Основной путь экспорта каспийской нефти определен
После того, как в Анкаре президенты Турции, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана и министр энергетики США подписали декларацию о поддержке еще не существующего на практике нефтепровода Баку — Джейхан в качестве основного пути экспорта каспийской нефти, были расставлены, видимо, последние точки над «і».
Нефть пойдет в Европу через Турцию, Грузия будет получать дивиденды от использования своей территории, возможно, нефтепровод продолжат до Казахстана, а Украину попросят в ближайшее время не беспокоиться. Ибо стратегический интерес для Киева мог бы составлять только проект Баку— Супса—Одесса—нефтепровод «Дружба», которому отныне отводится роль только одного из возможных дополнительных путей, — а здесь конкурентами Украины могут выступить Румыния и Болгария.
Дипломаты заинтересованных сторон пока что ведут себя сдержанно — мол, на самом деле еще не все решено, и крупнейшие из заинтересованных компаний — «Бритиш Петролеум», «Амоко», «Экссон», «Пеннзойл», «Юнокал» — объявят о поддержке или отказе от пути Баку — Джейхан 12 ноября. Но еще до этого посол Турции в Украине Альп Караосманоглу в интервью «Дню» говорил, что сейчас, в условиях падения мировых цен на нефть и неполной загруженности добывающих мощностей на Каспии, создание более одной экспортной системы не нужно.
Плюс — президенты стран-подписантов декларации настаивают на значительных налоговых и тарифных льготах для участников проекта, плюс — США сразу выделяют $823 тыс. гранта и гарантируют будущим участникам проекта страхование политических рисков. Наибольший минус пути Баку — Джейхан — его стоимость, которая, по информации АП, оценивается во $2,5—4 млрд. Очевидно, с подписанием анкаринской декларации можно считать, что главной проблемой теперь будет: когда путь Баку — Джейхан заработает, и будет ли строиться нефтепровод Джейхан — Самсун, в котором планирует принять участие и Украина. Стоимость проекта оценивается приблизительно во $3 млрд, пути его финансирования пока что не определены.
До сих пор интерес к транзиту каспийской нефти из азербайджанских и других месторождений через Украину высказывала только Польша. Недавно компанию ей составила Венгрия — но это вряд ли те рынки, ради которых международные финансовые структуры немедленно взялись бы за финансирование этого пути. Он и до сих пор определяется только как перспективный, и козырями Украины в борьбе за него может быть лишь полная готовность терминала и нефтепровода Одесса — Броды, достройка которых также стоит денег. Хотя на сегодня единственной страной, которая выглядит однозначно побежденной, является Россия. Украина числится «в резерве» — если она сможет заинтересовать Запад так, как это сделала Турция, если добыча нефти на Каспии будет расти, если цены на нее не будут падать...
Выпуск газеты №:
№209, (1998)Section
Панорама «Дня»