От «я» до «мы»
Как и раньше, свадьбы чаще всего устраивают осенью. Но как...![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070918/4158-1-1.jpg)
За последнее столетие мир сделал олимпийский прыжок от традиций к новаторству, но в чем-то остался сторонником старого: свадьбы, как и раньше, чаще всего планируют на осень. Всего каких-то 100—150 лет назад невеста принадлежала своей семье и не смела идти против традиций, сегодня же того же возраста новобрачная спокойно оденется на церемонию бракосочетания в черную «готовскую» кожу и не будет думать, как это выглядит со стороны. Еще 100 лет назад сам род женил молодых людей: даже наши бабушки выросли с убеждением, что кульминацией жизни должна стать именно свадьба, причем обязательно народная — наполненная традиционными свадебными ритуалами и обрядами. Сегодня же молодежь женится так, как сама захочет, часто не требуя благословения родственников, знакомых и соседей, а еще — с изумлением наблюдая за древними украинскими обычаями, элементы которых также используют во время современных свадеб: традиционные украинские веночки, караваи, платки, обряды выкупа молодой, многодневное гуляние всем селом — то, без чего когда-то брак считался недействительным.
ВЕСЕЛОЙ ЗАБАВЫ!
В большинстве случаев жениться людям нравится — разве найдется еще такое веселое событие в жизни? Собственно, украинские свадебные обряды и построены на шутках, песнях, розыгрышах. Например, обряд двойного выкупа молодой, который еще каких-то 50 лет назад бытовал на Киевщине. Его на празднике «Осень свадебная» в Музее народной архитектуры и быта НАН Украины в Пирогове продемонстрировал фольклорный коллектив «Калинонька» (село Красне Белоцерковского района): юноша в роли брата невесты гарцует на коне и не пускает молодого (жениха) на двор, требуя за нее выкуп. Молодой предлагает ему то конфеты, то шишку, то еще что-нибудь, за что его все другие участники обряда поднимают на смех. Наконец парни «ударяют по рукам», выпивают по рюмке, и брат молодой пускает новобрачного на двор. (Следует заметить, что все новобрачные, которые были на празднике, не настоящие, настоящей была только водка). Но на этом выкуп не заканчивается (на то он и двойной): теперь в дом к невесте жениха не пускают младшие братья и сестры, также наученные требовать выкуп за нее: «Заплатите за сестру, а то она у нас много съела!» Опять торг, опять шутки, в конечном счете молодой дает детям несколько сотен гривен, заходит в избу и садится возле невесты, а люди поют: «Не стій за плечима, не лупай очима, а став кварту горілки та сідай коло дівки». Тогда начинается новый обряд — пришивание цветка молодому.
— Мы сделали реконструкцию обряда выкупа молодой конца XVIII — начала XIX века. Этот обряд бытовал на Киевщине, на Полесье, есть в южной Украине, также ученые зафиксировали его у россиян, сербов, болгар. К сожалению, сегодня он уже почти исчез, — рассказала научный сотрудник музея Елена Громова. — Исследуя этот и другие характерные для украинцев свадебные обряды, приходишь к выводу, что народная свадьба — очень глубокое и продуманное действо: каждая песня, каждый элемент что-то в себе несет: одно охраняет молодую от «плохого глаза», второе является пожеланием, чтобы семья была многодетной, третье — чтобы был достаток в доме. И потому раньше в Украине считалось, что пока не состоится народная свадьба, молодая пара не имеет права жить вместе, даже если и обвенчалась в церкви.
В общей сложности на «Осени свадебной» участвовали пять фольклорных коллективов из Украины, демонстрировших обряды сватания, выпекания каравая, пришивания цветка жениху, которые и сегодня продолжают действовать в этих областях. По словам работников музея, к ним часто, особенно на экскурсиях, обращаются молодые люди с просьбой подробнее рассказать о свадебных обрядах. Поэтому «Осень свадебная» и рассчитана именно на тех, кто интересуется украинскими традициями.
— Я встречала несколько раз новобрачных, которые венчались в нашей церкви именно в народных костюмах, — рассказала «Дню» Елена Громова. — Часто к нам обращаются за консультацией относительно использования народных ритуалов, свадебных принадлежностей. Мы уже думаем открыть при музее соответствующий сектор, который бы отвечал за эту работу.
«КОРОЛЕВСКАЯ» СВАДЬБА
Но далеко не всем по душе народная свадьба. В последнее время в Украине вошли в моду «нестандартные» свадьбы. Речь идет об оригинальных сценариях свадеб и проведении их в необычных местах, куда, собственно, и приглашаются представители ЗАГСа, чтобы еще раз «расписать» молодую пару. Еще раз — потому что, как объяснили «Дню» в одном из районных ЗАГСов столицы, регистрация брака за пределами их учреждения является недопустимой, потому что это — нарушение закона. Стоит это удовольствие немногим больше 300 гривен — ничто по сравнению с общей стоимостью таких свадеб. Работники киевских свадебных салонов, которые занимаются организацией «нестандартных» свадеб, утверждают, что если полностью выдержать стиль до самых мелких деталей, она обойдется в несколько десятков тысяч долларов.
— У нас есть много разных дизайнов свадеб. Например, королевский, вестернский, гангстерский... В основном мы занимаемся нетрадиционными свадьбами, — рассказали «Дню» в киевском свадебном салоне «Event dising». — Все идеи, режиссерские наработки принадлежат нашей компании, поэтому являются нашей интеллектуальной собственностью... За услугами к нам обращаются часто, особенно осенью. Хочу отметить, что нетрадиционные свадьбы — не только тенденция в Украине. Так происходит во всем мире: в США, России, Европе эти свадьбы популярны более 10 лет. К нам мода пришла не так давно — не больше года.
Организаторы этих мероприятий заметили, что в Киеве теперь наиболее распространенной свадьбой является свадьба в европейском стиле: когда новобрачную к алтарю в церкви ведет отец, а ее фату несут маленькие детки в костюмах ангелов. Вообще же, организация нетрадиционных свадеб проходит по принципу «любая прихоть за ваши деньги»: в наших свадебных салонах быстро сориентировались в ситуации и предлагают широкий выбор тематики — восточная свадьба, свадьба- ретро, латиноамериканская и даже... кроличья.
ЧТО ВАЖНЕЕ: ТРАДИЦИИ ИЛИ ЭПАТАЖ? ЛЮБОВЬ!
Выбор сценария и обряда — только за молодой парой, собирающейся вступить в брак. Где именно будет проходить свадьба — в небе или на суше, будет она светской или с соблюдением народных традиций — вряд ли это повлияет на будущую супружескую жизнь и статистику разводов, которая свидетельствует, что практически каждая вторая семья у нас распадается. Но приверженцы традиционного украинского обряда с этим не согласны. Художественный руководитель «Калиноньки» Нина Затворная считает, что, следуя народным свадебным обрядам, молодая пара берет на себя ответственность друг за друга.
— Когда я выходила замуж, мой дед брал меня со всеми этими обрядами. В этом году минуло 35 лет, как мы вместе, — рассказала она «Дню». — Ты уже сидишь и думаешь: «Продали тебя, и дома тебя уже не хотят...» А молодому уже как пришили цветок, так он знал — вот моя жена, это уже — мое, а на стороне — чужое. Т.е. была ответственность...
Но сегодня даже народные обряды утратили свою сакральность — ту, которая была сотню-две лет назад. Присутствующие на празднике участницы народных коллективов, а это по большей части женщины лет 50- 60, утверждают, что современная молодежь относится к обрядам слишком «легко», будто играя, а старшее поколение воспринимало все традиции очень серьезно. Что ж, время идет: теперь выглядело бы смешно делать свадьбу «на все село», да еще и чтобы длилась она неделю, например, как когда-то в Билоусивке на Черкасчине: в четверг — лепят каравай, в пятницу — везут от молодой к молодому сундук, в субботу — девич- вечер, в воскресение — свадьба, в понедельник — «ложки моют и «край забивают» (если вступил в брак последний ребенок, в порог отчего дома забивают кол в знак того, что здесь уже некому жениться, а также чтобы дети во второй раз не женились. — Авт. ), во вторник — опохмеляются. В конце концов, какая разница — африканская свадьба или свадьба под водой, с народными обрядами или «обрядом» на мотоцикле — лишь бы на добро и на счастливую жизнь.
КОММЕНТАРИЙ
Алексей ШНЕЕР , психолог, бизнес-тренер:
— Смысл ритуалов заключается в том, чтобы укрепить общество, семью, национальную или территориальную общину. Ритуал помогает перейти от чувства «я» к чувству «мы». Если эти ритуалы красивые, интересные, увлекательные и люди охотно в этом участвуют, это их роднит. С помощью ритуалов можно укрепить семью или создать четкое представление у молодого поколения и детей о принадлежности к тому или иному сообществу... Сегодня происходит подмена одним ритуалом другого. Потому что народные, старинные ритуалы замещаются ритуалами глянцевых журналов. Речь идет о том, что для современной молодежи стало привлекательным гламурное общество. Существуют огромные корпорации, которые шьют одежду, производят косметику и другие вещи, они все заинтересованы в покупателях. Одним из способов привлечь внимание покупателей, особенно молодежи, является создание некоторых собственных новых ритуалов, которые хоть и имеют определенные исторические корни, но они очень слабо просматриваются. Например, ночные клубы. Это тоже своего рода ритуал. Люди туда приходят, там громко играет однотипная музыка, люди однотипно двигаются... Есть даже такой термин — «клубиться» — постоянно посещать ночные клубы. Причем есть клубы различных музыкальных направлений. И вот этими ритуалами подменяются исторические, национальные. Они более привлекательны, потому что, например, не нужно печь каравай, что является довольно непростым занятием. Думаю, что современные свадьбы устраиваются нетрадиционно для того, чтобы каким-то образом разнообразить серую жизнь. Вероятно, людям хочется экстремальных событий, потому что жизнь наша достаточно предсказуема — бизнес, езда с работы на работу, посещение клуба... А адреналин никто не отменял. Просто так заняться экстремальным спортом, не каждый на это решится. Поэтому если есть такой хороший предлог, как свадьба, то это довольно привлекательный новый ритуал. И если исторические ритуалы роднят с жителями своего села, области или народа, то эти ритуалы роднят с большим сообществом — например, Европой. В Европе это принято, и оно перетекает сюда по понятным причинам — потому что у нас большой рынок сбыта и одним из способов его развить являются такие ритуалы. Это не хорошо и не плохо, это исторический процесс. Пока намного более сильными являются эти новоявленные ритуалы. В них легче участвовать, они более привлекательны и в них больше рекламы.
Выпуск газеты №:
№158, (2007)Section
Панорама «Дня»