Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

От настоящей Прони Прокоповны — «Чистое амбрэ»!

Поздравляем Маргариту Криницыну с днем рождения
06 октября, 00:00

Сереньким осенним утречком у себя на 17-ом этаже высокой хаты на Березняках, в полном тумане сна и яви, а также слиянии личности и роли, проснулась Проня и Маргарита, она же Прокоповна и Васильевна Сирко-Криницына.

Проснулась в неважном настроении. И не с той ноги — ибо та нога сильно болела всю ночь и сейчас болит. Где ее палочка, чтобы подняться? І як у мене тіпається серце. Аж пукет по грудях скака у тахікардії... С кем и с чем я осталась? Ночью снился покойный и дорогой муж Женя Оноприенко — фронтовик, автор сценария замечательного фильма «В бой идут одни «старики». Единственная дочка Алена уже давно живет в Москве, замужем, пишет прекрасные сценарии, отмеченные многими призами, но не все ставят. Приезжает иногда. Грустно, что дорогих партнеров по «Двум зайцам» уже давно нет. Правда, теперь они бронзовые — вместе с ней. Напротив — гениальный Олег Борисов. А на скамейке возле своего театра батько Прокіп Свиридович сыдять — сам Яковченко с собачкой.

Не улучшали настроения ни Проне Прокоповне, ни Маргарите Васильевне вот эти самые руины, что остались от нашего, недавно такого замечательного, кино. Какую тут комедию ломать, если кино не снимается, киношники вымирают, молодым нет дороги, а старикам — почета и пенсий человеческих. А главное — ролей. Хорошо было раньше — батько Прокіп Свиридович мав магазин и дом имели свой, хотя и в овраге, но в самом Киеве, на Подоле. А вот сейчас даже правительственная пенсия — и все равно заканчивается. Так я ж народная артистка. А у других людей!..

Маргарита Васильевна взяла палочку и потихоньку пошла-поехала со своего 17-го этажа на базар. Лифт работал. Солнышко засветилось. И у нее улучшилось настроение.

Пошли на базар. И я, ее сопровождавший, пришел на обыкновенном базаре в необыкновенный восторг. И за нее, и за наш народ. Ее моментально узнали. У лотков вокруг стали собираться и старые, и, что совсем замечательно, молодые люди. Их глаза улыбались. «Мы вас любим, напишите автограф, у меня где-то есть ваша фотография, напишите на платочке...» Тетки-торговки звали к себе — отдавали в полцены. Вдоль рядов во время ее медленного прохода в кошелку незаметно клали то килограмм помидор, то яблоки, кусок мяса, огурчиков малосольных. «Та які ж гроші? Ви ж наша народна артистка! Настоящая!..» Прошли на обратном пути через вещевые ряды, и опять к ней: «Вы же наша артистка! Любимая. Вот вам духи — косметика (амбрэ настоящее), коробочку конфет, блок сигарет, «що не шкварчать». Какие деньги? На моих глазах ей подарили шерстяную кофточку!..

Все! Конкретный пример настоящей любви к народной артистке. И Проня в таких случаях любви говорила: «Ах, я такії люблю ужасть как: штоб про таку любов писалось, штоб як смола кипєла!» И в такие минуты приходила к Маргарите Васильевне, в дни безролья или безденежья, отчаянная мысль: «Вот еще потерплю немного, а потом приду к своему памятнику и сяду возле него. Люди добрые!..»

Мы с Маргаритой Васильевной Криницыной несколько видоизменили эту идею: попросили сфотографироваться возле своего изваяния и поговорить.

— Так я вам такое расскажу! Такой роман типа «Матильда — хранцузька гризетка», — ответила Проня Прокоповна. — Я вам такое расскажу и за себя, и за жизнь, и за киношников, и за всех этих перекупок и голохфастовых!..

— А на каком языке? Опять на «суржике» или на родном?

— Народный «суржик», на котором говорили на Подоле, в фильме «За двумя зайцами» и пьесе М. Старицкого — это вопрос моего происхождения, душка. Мой «суржик» собирался из разных мест и языков моего происхождения и обитания.

— Тогда силь ву пле и нельзя ли рассказать о происхождении?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

— Я потому такая смешная и хорошенькая, что на самом деле родилась на Урале, в городке Новая-Ляля. Потом мы все с отцом капитаном переехали в Молдавию. Потом после школы уехала в Москву поступать в самый знаменитый для киношников «пенцеон» — во ВГИК. На артистку. Познакомилась там я со своим Женей-украинцем, который учился там же на сценариста у Габриловича. На четвертом курсе мы, как дети разных народов, со всей студенческой кумпанией отпраздновали вскладчину нашу свадьбу в ресторане «Арагви». Потом через Молдова-фильм волею судьбы оказались в Киеве на киностудии. И на этой украинской студии подошел ко мне в коридоре Виктор Михайлович Иванов и попросил меня подыграть батькам-Сиркам и самому Яковченку в украинской комедии классичейской «За двома зайцями». Утвердили. Собрала я все свои возможности и языки и пошла шпарить «суржиком» народным в фильме. Да так шпарить, что сам Голохвастов сказал: «Ех, Проню Прокоповно, розумні ви, — без мила голите!..»

— Cкажите, многоуважаемая, а известны ли вам современные специалисты по разговорному «суржику»?

— Да у нас много таких ораторов — и жэнщын, и мушчын, и ребенков. Из руководства — предыдущий спикер добре казав. — Карашьо и конэшно, — пока его не вынесли. Но я ж не филологиня, а артистка.

— Вот мы съездили на фотосъемку к вашему памятнику. Выглядели хорошо. У настоящих артистов возраста ведь нет?..

— Есть, душка. У меня, между прочим, завтра день рождения. Вот уже звонят. В условиях перманентной грызни между коллегами-киношниками, я думаю, что первое поздравление будет от Свирида Петровича. (Разрывает бланк телеграммы, читает)... «Горю, палаю од щастя. Моє серце розпалилося, мов щипсі, поки я дождався поздоровити вас з днем народження, моя зірочко ясна. Свирид Петрович Голохвастов».

...Теплое солнышко бабьего лета заглянуло в окно дома народной артистки, добравшись и до 17-м этажа, откуда открывался замечательный вид на Днепр и Лавру. Пусть и следующий день, день рождения Маргариты Криницыной, будет хорошим и теплым. Киношники помирятся и поздравят, не забудут. А зрители, как мы видели, любили и любят ее. Настоящую Проню Прокоповну.

С днем рождения!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать