Перейти к основному содержанию

Пакеты и пакты

22 мая, 00:00

Судя по заявлениям, сделанным вчера лидерами всех шести парламентских фракций, расклад сил в «спикериаде-02» несколько изменился. Закон физики, согласно которому стол на трех ножках устойчивее, нежели «четырехногий», отчасти верен и для нашей политической жизни: как свидетельствует опыт, политические альянсы из четырех компонентов весьма недолговечны. К утру вчерашнего дня, как и прогнозировалось, самая шаткая составляющая «оппозиционной четверки» — фракция Компартии — «отломилась». Лидер КПУ Петр Симоненко обвинил Виктора Ющенко в срыве очередного заседания лидеров фракций «четверки», намеченного на утро вторника, и осудил лидера «Нашей Украины» за его неготовность «гарантировать стопроцентное голосование своей фракции» за расширенный «пакет», предложенный другими представителями коалиции четырех. Выражая уверенность в том, что только их представитель во главе Верховной Рады обеспечит ее стабильность, коммунисты решили, по всей видимости, продолжать свою игру, — невзирая на то, что на данном этапе другие субъекты этого процесса могут обойтись и без них.

Речь идет о переговорах, которые ведут сейчас лидеры фракций «Наша Украина» и «Единая Украина». По мнению лидера СДПУ(О) Виктора Медведчука, в случае, если «идеологически однородные» и преследующие «одни цели» «НУ» и «ЕУ» договорятся, «вопрос об избрании руководства Верховной Рады может быть решен». Проблема в том, что пока договаривающиеся стороны выдвигают друг другу практически неприемлемые условия: в частности, «Наша Украина» требует себе, по словам одного из лидеров «единщиков» Сергея Тигипко, пост премьера, а «Единая Украина» не видит в спикерском кресле никого другого, кроме Владимира Литвина.

Ведя переговоры «на двух фронтах» (и с «Единой Украиной», и с партнерами по «тройке»), «Наша Украина» рискует упустить свой шанс. С одной стороны он, возможно, уже упущен: по выражению Юлии Тимошенко, если до начала утреннего пленарного заседания во вторник «Нашей Украине», СПУ, КПУ и БЮТ не удастся скоординировать свои действия, следующую встречу «четверки» нужно будет проводить в Каневе, который лидер БЮТ назвала «самым подходящим местом для встречи «четверок». Кстати, любопытная «шпилька» в адрес нынешнего союзника, учитывая, что самый «надежный» и «последовательный» партнер той четверки — Александр Мороз — снова радуется объединению разных идеологических сил, забывая при этом, что все помнят о его личном вкладе в Результат.

Понятно, призывам Юлии Владимировны ее более амбициозные союзники не вняли. (Хотя, судя по наличию представителя БЮТ во всех трех «пакетах», о которых рассказал корреспонденту «Дня» Александр Турчинов, в искренность заявляющей о готовности БЮТ отказаться во имя достижения консенсуса от всех портфелей Ю.Тимошенко трудно поверить.) Очевидно, в порыве отчаяния лидер БЮТ с парламентской трибуны заявила, что в случае, если в рамках «четверки» не удастся достигнуть соглашения по этому вопросу, необходимо провести встречу в рамках шести парламентских сил и распределить должности по пропорциональному принципу.

Словом, вопрос о том, на основании чего новый депутатский корпус мог бы консолидироваться, по-прежнему остается открытым. Предложенный «Нашей Украиной» проект договора о совместных действиях стать базой для объединения способен вряд ли, — слишком уж разное у каждой из фракций видение того, каким он должен быть. Проект сразу стал элементом торга. К примеру, лидер фракции «Единая Украина» Владимир Литвин призывает депутатов вначале определить первоочередные задачи, стоящие перед Верховной Радой, а уж на их основе принимать решения по распределению парламентских портфелей. Обособленную позицию заняли и объединенные социал-демократы, своим напоминанием о необходимости изменить Конституцию в соответствии с решениями Всеукраинского апрельского референдума 2000 года (в частности, лишить депутатов их иммунитета и предоставить Президенту дополнительные полномочия по роспуску Верховной Рады) «наступившие» коллегам на «больную мозоль».

Быть может, фиксировать наличие парламентского кризиса пока еще рано, но оснований для оптимизма остается все меньше и меньше.

Станислав НИКОЛАЕНКО , фракция СПУ:

— Положительно то, что в сегодняшнем процессе избрания руководства ВР задействованы все политические силы. И объединение депутатов, в отличие от аналогичного процесса в прошлой ВР, идет не по принципу «левые- правые», а по линии «демократическая оппозиция — провластные структуры». Оппозиция выдвинула договор о коалиции «четырех», или Договор о сотрудничестве. Кое-кто говорит, что там есть только договоренность, как разделить портфели. Абсолютно нет, там самые главные вопросы — это изменение системы власти, формирование правительства большинством, выборы на пропорциональной основе, передача полномочий от Администрации Президента местным администрациям, формирование местных исполнительных органов. Есть также экономический пакет. И в этом контексте есть, конечно, и вопрос политических договоренностей по формированию руководства Верховной Рады.

Негативным в данном процессе является то, что повторяются старые беды — попытки админресурсом изменить результаты выборов в пользу той или иной ветви власти. И это обостряет ситуацию. Сегодня, например, из нашей фракции вышел депутат (Леонид Гадяцкий. — Авт. ) и вошел во фракцию «Единая Украина». Я видел, как его прессовали в течение многих недель. И еще одного прессуют. Сегодня депутаты не могут решить практически ни один вопрос в своем округе — сразу местные руководители говорят: «Если бы ты был во фракции «Единая Украина», мы бы тебе помогли».

Распределение на «двойку» и «четверку» в парламенте приобретает все более четкие черты. Хотя все знают, что, например, на базе «Единой Украины» впоследствии будет минимум 5—6 фракций. Что касается «четверки», то у нее также есть свои проблемы — например, заложенное в течение многих лет противостояние между правыми и левыми.

Александр ТУРЧИНОВ , фракция БЮТ:

— Как долго будет продолжаться «спикериада», сейчас сказать сложно. Все будет зависеть от того, будет ли достигнут консенсус между участниками «четверки», либо от того, как быстро привлечет на свою сторону, скажем, несколько человек «Единая Украина» и проголосует свой пакет самостоятельно. Что касается второго варианта, то процесс идет. «Единщики» работают не только над привлечением людей в свою фракцию, но и над тем, чтобы кто-то просто «отдал» бюллетени. В отношении наших переговоров с КПУ, СПУ и «Нашей Украиной» могу сказать, что основная проблема сейчас состоит в том, какой пакет «запускать» первым.

На данный момент есть три пакета вокруг которых идет разговор. Первый — предложенный «Нашей Украиной» — спикер Иван Плющ, первый вице-спикер Адам Мартынюк, второй — представитель нашей фракции. Второй — от КПУ — спикер Адам Мартынюк, первый вице- спикер Мусияка, второй — представитель нашей фракции. Третий пакет — предложенный СПУ — спикер Александр Мороз, первый вице-спикер Мартынюк, второй — Мусияка.

Нашу фракцию устраивает любой из этих вариантов. Эпицентром дискуссии являются переговоры между «Нашей Украиной» и коммунистами вокруг должности спикера. Коммунисты твердо стоят на том, что первым должен идти их пакет и поэтому договоренности не достигнуто. Ведь представители «четверки» прекрасно понимают, что за пакет, который пойдет на голосование первым, должна будет голосовать вся четверка в полном составе. Иначе он не пройдет.

Что касается переговоров «Нашей Украины» и «Единой Украины», то у нас о них не информируют. Я затрудняюсь прогнозировать, как будут развиваться события и будет ли найдено общее решение «четверки». Хотелось бы, чтобы «Наша Украина» выдержала давление и не сдала свои позиции.

Леонид КРАВЧУК , фракция СДПУ(О):

— Ситуация, которая сложилась в процессе избрания руководства Верховной Рады, ничем не отличается от ситуации на прошлой неделе. Правда, за это время произошли изменения в плане наработки предложений. Я имею ввиду масштабные предложения «Нашей Украины», «Единой Украины» и представителей других фракций. Сегодня (вчера. — Авт. ) нам удалось поставить вопрос о том, чтобы руководители всех фракций обнародовали свою позицию в процессе переговоров на сегодняшний день. Но самые важные моменты остались неопределенными. К примеру, «Наша Украина» и «Единая Украина» обменялись предложениями, но мы их не видели. Их необходимо конкретно выписать и представить к обсуждению. Голосовать же будет зал. Понятно только одно: «Единая Украина» выступает за то, чтобы определить цели, а потом под эти цели расставить людей.

Хотя, если говорить откровенно, то цели определены давно. И не «Нашей Украиной», не «Единой Украиной». Они определены законами и Конституцией. Говорить же можно о первоочередных задачах. Следует найти такую согласованность в парламенте, чтобы она не сводилась к противостоянию. «Наша Украина» считает, что вначале следует избрать руководство парламента и комитетов, а потом переходить к первоочередным задачам. В этом есть свой резон и с этим многие согласны. Проблема в том, что они не говорят о том, кто будет председателем парламента. Но подтекст такой — «Наша Украина» не хочет, чтобы главой Верховной Рады был конкретный человек — Владимир Литвин. На этом настаивают и другие фракции. «Единая Украина» говорит, что только Литвин и никто другой. Таким образом, в данном случае следует не отходить от проблемы, пряча ее за законами, кодексами и т. д., это мы уже проходили, а решить конкретный вопрос: будут ли голосовать за Литвина? Если нет, то получается тупик, из которого следует искать выход путем компромисса. В противном случае депутатам придется признать свою недееспособность.

И следует отказаться от политических амбиций. Коммунисты, к примеру, настаивают на том, чтобы спикером был только представитель от КПУ. А у них фракция 66 человек. Понятно, что это невозможно. Им предлагали должность первого вице- спикера. Если они согласны только на должность спикера, то такое предложение в Верховной Раде не пройдет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать