Перейти к основному содержанию

Основной путь экспорта каспийской нефти определен

31 октября, 00:00

После того, как в Анкаре президенты Турции, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана и министр энергетики США подписали декларацию о поддержке еще не существующего на практике нефтепровода Баку — Джейхан в качестве основного пути экспорта каспийской нефти, были расставлены, видимо, последние точки над «і».

Нефть пойдет в Европу через Турцию, Грузия будет получать дивиденды от использования своей территории, возможно, нефтепровод продолжат до Казахстана, а Украину попросят в ближайшее время не беспокоиться. Ибо стратегический интерес для Киева мог бы составлять только проект Баку— Супса—Одесса—нефтепровод «Дружба», которому отныне отводится роль только одного из возможных дополнительных путей, — а здесь конкурентами Украины могут выступить Румыния и Болгария.

Дипломаты заинтересованных сторон пока что ведут себя сдержанно — мол, на самом деле еще не все решено, и крупнейшие из заинтересованных компаний — «Бритиш Петролеум», «Амоко», «Экссон», «Пеннзойл», «Юнокал» — объявят о поддержке или отказе от пути Баку — Джейхан 12 ноября. Но еще до этого посол Турции в Украине Альп Караосманоглу в интервью «Дню» говорил, что сейчас, в условиях падения мировых цен на нефть и неполной загруженности добывающих мощностей на Каспии, создание более одной экспортной системы не нужно.

Плюс — президенты стран-подписантов декларации настаивают на значительных налоговых и тарифных льготах для участников проекта, плюс — США сразу выделяют $823 тыс. гранта и гарантируют будущим участникам проекта страхование политических рисков. Наибольший минус пути Баку — Джейхан — его стоимость, которая, по информации АП, оценивается во $2,5—4 млрд. Очевидно, с подписанием анкаринской декларации можно считать, что главной проблемой теперь будет: когда путь Баку — Джейхан заработает, и будет ли строиться нефтепровод Джейхан — Самсун, в котором планирует принять участие и Украина. Стоимость проекта оценивается приблизительно во $3 млрд, пути его финансирования пока что не определены.

До сих пор интерес к транзиту каспийской нефти из азербайджанских и других месторождений через Украину высказывала только Польша. Недавно компанию ей составила Венгрия — но это вряд ли те рынки, ради которых международные финансовые структуры немедленно взялись бы за финансирование этого пути. Он и до сих пор определяется только как перспективный, и козырями Украины в борьбе за него может быть лишь полная готовность терминала и нефтепровода Одесса — Броды, достройка которых также стоит денег. Хотя на сегодня единственной страной, которая выглядит однозначно побежденной, является Россия. Украина числится «в резерве» — если она сможет заинтересовать Запад так, как это сделала Турция, если добыча нефти на Каспии будет расти, если цены на нее не будут падать...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать