Нации, где преобладают «нейтральные» ... неизбежно осуждены на смерть и рабство.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Овцы и козы Год 2003

Доктор биологических наук Игорь Акимов видит смысл в восточных гороскопах
27 декабря, 2002 - 00:00


Игорь АКИМОВ, директор Института зоологии им. И. Шмальгаузена НАНУ, считает себя счастливым человеком, несмотря ни на какие гороскопы. Он родился в святом месте — на территории Софийского заповедника. Его семья жила там в бывших кельях соборных монахов одного из домов. Во время войны были эвакуация и Урал. С детства очень любил зоологию. С одиннадцати лет был юным натуралистом. Дома не переводились рыбки, лягушки, мышки, ужи. Ужи время от времени убегали, от чего соседи очень нервничали. Животный мир для Игоря Андреевича — открытая книга, поэтому «День» обратился к нему с просьбой рассказать о повелителях 2003 года.

НЕ КОЗЕЛ, А АФРИКАНСКАЯ АНТИЛОПА

— Верите ли вы в гороскопы, в том числе и в восточные?

— Верю. Ведь всегда можно, прочитав гороскопы, которые в большом количестве готовит пресса, подобрать себе лучший. Во всяком случае, если он не подтвердится, то время ожидания, когда все якобы должно произойти, будет периодом оптимистической надежды, а не безысходности, как предлагают «неудачные» гороскопы. Гороскопы предлагают определенную детерминированность, где все должно быть готово заранее. А мне хочется, чтобы я ожидал только чего-то красивого, приятного. Вот таким образом я верю.

— 2003 год будет годом черной водяной козы. Существует ли такое животное в природе?

— Астрологи так были заняты глобальными явлениями в природе, которые они вычисляли при помощи движения планет, что им некогда было обратить внимание на такие основы зоологической науки как классификация. Тогда бы они точно знали, что черный водяной козел — это вообще и не козел, и не баран, как они говорят. Это антилопа, которая живет только в Африке. Поэтому, думаю, здесь есть определенные отклонения, поскольку астрология — это явление, связанное с попыткой связать определенные события с определенными последствиями в отличие от науки, которая интересуется причинами этих последствий, а не только связями.

— Эти животные и в самом деле упрямые, или это люди не хотят их понимать и потому так воспринимают?

— Согласно восточному гороскопу, каждый год отвечает определенным характеристикам соответствующего животного: то ли змеи, то ли обезьяны, то ли быка. Если взять год овцы или козы, то мы увидим, что это сочетание достаточно широкого спектра человеческих особенностей. Если мы скажем на человека, особенно на мужчину, что он — козел, такое изречение будет восприниматься очень однозначно. Но если мы ему скажем, что он — баран, то это также будет восприниматься довольно однозначно, но иначе, чем в первом случае. Это сочетание ментальностей достаточно различных и своеобразных. Для нас овца — это символ кротости, покорности, ласковости, баран — упрямства, козел — это в определенной степени символ нечистой силы. Только посмотрите в глаза козы! Зеницы ее глаз не вертикальные, а горизонтальные, щелевидные, а это воспринимается однозначно — сатана. Сочетание козы и овцы, по-видимому, охватывает весь спектр человеческой ментальности. Поэтому этот год будет интересен, потому что может касаться очень различных аспектов. Можно ожидать, что будет в нас и упрямство, и кротость овцы, и бесшабашность и агрессивность козла. Ожидаю, что этот год будет очень насыщенным.


— Как вы объясняете, что в одном году объединили таких непохожих животных как овца и коза?

— Среди предков и коз, и овец были одни и те же существа. Это целое подсемейство, в которое входят и козлы, и бараны. Домашний вид был создан путем селекции от архаров и муфлонов — горных баранов, а козы, как домашние животные, были выведены человеком от безуарового или бородатого козла и винторогого козла. Они немного отличают

ся. Козел, в отличие от барана, всегда с бородой. Видно, недаром так немного иронически назвали всех москвичей кацапы, т.е. «как цап». Наверное, в этом было что-то такое, что оправдывало такую иронию, потому что, скажем, известно, что мужчины допетровской России носили бороды.

РУНО ИЗ КОЛХИДЫ

— Известны ли какие-нибудь факты, когда козы или овцы повлияли на историю?

— Козы и овцы были первыми животными после собаки, одомашненными человеком. Останки этих животных, уже домашних, возраст которых приблизительно восемь тысяч лет до нашей эры и даже больше, археологи находят во время раскопок древних людских поселений. Кроме того, эти животные привели к глобальным и ландшафтным изменениям на нашей планете. Если вы будете плыть по Эгейскому, Ионическому или Средиземному морям, то увидите там прекрасные острова. Но все они безлесы. Ведь человек очень давно начал разводить коз, которые и съели все деревья. Козы же едят все, даже одежду и бумагу. Поэтому их так любят не очень зажиточные крестьяне, которые от такого животного могут получать большую пользу. А то, что делает овца для человека, переоценить невозможно. Это сильная отрасль сельского хозяйства, это основа экономического благополучия некоторых стран. Что касается истории, мы можем вспомнить золотое руно. Золотое руно — это кожа барана, на которую спускали воду с микроскопическими песчинками золота. Оно там концентрировалось. Таким образом собирали золото в районе Колхиды, в Рионе, куда за ним и плыли аргонавты.

— А насколько высока цена такого овечьего меха?

— Я это оцениваю каждый день, когда одеваю свою дубленку.

— Как можно охарактеризовать человека, которому нравится одежда из меха этого животного?

— Как прагматика. Этот человек знает, что делает в жизни. Это не всегда дешевое, но надежное средство быть одетым тепло, удобно и модно.

— Насколько наши представления об этих животных соответствуют их нраву?

— Трудно сказать. Зоопсихология, изучающая их характер и нрав, имеет свои основания, сугубо эмпирические. Люди же сами увидели, что баран упрямый. Что и козел именно такой, каким он есть, а не другой. Но я бы расширил спектр ментальности этих животных за счет такого понятия как козел- провокатор. На бойнях скот чувствует, когда его ведут «под нож». Он ощущает все: запах крови, страха, смерти. И потому там держат козла-провокатора, который возглавляет отару и ведет ее за собой. Но потом, в последний момент, он убегает налево или направо в дверь за новой отарой. И так все время водит. Мне кажется, это очень интересная аналогия для провокаторов: возглавить и вести под нож, в тупик.

ТАЛИСМАНЫ ЗДОРОВЬЯ И СПОКОЙСТВИЯ

— Кота, например, держат дома к счастью. А зачем держат дома козу?

— В трудные времена коза спасает людей. Моему брату, когда началась Вторая мировая война, было девять дней. И у мамы пропало молоко. Мы были беженцами. Нас занесло аж на Урал, и мы в тех далеких краях завели козу. Там собралось немало украинцев, и все они тоже заводили коз. Собрались все вместе: моя мама с двумя детьми, тетя со своим ребенком, еще одна тетя. Так козьим молоком все эти женщины кормили своих детей, и мы не погибли. Потом вернулись в Украину, где тоже всех спасала коза. И сейчас спасает. Ведь сегодня не все могут покупать импортное молоко.

— По вашему мнению, почему овцы и козы были выбраны символами одного года из 12-летнего цикла?

— Во-первых, это традиционные животные для человечества. Потому что это одни из первых животных, ставших домашними. Во-вторых, как говорил когда-то Сент-Экзюпери в «Маленьком принце» — «мы в ответе за тех, кого приручили». Я понимаю, что человек создавал этих домашних животных для себя и культивировал в них те черты, которые были ему наиболее нужны. Козы и овцы характеризуются неприхотливостью, абсолютной приспосабливаемостью ко всему. Что бы там ни было, свои два литра молока коза даст. И дети, и пожилые люди могут прожить за счет этого молока. Кроме того, оно жирнее, чем коровье.

— Почему маленьких детей часто пугают козой?

— Взрослые просто смеются. А козел потому и козел, что его особенности переносят на людей, обзывая кого-то.

— А может быть коза спокойной, а не своенравной?

— Может быть и спокойной, и покорной. Вспомните хотя бы козочку Эсмеральды Виктора Гюго из «Собора Парижской Богоматери». Но если овца более покорна, то коза — это личность.

— Однако покорность и простота овцы — не такой уж недостаток. Достаточно вспомнить пьесу Н. Островского «Волки и овцы», где хитрецы «споткнулись» на этой простоте. Что вы думаете по этому поводу?

— Я могу ответить по Н. Островскому: «На всякого мудреца довольно простоты».

— В магазинах бойко начали продавать козлоовец — игрушки, где сочетаются внешние черты этих двух животных. А не способны ли на такое изобретатели от генетики?

— Скорее, писатели. Вспомните сатирического «козлотура».

— Как вы считаете, насколько нам под знаком этих животных должно повезти в этом году?

— Я оптимист, хотя пессимист — это информированный оптимист. Я бы очень хотел, чтобы было лучше. Во всяком случае, я желаю всем министрам, чтобы они доказали свою способность что-то для нас сделать. Чтобы мы могли почувствовать хотя бы это.

СПРАВКА «ДНЯ» Игорь Андреевич АКИМОВ в 1960 году окончил биологический факультет Киевского университета. Сразу же был принят в аспирантуру. Работал в Каневском заповеднике. С 1966 года работает в Институте зоологии им. И. Шмальгаузена. В настоящее время директор института, профессор, член-корреспондент Национальной Академии наук Украины, доктор биологических наук.

Юлия КАЦУН. Фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ