ОПРОС «Дня»
Запад нам поможет?Евгений БЫСТРИЦКИЙ, исполнительный директор Международного фонда «Відродження»:
— Да и еще раз да, но не в Остапо-Бендеровском понимании помощи «на халяву», а в ясном осознании смысла любой помощи как усиления собственного спасания. Другой реальной помощи у людей не бывает. Запад абсолютно способен помочь нам через предоставление просветительской помощи (которая нуждается в огромных средствах, кстати), чтобы усилить наше собственное самоспасение через понимание простых вещей — верховенства права, прозрачности власти, реформы закостенелого администрирования, общественной и неприятной для них ответственности власть имущих и т.д. и т.п. Запад способен помочь нам здесь и более практически — через давление европейских законов и общественных норм на недостатки нашего руководства и общественного уклада — когда мы сами будем пытаться идти на Запад по пути рыночной торговли, научных, технологических, культурных обменов. Но тогда Запад будет способен помочь нам еще больше — силой, через жесткие принуждения всемирного рынка вытягивать из нас скрытые способности, о которых мы пока только пассивно догадываемся, когда повторяем о нашей большой духовности.
Помощь Запада сегодня такая, какая она есть. Я уверен, что, например, фонд «Відродження», который оперирует благотворительными деньгами Джорджа Сороса, является одним из ярких примеров того, как самим украинцам — общественности — можно наиболее оптимально распоряжаться западной помощью. О каком «патернализме» речь? Каждый полученный от нас грант должен быть сгустком активности, общественно значимой инициативы, развитием нас с вами.
Постсоветская зависимость — это, прежде всего, зависимость от своих собственных страхов, неустроенности, неурядиц, неумелых господ. Если кто-то считает, что Запад намерен подкармливать последних — тому уже ничем не помочь. Вспомните арест Лазаренко. Не стоит создавать культ Запада, как не стоит смотреть на западную помощь, как на большой соблазн мирового заговора против нашей уникальной культуры.
Дмитрий ГОЛОВКО, студент, Киев:
— Однозначно ответить на этот вопрос, по-моему, невозможно, потому что до сих пор все иностранные кредиты использовались у нас под девизом: «А после нас хоть дефолт!». Если бы за счет кредитов провести реформу бюджета, резко снизить его дефицит, запустить процесс увеличения в реальном секторе экономики — все это позволило бы финансировать внутренние и внешние долги, контролировать их динамику и цены. Понятно, что ничего этого сделано не было, и поэтому Украина прочно вошла в полосу потенциальных дефолтов. Нельзя сказать, что в Украине не было людей, которые не понимали хрупкости временного кредитного счастья. И все же иногда предлагали законопроекты, которые бы вывели из экономического кризиса. Но кому было такие законы принимать и выполнять?
Выпуск газеты №:
№28, (2000)Section
Панорама «Дня»