ОТСУТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ
вновь формирует ситуацию вокруг исчезновения ГонгадзеСобытия вокруг найденных 3 ноября в Тараще Киевской области человеческих останков, которые, по свидетельству нескольких журналистов, побывавших там, могут быть останками Георгия Гонгадзе, беспрецедентны. Как уже сообщили все электронные СМИ, в том числе и государственное УТ-1, 15 ноября группа коллег Георгия, среди которых были редактор Интернет-газеты «Украинская правда» Алена Притула, телепродюсер Лаврентий Малазония, ведущая «ТСН» («1+1») Людмила Добровольская и сотрудник «УП» Коба Алания, «основываясь на имеющихся у них сведениях, решили проверить информацию представителей МВД о том, что найденный 3 ноября в Таращанском районе Киевской области труп не является трупом Г.Гонгадзе» (цитируется по Интерфаксу-Украина). Журналисты в среду посетили Белоцерковское отделение судмедэкспертизы, где им были представлены найденные останки.
По словам Алены ПРИТУЛЫ , опознать тело визуально было невозможно, поскольку оно обезглавлено. В комментарии «Дню» Людмила ДОБРОВОЛЬСКАЯ ссылается на мнение судмедэксперта Белоцерковской судмедэкспертизы №2 Игоря Воротынцева, что тело обработано химическими веществами, возможно, с целью катализации процессов разложения.
Эксперт описал журналистам серебряный браслет, найденный на теле, а также талисман, который обычно носил Георгий, и перстень, которые, по его словам, были найдены. Журналисты уверены в том, что это вещи Георгия.
По настоянию журналистов и в их присутствии был сделан рентгеновский снимок руки, на котором, по мнению судмедэкспертов, есть подтверждения наличия в руке металлических осколков. Не исключено, что это — осколки гранаты. Известно, что Георгий получил осколочные ранения рук во время освещения конфликта в Абхазии.
Эксперт также рассказал прибывшим, что тело нашли 3 ноября вечером недалеко от Таращи в лесополосе в 30 метрах от дороги, закопанным на глубину до 1 метра. На процедуре эксгумации тела присутствовали прокурор Киевской области, главный судмедэксперт Украины, районное милицейское начальство. И что затем, якобы, обнаруженные металлические предметы, вместе с материалом для судебно-медицинской экспертизы, были увезены в Киев.
Дальше начались не поддающиеся никакому объяснению события. По словам Людмилы Добровольской, судмедэксперт предложил им... забрать труп. Для этого нужно было, по его словам, немного: чтобы кто-то из журналистов подписал официальное опознание тела Г. Гонгадзе. Когда это было сделано в прокуратуре Таращи, в таращанской милиции подтвердили, что труп может быть забран. И — что самое непонятное — судмедэксперт Воротынцев выдал журналистам справку о смерти Гонгадзе (!). Одновременно начальник Таращанского районного отдела МВД г-н Валеев сообщил, что он должен был еще за день до этого доставить труп в Киев, но не было машины. В РОВД не возражали, — по словам Людмилы Добровольской, — чтобы труп был забран журналистами.
«Однако пока мы искали гроб и машину для перевоза останков в Киев, тело было увезено из морга неизвестными людьми в неизвестном направлении. Объяснить исчезновение тела нам не смогли ни в Таращанской прокуратуре, ни в РОВД», — сообщила А.Притула Интерфаксу- Украина.
Вечером 15-го, по возвращении журналистов в Киев, следователь по делу Гонгадзе, с которым они связались, через некоторое время сообщил, чтобы они не беспокоились, что останки находятся в известном правоохранительным органам месте. В это же время супруге Георгия — Мирославе — позвонили из городского управления розыска, с приглашением прийти 16-го ноября на опознание трупа. Однако ни 15- го, ни 16-го, как известно, официальной процедуры опознания останков или найденных предметов не состоялось.
«Я не нахожу объяснений тому, почему тело, которое могло интересовать правоохранительные органы в связи с исчезновением Георгия Гонгадзе, найденное 3 ноября, до сих пор скрывалось от родственников и близких?» — заявила утром в четверг А.Притула.
Информация об этом событии была размещена на сайте «Украинской правды» и выдана телеканалами поздним вечером в среду. Наутро в четверг в начале утреннего заседания ВР народный депутат Анатолий Матвиенко обратился с требованием предоставить информацию о будто бы найденном теле журналиста Г. Гонгадзе, а также о его исчезновении из морга. На предложение дать слово временной парламентской комиссии по расследованию дела об исчезновении журналиста, председатель ВР Иван Плющ сказал, что это выступление запланировано на пятницу и дал протокольное поручение министру внутренних дел Юрию Кравченко подготовить промежуточную информацию по факту обнаружения тела журналиста Георгия Гонгадзе (? — От редакции ) и предоставить ее в тот же день, в четверг.
Что же касается силовых структур, то в десять утра в четверг и пресс- служба Генпрокуратуры, и отдел по связям с общественностью МВД утверждали, что комментировать сообщение Интерфакс-Украины не будут, так как никакой информации об этом не имеют. Но во второй половине дня Интерфакс-Украина распространило сообщение, что первый заместитель министра внутренних дел Н. Джига признал факт, что у них находятся останки, найденные в Тараще, но окончательные результаты экспертизы будут известны через неделю.
Затем, по сообщению Интерфакс-Украина, первый замминистра внутренних дел Николай Джига заявил в парламенте, что в данное время неопознанный труп находится в областном бюро судебно-медицинской экспертизы на Оранжерейной. На место в Таращу выезжала очень авторитетная комиссия из числа ученых во главе с главным судебным медицинским экспертом страны Юрием Шупиком, заявил Н.Джига, и до тех пор, пока не будет официального заключения комплексной судебно-медицинской экспертизы (химической, биологической, гистологической и анализа ДНК), «никто не скажет, что это труп Гонгадзе». По его словам, результаты экспертизы могут быть только через неделю. Он также подтвердил, что на трупе были обнаружены металлические предметы, которые в данное время находятся на исследовании. «После того, как станут известны результаты судмедэкспертизы, они (предметы) будут предъявлены для опознания жене», — сказал первый замминистра. К концу дня в парламенте должен был выступить министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко.
На пресс-конференции в МВД Украины заместитель министра внутренних дел Владимир Мельников заявил, что рано делать любые выводы относительно смерти Гонгадзе, пока нет официального документа, который свидетельствовал бы о том, что тело, найденное в Таращанском районе, принадлежит именно ему. Такой документ может выдать лишь судмедэксперт, который лично отвечает за достоверность проведенных исследований. Относительно справки о смерти, выданной Алене Притуле, Владимир Мельников сказал, что разрешение на выдачу подобного документа может дать только следователь прокуратуры, ведущий дело. Сотрудники милиции подобных документов и разрешений не выдают. Владимир Мельников уклонился от комментариев, каким образом на теле убитого был обнаружен талисман, который, возможно, принадлежал Гонгадзе. Кроме того, В. Мельников подтвердил, что тело действительно было найдено 3 ноября и по этому факту заведено отдельное уголовное дело.
КОММЕНТАРИИ
Мирослава ГОНГАДЗЕ:
— В среду вечером мне позвонили из городского управления розыска и сообщили, что тело находится на Оранжерейной. (До этого звонили на прошлой неделе и расспрашивали, какие украшения и группа крови у Георгия). В 9 утра я уже была в прокуратуре Печерского района Киева, провела там целый день, но безрезультатно. На опознание тела меня так и не пригласили, они мне ничего не показали — ни фотографий, ни украшений, хотя заместитель генерального прокурора Винокуров сказал мне, что я могу это все посмотреть. Прокурор Киевской области со мной не общается — сначала он якобы был на месте, а потом как-то внезапно уехал в командировку. Экспертизу проводит главное судебно-медицинское бюро под руководством известного специалиста Ю. Шупика с 4 ноября. Экспертиза очень сложная. Я говорила с главным следователем по делу Гонгадзе. Но оказалось, что решение об опознании принимает следователь по делу. Найденное тело не проходит по делу Гонгадзе, а на нужного мне следователя я так и не вышла.
Я не уверена, что это действительно проверенные факты. Меня беспокоит шум вокруг этого дела. Из каких источников получили информацию журналисты о том, где находится тело, почему они считают, что это именно тело Георгия Гонгадзе? На каком основании им было выдано свидетельство о смерти и почему именно о смерти Георгия Гонгадзе? У меня нет ответа ни на один из этих вопросов. Когда весь поток информации выливается на страницы, на экраны — это большая травма для нас всех, особенно я боюсь за мать Георгия. Я не понимаю, для чего это делается. Конечно, я не могу утверждать, что оно действительно там, и не знаю, чье оно (говорят, — это тело человека, которому больше 40 лет, рост 170 см — это абсолютное несовпадение). Для начала нужно было бы просмотреть процессуальный протокол о нахождении тела. Поскольку мы не видим этих документов, то невозможно сделать какие-то выводы. Сейчас прокуратура — единственный источник информации, ссылаться в этой ситуации на какие-то журналистские предположения, наверное, не стоит.
Александр ЛАВРИНОВИЧ, народный депутат, председатель парламентской Комиссии по делу исчезновения Георгия Гонгадзе:
— Это та ситуация, когда я хотел бы, чтобы все, кто будет что-то говорить, писать об этом, помнили, что их будут слышать родители, дети, близкие журналиста. И в данном случае, когда речь идет о тех действиях экспертизы, которые проводятся в течение двух недель и которые еще не дали окончательного результата, не предпринимать ничего такого, что нанесло бы раны детям и матери. Делать информационные выводы таким образом я бы не стал. Если сегодня утверждать, что найдено тело именно Георгия Гонгадзе, значит, нужно прекращать все оперативно-сыскные действия. А эксперты, специалисты, которые этим занимаются профессионально много лет, такого утвердительного ответа на сегодня еще не дают. Вывод, который был сделан Е. Притулой за описанием вещей, найденных у погибшего, хотя и дает в определенной мере основания для утверждения, что это тело именно Г.Гонгадзе, однако Е. Притула сделала вывод только за описанием, не видев эти вещи лично. Относительно информации о якобы исчезновении тела из морга, то не следует делать поспешных выводов. Это не тот случай, когда тело, как какая-то вещь, может исчезнуть с морга. Об украшениях, которые были найдены, мне ничего не известно — мы это также пытались выяснить. Знакомить прессу с выводами комиссии относительно продвижения расследования дела исчезновения Гонгадзе буду после выступления перед парламентом с отчетом в пятницу, но отмечу, что комиссия после событий среды еще не собиралась.
ОТ РЕДАКЦИИ
Таким образом, и к вечеру четверга вопросов к ситуации вокруг поисков Георгия Гонгадзе (кстати, 16 ноября прошло ровно два месяца после его исчезновения) намного больше, чем каких-либо внятных ответов. Что все-таки происходило в Тараще — на каком основании там выдавалась справка о смерти, подписывались акты «официального опознания» людьми, не являющимися родственниками и, главное, почему останки, предъявленные журналистам, предлагали им вывезти? Почему никто из руководителей правоохранительных структур не дал в четверг комментариев действиям своих подразделений в Тараще? Почему так и неизвестно, когда же именно оттуда было вывезено то тело, которое сейчас якобы находится на экспертизе? Если именно 15-го, то почему так поздно? Почему не высказано никаких версий происходящего вокруг трупа, найденного в Тараще? Это — лишь часть вопросов из множества. Сегодня, в пятницу, должно состояться выступление в парламенте главы временной следственной комиссии ВР по делу Гонгадзе Александра Лавриновича. Возможно, сегодня мы услышим более конкретные вещи о том, что же на самом деле происходит.
Выпуск газеты №:
№211, (2000)Section
Панорама «Дня»