Перейти к основному содержанию

От слияния к поглощению

Как сделать, чтобы Украина сохранила газовый потенциал?
08 сентября, 19:19

В понедельник в Украине отмечается День газовиков и нефтяников, и по этому случаю «Нафтогаз Украины», о котором упорно говорят как о фактическом банкроте, в пятницу проведет во Дворце «Украина» торжественное собрание и посмотрит грандиозный концерт. Не исключено, что тружеников отрасли придут лично поздравить руководители страны... Но состоится ли аналогичное торжество в следующем году, сегодня еще никому не известно. Один из вариантов дальнейшего развития событий заключается в том, что украинский газовый монополист может быть поглощен еще более крупным монстром — российским «Газпромом».

О соответствующих аппетитах на днях заявил председатель его правления Алексей Миллер. По его словам, стороны сначала создадут совместное предприятие, в которое войдут активы «Газпрома» и «Нафтогаза», после чего состоится слияние «Газпрома» и «Нафтогаза». «Нам не интересно создание СП ради самого СП», — утверждает Миллер.

Есть ли в этом заявлении доля лукавства? Думается, интерес все же присутствует, и немалый. Ведь Украина, как известно, собирается отдать в СП ни много ни мало — всю свою газотранспортную систему, надежно обеспечивающую Европу российским газом (а в придачу еще и месторождение в Черном море). Россия также идет не с пустыми руками: обещает передать СП мощное, но еще не разработанное газовое месторождение. Однако во фразе об отсутствии интереса звучит неприкрытая угроза: мол, не хотите сливаться с «Газпромом», построим «Южный поток», и тогда ваша ГТС превратится в кучу металлолома.

Что и говорить, дружба дружбой, а газовые доходы у каждого свои. Впрочем, официальный Киев, по-видимому, понимает, что с ним вовсе не шутят — готовят глобальный обходной путь. Украина неоднократно заявляла о подготовленных проектах модернизации и достройки своей ГТС как менее затратных и более эффективных, чем строительство газопровода «Южный поток». Глава украинского МИДа Константин Грищенко все еще не теряет надежд убедить Москву отказаться от строительства «Южного потока» в пользу максимального использования газотранспортной системы Украины. «Нам необходимо найти долгосрочные совместные интересы — говорит он и называет их: — Транспортирование максимально большого объема газа именно по нашей газотранспортной системе». «Мы убеждаем россиян, что «Южный поток» просто не нужен, — рассказывает министр, — что это напрасная трата денег и создание дополнительных экологических проблем — и не только экологических — в бассейне Черного моря». От также имеет свое объяснение трудностей в общении с россиянами в этом вопросе: «К сожалению, предыдущее правительство настолько хорошо поработало, чтобы создать убежденность у многих из тех, кто занимается газовой проблематикой в России, что рассчитывать на нас трудно, что теперь это требует дополнительных усилий и определенного времени. Надеюсь, что мы убедим».

Проблема Украины заключается еще и в том, что одновременно с борьбой за выживаемость ГТС, а значит и крупнейшего в прежние годы налогоплательщика страны — «Нафтогаза», нужно добиваться еще и выживания экономики, для которой цена на российский газ оказалась неподъемной даже при скидке в 100 долл. Ведь заложенная не без участия Юлии Тимошенко в действующие газовые соглашения между двумя странами формула цены газа, несмотря на изменившуюся европейскую конъюнктуру, «пляшет» от несправедливой цифры 450 долл.

Создается такое впечатление, что «Газпром» заранее решил не дать забить в свои ворота сразу два гола. По мнению российских газовых генералов, такие «грандиозные» уступки, как отмена «Южного потока» и пересмотр газовой формулы, требуют аналогичной жертвы и со стороны Украины — согласия на поглощение «Нафтогаза» «Газпромом».

Поэтому Миллер однозначно отвергает украинские аргументы о невыгодности «Южного потока» самой России: «Могу сказать, что новые газотранспортные проекты востребованы. Рынок и мощности «Южного потока» нужны для европейского рынка, и мы будем реализовывать этот проект». Тем более что, по его словам, реализуемые «Газпромом» новые газотранспортные проекты уже обеспечены контрактными обязательствами. Глава российского правительства Владимир Путин в тон ему заявляет, что Россию вполне устраивает газовое соглашение с Украиной и она не собирается снижать цену: «Ну куда еще? И так достаточно».

Украина не имеет другого выбора, кроме как демонстрировать настойчивость и оптимизм. «Надеемся, что через некоторое время мы услышим хорошие новости для себя», — говорит наш посол в Москве Владимир Ельченко, видимо, рассчитывая на успех предстоящих 26 октября в Киеве переговоров в рамках комитета по экономическому сотрудничеству. Похоже, такой же настрой царит и в Администрации Президента Украины. Ее глава Сергей Левочкин отмечает: «Украина должна загрузить газотранспортную систему и обеспечить себя импортным газом — эти приоритеты остаются главными в переговорном процессе». Но оптимальный вариант, по его мнению, это все же не два гола в российские ворота, а лишь один: «Максимально сниженная цена на газ».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать