Перейти к основному содержанию

Парад искренних имитаций

16 апреля, 20:18
ВИК МУНИС В ГАЛЕРЕЕ «PINCHUKARTCENTRE» ВО ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ СВОЕЙ ВЫСТАВКИ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

В киевской галерее «PinchukArtCentre» открылась персональная выставка известного бразильского художника Вика Муниса «Вик Мунис: Экспертиза». На ней представлены 50 произведений, созданных в 1993—2007 годах, являющих собой своего рода ретроспективу.

Вик Мунис (Vik Muniz) родился в 1961 году в одном из самых больших городов Бразилии, Сан- Паулу. Сейчас живет и работает в Нью-Йорке. С начала 90-х Мунис представляет свои работы по всему миру, в частности, в Центре современного искусства BALTIC (Великобритания), в Музеях современного искусства Нью-Йорка, Монреаля, Сан-Диего, Сиэтла; имел экспозиции в Токио, Париже, Афинах и Дублине, а в 2001 году представлял Бразилию на 49-ом Венецианском Биеннале.

В своем творчестве последние 20 лет Мунис исходит из убеждения, что больше нет объектов для съемки, поэтому их нужно создавать. Следовательно, сначала он компонует определенное изображение в реальности из самых разнообразных материалов — арахисового масла, мусора, джема, ваты, гвоздей, ниток, земли, сахара, шоколада, даже из таких дорогих, как черная икра, золото и бриллианты. Сделав снимок, уничтожает оригинальное изображение, поэтому остается только фотография.

А, впрочем, об оригинальности здесь нужно говорить осторожно. Потому что имитация картин Коро, Джона Констебля и Пиранези (из пряжи), Энди Ворхола (из джема), Гвидо Рени (мусор), Родченко (портрет Маяковского повторен из черной икры), при всей самобытности веществ, все же имитацией и остается. Более того, в своей деятельности Мунис также переходит из стиля в стиль, из приема в прием, словно составляет справочник по истории современности. Он делал и коллажи, и бриколлажи, и самые разные инсталляции, и ленд-арт (есть у него выполненные с помощью бульдозеров прямо на земле исполинские фигуры размером 300 на 400 метров, сфотографированные с вертолета) — все только ради того, чтобы снять и уничтожить первоисточник.

Учитывая все это, можно считать, что Мунис — плоть от плоти того таки искусства, дитя постмодерна — ничего своего, только цитаты, цитаты и цитаты, фотокопии того, что уже само по себе является копией. Кроме того, у актуальных художников не менее, чем произведение, важен жест, какая- то эффектная придумка, которая на это произведение указывает, привлекает к нему внимание. И тут гость из Бразилии стремится к чрезвычайной актуальности: то, что он делает, — по существу, только жест и ничего более. Важно не то, что изображено (потому что изображение и так уже хорошо известно у других художников), а то, из какого материала и какими усилиями оно было сделано. Полное торжество технологии, в котором даже результат не слишком важен.

Но все это в определенном смысле честнее, чем выставлять плохо нарисованные картины или домашнее видео собственного производства, выдавая это за последнюю художественную истину.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать