ОТЛОЖЕННЫЙ ПРИОРИТЕТ
Письмо в номер!![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010410/465-1-1_0.jpg)
Второй процесс, который, к сожалению, идет прогрессирующими темпами, — это отставание методов образования от запросов современности. Школа сегодня приходит в упадок не только из-за материально- технических условий — идет страшный процесс деградации учительства, оно перестало быть элитой. Большинство учителей сегодня не живет педагогическими проблемами, оно — выживает. Взаимоисключающие процессы устанавливают колоссальный разрыв между авангардными школами и общей массой школ, которые все еще остаются в прошлом, на том уровне, за который нам стыдно перед всем миром, не только перед Европой. Какая тенденция победит? Не застрянем ли мы в прошлом, как застряли на сегодняшний день?»
В наше время сила государства уже измеряется не военной мощью, а уровнем знаний ее населения. «Но не всякая информация в наше время является силой, — подчеркивает директор Киевского института образовательной политики Константин Корсак. — Речь идет не о значении слова «знания» в понимании его как компетентности активного населения. Речь идет о необходимой для производства очень высококачественных и высокотехнологических товаров и услуг сумме знаний, умений и творческо-производственных навыков (другой вариант — «знания для развития» = «Knowledge for development»). Приобрести подобную сумму знаний и умений и стать чем-то стоящим на открытом мировом рынке труда можно только одним способом — превратив образование в сверхприоритет своего государства, в сферу наибольшего внимания и центр вложения всех имеющихся в наличии материальных и ментальных ресурсов. Только это обеспечит условия ее стойкого социально-экономического развития, а также индивидуальные перспективы граждан на личный успех. Уже сегодня серьезные рабочие места во многих «успешных» государствах заполняют только после международного конкурса, на котором заявляют о своем желании не менее трех претендентов из различных стран».
К сожалению, и до сих пор образование в нашем государстве рассматривается по устарелой уже традиции плановой экономики, а не как основной рычаг общественных изменений, как затратная сфера, не как направление основных инвестиций. За все годы независимости намерения осуществить образовательную реформу не преобразовались в результативную программу действий, образование не стало составляющей общественной стратегии инновационного развития Украины. А для этого нужны не просто формальные изменения (например, изменение 5-балльной системы на 12- балльную), а коренные реформы содержания и методов обучения, форм организации образования, подготовки кадров для нее. Падение качества образования и снижение эффективности образовательной политики, считают эксперты Международного центра перспективных исследований, негативно влияет на реформы в других сферах. Образованное, политически компетентное население тяжело ввести в заблуждение. Наоборот, — необразованные, политически пассивные люди легче поддаются популистским лозунгам, подвергаются манипулированию.
Продолжение темы на странице "Общество"
Письмо в номер!
«Я хочу быть полезным этой стране, а она, кажется, этого не хочет...»
Добрый день, редакция газеты «День»! Всегда с интересом читаю вашу газету. Как по мне, вы положительно отличаетесь от других печатных СМИ. Особенно хорошим является то, что вы предоставляете возможность читателям высказывать свое мнение на страницах вашей газеты. Вот и я решил воспользоваться этим случаем и послать вам свои мысли по поводу вашего вопроса: «Какие проблемы, на ваш взгляд, являются сейчас для украинской молодежи наиболее актуальными?». Надеюсь, мой опыт вас заинтересует.
Мне двадцать лет и моим самым большим желанием на это время является желание учиться. После школы я почти год учился в колледже, но был вынужден бросить обучение. В тот год почти вдвое подорожал доллар. Провели индексацию, в том числе и на обучение. Вследствие тотального роста цен на жизнь и отсутствия роста зарплаты, денег в семье на мое обучение не нашлось. С того времени у меня появилась цель. Я решил поступить на бесплатной основе в одно из киевских высших учебных заведений. Я сидел почти полгода за книжками, сидел с утра до ночи. Готовился без помощи репетиторов. Наши черкасские репетиторы заламывают за свои услуги киевские цены. Большинство из них рассказывает тоже самое, что я могу прочитать. Кроме того, даже это многие из них делают не очень профессионально. Летом 1999 года я приехал в Киев готовый испытать свои силы, но произошла очень смешная вещь. В киевском метрополитене у меня «тиснули» документы. Как говорят, нет документов — нет человека. Следствие — на экзамены я не попал.
Двухтысячный для меня был также неудачным: я недобрал два балла. До сих пор уверен, что мне их просто недосчитали. Почему недосчитывают баллы, знают, по-видимому, все. Но это не главное. Я еще как-то смог бы пережить, что вместо меня бесплатно будет учиться более умный ребенок. Но большинство тех, кто сейчас учится бесплатно, при условии честных вступительных экзаменов, не поступили бы в заведение и на платной основе. Это меня возмущает.
За годы, прошедшие с момента последнего школьного звонка, я успел много в чем себя попробовать. Вроде, все получается и неплохо. Но я хочу учиться. Хочу стать профессионалом. Я хочу быть полезным своей стране. Юридическая профессия позволяет внести свою долю в становление молодого государства. В правовой отрасли много работы. Кому-то нужно ловить и садить бандитов, кому-то нужно доработать нормативно-правовую базу, что тут говорить, до сих пор не приняты Гражданский и Уголовный кодексы. Я хочу быть полезным этой стране, а она, кажется, этого не хочет.
Приближается лето. В стольный град Киев я поеду в третий раз. Не знаю, каким патриотом я вырасту, если жизнь пойдет под откос. Но пока я не имею намерения сдаваться. Надеюсь, в третий раз мне повезет, как говорят, Бог троицу любит.
Выпуск газеты №:
№65, (2001)Section
Панорама «Дня»