специальных соглашений. Иллюзия, что НАТО — это Брюссель, и что в Брюсселе заманивают и принимают в НАТО, — это иллюзия черно-белой логики.

«Невероятность» седьмая. Пока далеко не все страны НАТО поддерживают идею допустить нас даже к аспирантуре. Мотивы у них разные, но они есть. Очень уж огромная ценность в сегодняшнем мире — гарантированная коллективная безопасность и оборона. Она дает стопроцентные гарантии безопасности, но она недешевая. Что касается прав члена Альянса, то мы это скоро освоим. Здесь у них сомнений нет, а вот как у нас будет с выполнением обязанностей, а они не только финансовые — это нам еще нужно будет очень и очень много раз доказывать практическими делами.

«Невероятность» восьмая. У нас чуть ли не самые большие Вооруженные силы среди стран Западной Европы и наибольшие — среди стран Восточной и Центральной Европы. Но они наименьшие по сравнению с объединенными вооруженными силами НАТО (и сейчас, и в будущем) и стран-членов ДКБ во главе с Россией.

После вступления в НАТО Словакии и Румынии (а это произойдет скоро) мы окажемся в окружении двух военно-политических ядерных блоков — НАТО и ДКБ. Возможно, с нами еще останется Молдова. Можно будет, правда, и впредь делать ставку только на свои собственные вооруженные силы, мучить бюджет и военных командиров постоянным многолетним недофинансированием...

Но вокруг нас будет развиваться другой мир — более прагматичный и более эффективный: мир коллективных систем обороны и безопасности.

«Невероятность» девятая. Нас могут не принять в НАТО. Если мы прорвемся в «аспирантуру» и подойдем к ее завершению, а это будет зависеть только от нашей старательности, в НАТО будет 25—30 европейских стран. Это почти вся Европа. НАТО будет, без сомнения, очень серьезно трансформирован. Можно с большой вероятностью предсказать, что НАТО еще больше усложнит процесс присоединения к Альянсу, так как он уже это сделал в 1999 году, введя так называемый режим ППЧ (программа по получению членства) для стран-аспирантов. И эти осложнения касаются главным образом политического, экономического, информационного, правового характера, верховенства права, прав человека... И стандарты эти будут очень высокими. Будем ли мы готовы к таким изменениям? Догоним ли мы этот процесс в Европе? И когда?

И, наконец, последнее. Возможно, наиболее приемлемое для ментальности, выращенной столетиями безгосударственности, — никуда не стремиться и никуда не вступать. Куда вывезут волы истории, туда и будет. Ведь это так трудно...

Можно ссылаться при этом на Швейцарию или на Австрию. Мутить сознание людей. Но все эти «невероятности» — для сторонников ретро-мышления. Их не так много и, к счастью, становится все меньше и меньше. Новая логика третьего тысячелетия воспринимается большинством украинцев, взявшихся за государственную работу. Названные «невероятности» — это сложные реалии нового мира, к которому нужно приспособить Украину.

Сегодня в Киеве вместе с коллегами из НАТО начинается очередной этап трудной экспертной работы. Анализ пяти лет сотрудничества Украины с НАТО в рамках Хартии об особом партнерстве. Анализ новых реалий в Европе, в НАТО, в Украине. Анализ украинских амбиций. С чем пойдем в Прагу? На что мы можем рассчитывать? Кто из 19-ти членов Альянса и в чем нас поддержит?

Но самое главное — мы должны максимально уточнить и детализировать свое домашнее задание.

Объемы и сложность проблем, которые нужно будет решать на этом пути, невероятно большие и сложные. Воля и целеустремленное упорство должны быть ежедневными спутниками всех, кто возьмется за эту работу. Будут скептики и клеветники, шептуны, крикуны... Но нельзя оглядываться и останавливаться.

В этой работе для нас будет важно все. И все нужно будет использовать. И саммит Украина — НАТО в Киеве, и саммит «Мост к Праге» Вильнюсской десятки, который состоялся в Риге 5—6 июля этого года. Ведь поддержка Украины в Рижской декларации десятью европейскими странами-аспирантами и приветствие ее участия в этом саммите — это часть этого нашего будущего успеха. Нас поддержали десять будущих членов НАТО.

Понадобится титаническая работа с Россией. Ведь наш путь в европейские структуры, включая НАТО, возможен только при условии отсутствия противостояния с Россией. Это аксиома. Даже наоборот. Отношения с Россией должны становиться все лучше. Эта парадигма пока что тяжело воспринимается на уровне «обычного» сознания. Но ее нужно и можно будет решить. Главное — не испугаться сложности и объемов работы. И держать все время в голове, что целью является создание более надежных и долговременных гарантий национальной безопасности, безопасности граждан Украины. Мы научимся жить в высококонкурентном мире. У нас все для этого есть.

А полную безопасность Украины в будущем мы должны создать. Мы все сегодня ответственны за будущее Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать